• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Лицей НИУ ВШЭ

Сотрудничество и взаимоуважение, независимо от возраста и статуса

Почему практика необходима: пример одной поездки в Торжок

С начала двухтысячных среди родителей, детей да и тех, кто ответственен за образовательную политику страны, сложилось мнение, что в учреждения среднего профессионального образования (простым языком: «в колледж после девятого») уходят не самые лучшие ученики. Техникум или колледж воспринимались как места, где даже троечники могут получить достойное образование. В последнее время эта тенденция сдает свои позиции: все больше и больше ребят уходят после девятого (или заруливают в колледжи и техникумы после одиннадцатого класса), и родители этому даже не возражают. Одним из аспектов, который привлекает учащихся, выбирающих среднее профессиональное образование, является практическая составляющая учебного процесса. На этом моменте в голове возникает небольшая несостыковка: неужели знания, получаемые с первого по одиннадцатый класс не требуют практики. Так ли это? Почему учеба «не для жизни, а для школы» — это плохо, и практическая работа необходима каждому школьнику, рассмотрим на примере выездной практики, ежегодно организуемой Лицеем НИУ ВШЭ.

1. Выход из зоны комфорта

«Школа готовит нас к жизни в мире, которого не существует», — многим, вероятно, знакома эта мысль Альбера Камю. К сожалению, это правда: внимательное изучение параграфов и даже все контрольные, написанные на пятерки, не гарантируют стопроцентный успех вне стен школы. На уроках, как правило, рассматривают общие ситуации и учат мыслить довольно широкими категориями, забывая о частностях. Сухая теория, как правило, не говорит нам, что может пойти не так, поэтому любые внештатные ситуации в будущем могут воспринимаются детьми, как личные неудачи или абсолютный тупик. В этом контексте практические занятия как часть учебного процесса просто необходимы: они ставят школьников в условия реальной жизни, учат быть внимательным к деталям и в целом развивают критическое мышление.

Два дня из четырех лицеисты провели «в поле» (простым языком: непосредственно в изучаемом месте), собирая материал для своих исследований: брали интервью у местных жителей, проводили опросы, посещали достопримечательности, музеи и административные учреждения Торжка. Иногда ребятам отказывали в интервью: кто-то из новоторов не хотел, чтоб его речь записывали, кто-то торопился, кто-то просто не знал, что сказать. И такие инциденты абсолютно нормальны (уже не говоря о том, что статистика отказов в исследованиях также важна): антропология изучает людей, а всех нас, согласитесь, сложно подогнать под единое правило, которое разместят на страницах учебника. Лицеисты должны были искать новых респондентов и выкручиваться из ситуации: именно так обычно и происходит в мире, который бы Камю назвал существующим.

 2. Обработка и усвоение знаний

Письменные работы, диктанты или контрольные, которые в школе являются гарантом того, что ученик знает предмет, не могут показать и подтвердить уровень остаточных знаний по предмету. Как правило, все выветривается из головы довольно быстро, поэтому перед экзаменами или итоговыми годовыми работами приходится проходить весь материал едва ли не заново. Конечно, человеческий мозг устроен достаточно сложно, чтоб в экстренной ситуации вспомнить, что нужно делать, но полагаться на него в таком ключе все же не стоит. Здесь может помочь практика: во время нее ученики не только повторяют теорию, но и «проживают» ее. Абстрактные слова из учебников обретают конкретное значение и складываются в какие-то сюжеты, личные истории, которые запомнить гораздо проще.

В Торжке ребята работали, поделившись на пять исследовательских групп. Участники практики изучали туризм, досуговые практики новоторов, местные ремёсла, культурно-историческое наследие и локальную идентичность города. Способы исследования города ребята изучали на парах теории и истории культуры ранее. Выездная практика же стала отличной возможностью их реализовать и дала понять, как можно и нужно использовать полученные знания в своей будущей исследовательской деятельности.

3. Осознанная профориентация

Практические занятия и выезды как ни один урок из школьной сетки помогают понять, чем школьник хочет заниматься в будущем. У учеников появляется возможность посмотреть, что на самом деле из себя представляет та или иная специальность. Причем важно здесь не только показать, насколько она интересна, но и дать ребенку увидеть все её подводные камни, чтобы развеять романтизированный образ выбранной им профессии. Кроме того, практика способна показать ученику, как определенный школьный предмет или сразу несколько предметов (в жизни ведь невозможно руководствоваться лишь знаниями по какой-то одной дисциплине) помогут ему в будущей работе. Все вопросы из разряда «где мне пригодится математика?» сразу отпадают.

Многие ребята, которым интересна культура во всех её проявлениях, знают, что есть такие профессии как культуролог или антрополог. Однако мало кто из школьников имеет полное представление о том, чем эти люди занимаются. Конечно, на занятиях по теории и истории культуры лицеисты изучали тексты исследователей этих научных сфер, но едва ли могли соотнести себя, например, с теми учеными, которые проводят полевые работы в монастырской среде и живут непосредственно среди монахов, или с теми, кто изучает ритуалы национальных меньшинств и также полностью погружается в среду. Практика по блоку культурной антропологии дала им посмотреть, как вся работа проходит на самом деле и что значит быть антропологом здесь и сейчас.

4. Работа со специалистами

Зачастую практика подразумевает общение или тесную работу с людьми, которые имеют определенный профессиональный опыт и готовы им поделиться. Отчасти этот аспект также связан с профориентацией: дети видят реальных людей, выполняющих реальную работу, и пытаются себя с ними соотнести. Но на деле можно и нужно брать шире: практика — это хороший способ обзавестись новыми профессиональными связями или укрепить уже существующие: с преподавателями, если в качестве специалистов на практических занятиях выступают они. В таком случае для преподавателей это тоже важный опыт: такая работа с учениками помогает педагогам понять то, что часто забывается: дети — иногда не такие уж и дети, и в них вполне можно увидеть не ребенка, а коллегу.

«Антропология малого города» проходила под руководством преподавателей, имеющих опыт проведения качественных полевых исследований, также в работе над исследованиями лицеистам помогали студенты из Школы Культурологии НИУ ВШЭ. Сама программа выезда включала в себя лекцию ведущего антрополога России Виталия Куренного и воркшоп по методологии полевых исследований от Александра Сувалко. Ребята всегда могли обратиться к преподавателям и студентам за консультацией.

5. Эффективный способ отвлечься

Некоторые люди путают понятия «выездная практика» и «школьная экскурсия». Практика в отличие от экскурсии подразумевает не просто знакомство с музеем или городом, но и какую-то деятельность, будь то работа с техникой или исследование. Это такая же учеба, но уже вне школьных стен. В сфере образования почему-то сложилось мнение, что чтобы ученик не уставал, нужна смена вида деятельности. Отсюда правило не ставить одинаковые предметы вместе, а физкультуру, для разгрузки, непременно втискивать между двумя предметами, требующими усилия мысли. На деле же ученикам необходима не просто смена кабинета каждые 45 минут: практика, особенно рассчитанная на несколько дней, помогает школьнику развеяться, отвлечься от рутины, обновить свои силы, причем не только не теряя при этом драгоценного учебного времени, но и приобретая важный профессиональный опыт.

Четыре дня на практике многим лицеистам показались небольшими каникулами. На это время ребята перестали заниматься тем, чем они занимались каждый день: уроки, репетиторы, дедлайны и подготовка к ЕГЭ — все это осталось в Москве. В Торжке же они все рабочее время посвящали другой, практически никак не связанной с их рутиной, деятельности. Но это никак не выбило ребят из их рабочего ритма: по приезде домой они продолжили заниматься повседневными учебными делами, но уже с новыми силами и багажом уникального опыта, полученного во время практики.



Фото, видео и текст подготовлены лицестами-участниками практики