Лицей во время изоляции: как перейти в онлайн и остаться собой
Учебная жизнь
Безусловно, для любого образовательного учреждения экстренный перевод занятий в дистанционный формат — это вызов. Ключевая стратегия Лицея в текущей ситуации состоит в том, чтобы профильные предметы учебного плана лицеисты могли проходить с преподавателями в онлайн-режиме, а базовые — самостоятельно, используя записанные ранее видео-курсы
Наталия Копытова, заместитель директора Лицея:
Учебные занятия проходят с использованием онлайн-курсов, разработанных преподавателями Лицея, которые размещены в LMS университета, где каждый лицеист имеет личный кабинет и доступ к курсам по предметам — Теория познания, История и теория культуры, Астрономия (базовый уровень), Биология (базовый уровень), География (базовый уровень), Информатика (базовый уровень), Литература (базовый уровень), Социология, Экономика (базовый уровень), Математика (базовый уровень).
Лицеисты и преподаватели общаются в синхронном режиме, видят друг друга, что позволяет не терять контакт. Планирование учебной нагрузки на всю неделю помогает лицеисту организовать день.
Учебные занятия планируются в расписании — 1750 уроков пройдёт на следующей неделе в синхронном режиме (MS Teams — 249, Zoom — 1149, ЭлЖур — 249 и единичные включения на других платформах) — это все предметы углубленного уровня 10-11 классов, для 9 классов онлайн-уроки по русскому языку, алгебре, геометрии, иностранному языку и по всем предметам из списка по выбору ОГЭ. Все синхронные занятия планируются в расписании с использованием сервиса электронного журнала, осуществляющего прямой доступ на онлайн-урок на любой цифровой платформе (лишь 25% расписания составляют асинхронные занятия).
Если во время обучения возникают технические сложности, их удается решить и достаточно быстро возобновить работу. Помогают в этом не только сотрудники Лицея, но и волонтеры направления «Информатика, инженерия, математика». К ребятам можно обратиться через группу «Техническая поддержка Лицея НИУ ВШЭ». «Изначально предполагалось, что у лицеистов или преподавателей могут возникнуть проблемы со скачиванием или использованием программ. В итоге ко мне стали обращаться с настройкой веб-камеры на ноутбуке или чтобы разобраться с недавно полученными корпоративными аккаунтами. Лично мне интересно работать в техподдержке — я всегда рад помочь другим решить проблемы с ПО или компьютером», — рассказывает десятиклассник Евгений Старцев.
Для методической поддержки преподавателей была создана закрытая группа ВКонтакте «Лаборатория «Уроки карантина». Она призвана компенсировать отсутствие личного контакта и является площадкой для профессионального общения и обмена опытом дистанционного обучения.
Вместе с преподавателями в онлайн перешли и кураторы учебных групп. Кураторские собрания с лицеистами проходят теперь в онлайн-режиме с использованием платформ MS Teams и Zoom.
Внеучебная жизнь
Лицеисты и преподаватели уже провели онлайн-квиз, игру «Математический карантин», фотоконкурс, «Диванный гитарник» в Zoom, Физкультминутка-вебинар от кафедры физической культуры. В планах — артистическое чтение сказок в формате стрима (авторский проект руководителя направления «Футуритет» Дениса Подкопаева) и поэтический вечер лицеистов проекта «Сохрани мою речь». Более подробная информация о развлекательных мероприятиях публикуется в группе Лицея ВКонтакте и на сайте внеурочной деятельности.
При помощи цифровых платформ будут организованы онлайн-встречи с выпускниками направлений, строящими карьеру по профилю подготовки. Лицеисты смогут задать любые вопросы о учебе или работе в той области, которую они для себя выбирают. Ближайшие вебинары пройдут с выпускниками направлений «Востоковедение» и «Гуманитарные науки».
На онлайн-формат работы перешли психологи Лицея. Запись на консультацию теперь проходит через страницу на официальном сайте Лицея. Лицеисты могут обратиться с вопросами по поводу возросшей тревожности или трудностей с самоорганизацией во время карантина. Также для психологической поддержки учащимся запланированы вебинары-лайфхаки на острые темы.
Организаторы лицейских проектов тоже рассматривают возможность перевода оффлайн-событий в онлайн. Первой об этом заявила команда «Медианочи» — одного из главных ежегодных мероприятий Лицея и факультета коммуникаций, медиа и дизайна ВШЭ. Лекции и интерактивы по истории моды, культурологии и журналистике пройдут 24 апреля. Гости смогут посетить онлайн-конференции и прямые эфиры в YouTube, Zoom, Instagram и TikTok.
Во время каникул часть лицеистов присоединилась к студенческому проекту по строительству Вышки в многопользовательской игре Minecraft. Цель проекта — отвлечься от напряженной обстановки и познакомиться с другими студентами. Команда из учащихся и выпускников построила здание Лицея в Большом Харитоньевском переулке. По словам участницы онлайн-строительства десятиклассницы направления «Дизайн» Алены Соколовой, формат игры позволяет проводить в виртуальном здании дистанционные мероприятия — например, дни открытых дверей.
Внутренние коммуникации
Во время всеобщей самоизоляции особенно важно не потерять контакт друг с другом. Быть в курсе онлайн-активностей, общаться и обмениваться впечатлениями лицеистам и преподавателям помогут новые каналы онлайн-коммуникации в Лицее. Так совпало, что именно на апрель пришелся перезапуск социальных сетей и появление тематических рассылок. Сориентироваться в новых возможностях поможет гайд по коммуникационной поддержке.
Одним из нововведений стали прямые YouTube-трансляции «Спроси меня про лицей» с директором Лицея Дмитрием Фишбейном. Во время них директор отвечает на заранее собранные вопросы лицеистов. Трансляции будут проходить по вторникам и пятницам в 18 часов вечера на официальном YouTube-канале Лицея.
Один из кураторов перезапуска, выпускник Лицея Федор Тормосов:
Сама идея канала с администрацией — это принципиально новая система информирования для лицея. Раньше вся информация распространялась через кураторов и подкреплялась сообществом ВКонтакте. Сейчас же мы надеемся, что лицеисты начнут получать информацию «из первых рук» — через прямой инструмент коммуникации с администрацией — канал ВКонтакте».
Другое новшество — еженедельные почтовые рассылки. Они работают на формирование общей повестки недели, отсюда название «Среда Лицея». В рассылки будут попадать не только лицейские, но и городские мероприятия, а также события Вышки. Сейчас рассылку читает около половины лицеистов и сотрудников, что является очень хорошим показателем.
Не менее важный результат проекта — вовлечение лицеистов в работу редакции. Ключевая идея в том, чтобы учащиеся наравне с сотрудниками участвовали в формировании плана публикаций и подготовке контента. Что касается выпускников и преподавателей — они тоже могут выступить в роли авторов материалов и даже вести лицейский Instagram на протяжении недели. В качестве ведущих себя уже попробовали руководитель направления «Гуманитарные науки» Елизавета Космидис, одиннадцатиклассница Дина Немцова и выпускник, преподаватель Лицея Антон Бойченко.
Новые каналы коммуникации позволяют измерять вовлеченность аудитории, сколько человек получило и прочитало тот или иной материал. Но есть и другой важный индикатор успеха перезапуска — количество заявок, которые будут приходить на почту редакции. «Удобство использования всей системы «заказчиками» — лицеистами, сотрудниками, выпускниками — это главный показатель, наряду с количественными показателями просмотров, реакций», — считает Федор. По его словам, редакция будет рада не только новым авторам и заявкам на информационное сопровождение, но и любой обратной связи, отправленной на почту проекта
Копытова Наталия Владимировна
Космидис Елизавета Алексеевна
Подкопаев Денис Сергеевич