• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Меню

Лицей НИУ ВШЭ

Сотрудничество и взаимоуважение, независимо от возраста и статуса

Stanford University Math Camp глазами лицеистки Марианны Бежанян

Марианна Бежанян – лицеистка с направления «Математика» – летом прошла курс Stanford University Math Camp, выбранный ей в качестве программы Грантового конкурса Лицея. Марианна рассказала об отборе в стэнфордскую летнюю школу для одарённых математиков, онлайн-лекциях до шести утра и планах на зарубежное образование.

Резиденция Synergy

Резиденция Synergy
Источник: https://sumac.spcs.stanford.edu

Stanford University Math Camp (SUMaC) – это летняя международная математическая программа Стэнфордского университета, одна из летних школ Stanford Pre-Collegiate Studies. SUMaC стремится давать заинтересованным старшеклассникам углублённые знания в области математики: темы, которые изучают участники, преподаются на старших курсах технических вузов. Во время проведения программы старшеклассники обычно живут в резиденции Synergy на территории Стэнфорда, но в 2020 году от очного формата пришлось отказаться. На протяжении трёх недель занятия проходили онлайн.

Выбор программы

Желание подать заявку на SUMaC появилось ещё весной предыдущего года, когда я увидела информацию о ней на сайте MIT admissions. Тогда приём был уже закрыт, поэтому я начала подготовку к поступлению с самого начала 10 класса. Грантовый конкурс показался мне очень хорошей возможностью получить дополнительную финансовую поддержку.

SUMaC я выбрала по нескольким причинам. Во-первых, один из курсов направлен исключительно на изучение топологии – темы, до которой добираются только в вузе. Ни в одном лагере я не видела подобный уклон, хотя на некоторых других престижные летних программах (Ross, PROMYS) есть возможность послушать одну-две лекции по этой теме. Топология достаточно сложная, но я точно знала, что хотела бы изучать именно её. В 10 классе я начинала делать мини-исследование по топологии с преподавателем из Вышки.

Во-вторых, мне понравились место проведения – кампус Стэнфордского университета – и возможность еженедельно посещать экскурсии по главным достопримечательностям Сан-Франциско. В других лагерях, которые я рассматривала, меня не так сильно привлекало географическое положение.

 

Марианна Бежанян
Марианна Бежанян
Фото из личного архива

Онлайн-формат

Самое обидное, конечно же, то, что в этом году программу перевели в онлайн (так и не увидела Пало-Альто). Но я не сильно расстроилась, так как подсознательно заранее понимала, что это произойдёт. Хорошо, что программу совсем не отменили. После общения с директором SUMaC я поняла, что рассматривается возможность полного или частичного перехода лагеря на онлайн-формат, так как он оказался более эффективным, чем все ожидали. Из-за ковида Стэнфорд изменил расписание студентов, значит, летом будет меньше свободного места на кампусе. Так как очень многие участники онлайн-программы сказали, что она превзошла их ожидания, то это будет учтено. Среди плюсов онлайн-формата – возможность взять больше ребят и значительное снижение стоимости обучения.

Отбор в SUMaC

Отбор в лагерь конкурсный. Если конкурс на раннюю подачу при поступлении в Стэнфорд составляет 9%, то в обычный год конкурс в SUMaC составляет 5% на 40 мест. С переходом в онлайн-формат появилась возможность брать не 40 учеников, а 65, но и заявок в этом году было больше. Были и победители USAMO (американский аналог ВсОШ по математике), претенденты на Международную Олимпиаду, а также обычные школьники из разных городов и стран, которые вообще не занимаются олимпиадной математикой.

Процесс отбора в SUMaC очень похож на процесс поступления в любой американский вуз: нужны 2-4 письма с рекомендациями от учителей, оценки из школы за последние 2 года, результаты стандартизированных тестов SAT или ACT (не требуется для иностранцев), результаты TOEFL (для подающих из не англоговорящих стран), много разных эссе о том, почему именно тебя должны взять в SUMaC и так далее.

Ещё есть вступительный экзамен с задачками разной сложности. Самое сложное в них – понимание условия, так как иногда оно может занимать целую страницу А4. Большинство поступивших, как и я, правильно решили 5 или 6 задач из 7. Задачи были как на знание алгебры, так и на олимпиадные темы, однако суперсложных не было. Одну задачу не решил почти никто, но, как сказал наш инструктор, она была там скорее для того, чтобы можно было оценить логику участников тестирования. Поэтому в таких случаях стоит расписывать абсолютно всё, что приходит в голову. Ясно, что ребят, которые решили только 2-3 задачи, даже не рассматривали, однако тех, кто решил 5-6 задач было намного больше 65 людей. Тогда оценивалось портфолио: эссе, письма, достижения.

 

Подготовка к программе

На сайте college confidential есть форум для SUMaC, где отписываются люди, которых взяли на программу. После получения результатов о поступлении один из участников, который уже второй раз попал в SUMaC, создал большой чат в Discord, где мы – поступившие – общались несколько месяцев. Там были и ребята с прошлых лет, и новенькие, как я. Многие устраивали вечера знакомств на несколько часов по Zoom ещё до лагеря, поэтому мы достаточно хорошо друг друга знали. У опытных ребят можно было спросить, чего ожидать от программы, стоит ли почитать что-нибудь. В принципе дополнительной подготовки не требовалось, так как уровень всё равно у всех разный, и учитель старается это учитывать при объяснении материала. Тем, кто собирается подавать на программу по топологии, я бы посоветовала почитать немного про теорию групп.

Обучение

Для меня обучение было особенно изнурительным из-за разницы в часовых поясах. Я слушала лекции каждый день с 3 часов ночи до 6 утра, а потом ещё присутствовала на office hours, где мы просто обсуждали всё, что хотели.

На лекциях мы изучали тему, а в качестве домашнего задания у нас были problem sets. Сдать на проверку требовалось лишь одну задачу, а по поводу остальных можно было задать вопросы во время индивидуальных занятий или консультаций с ассистентом. Также были три гостевые лекции с профессорами из MIT, Принстона и других университетов по разным темам: прикладное использование топологии в программировании, искусственный интеллект, использование абстрактной математики в политике.

Всем учащимся можно было выбрать один из трёх факультативов: лидерство, международные коммуникации и здоровье. Они показались мне скучноватыми, однако некоторым определённо нравилось (там были ребята не только из SUMaC, но и из других программ Stanford pre-collegiate). Полезной оказалась лекция члена приёмной комиссии Стэнфорда о том, что нужно для поступления (хотя по сути это был скорее пересказ того, что есть в свободном доступе, без инсайдерской информации).

Обычно каждый участник должен сделать исследование по предложенной или собственной теме, но в онлайн-формате это можно было делать по желанию. Большинство участников всё же презентовали свои работы на последней лекции. Я рассказывала о хроматических числах разных топологических поверхностей. Совсем необязательно делать полностью оригинальное исследование, скорее это подробный анализ какой-то темы и её презентация в формате исследования.

Программа оказалась достаточно сложной. У большинства участников проблемы были в самом начала, хотя у меня спад продуктивности выдался на вторую неделю. Начинается всё с введения в топологию, а заканчивается гомологиями. Получается достаточно сумбурно, но если слушать лекции, то определённая часть точно усваивается. Мне понравилось, что не было рейтинга, так как сдавать надо было одну любую задачу по теме. Каждый делал, сколько мог или сколько хотел, поэтому напряжённой обстановки или конкуренции не чувствовалось.

 

Из личного архива Марианны

Общение

Со мной на курсе Session 2 Program II учились 17 человек. Большинство из них – из Америки, а именно из Сан-Франциско, однако были и ребята из Китая, Индии, Швейцарии и других стран. Английский язык обучения не создавал дополнительных сложностей для понимания материала. Во время подачи документов у меня был TOEFL 98 баллов – такого уровня вполне достаточно для поступления и успешного прохождения программы. Мы часто обсуждали культуры наших стран, школьные программы и любимые музыкальные группы.

В принципе SUMaC предусматривает внеучебное взаимодействие даже в онлайн-формате: мы постоянно просто болтали по Zoom с учителями или без, играли в онлайн-игры и даже вместе смотрели кино. За три недели все так сдружились, что один из участников расплакался на церемонии закрытия, когда со всеми прощался.

 

Из личного архива Марианны

Опыт SUMaC и планы на будущее

SUMaC не только даёт представление об обучении на условном матфаке, но и позволяет очень многое узнать о культуре Стэнфорда. Для меня SUMaC оказался лучшим форматом онлайн-обучения, хотя я также училась в лагере AwesomeMath и просто в школе.

После разговором с Риком Соммером, директором SUMaC, я узнала, что из 40 участников, 25 обычно точно подают в Стэнфорд (учитывая, что не все участники программы выпускники и вообще могут подать документы в вуз) и 15 из них обычно продолжают обучение там. В этом году я определённо буду подавать ранней подачей в Стэнфорд, а также в Чикагский Университет, так как его очень сильно советовал мне ассистент нашей программы в SUMaC.

В плане профессионального будущего я рассматриваю три варианта: инженерия защиты окружающей среды, математика или архитектура. Думаю, что даже если я выберу не математику, как свой основной вид деятельности, то возьму майнор по ней, так как она близка мне. Вообще, Стэнфорд один из немногих ВУЗов, где очень много студентов получают double major (двойную специализацию), и эту возможность я тоже рассматриваю, так как хочу развиваться в разных сферах. Однако обучение на двух программах значительно сложнее, поэтому пока об этом мне только предстоит думать.

На деле в большинстве американских вузов абитуриент подаёт документы в сам университет, а не на конкретную программу, поэтому есть возможность ещё год (а где-то и два) попробовать другие интересующие сферы перед принятием окончательного решения.

 

Группа Грантового конкурса Лицея