От музея до городской администрации: лицеисты на практике «Антропология малого города» в Торжке
Прошедшие конкурсный отбор лицеисты разделились на семь групп. Пять из них изучали туризм, досуговые практики новоторов (жителей Торжка — примечание редактора), местные ремёсла, культурно-историческое наследие и локальную идентичность города. Две другие группы занимались визуальным и текстовым сопровождением практики. Участники медиа-проектов писали тексты, а группа дизайнеров разработали тематический стикерпак, посвященный Торжку.
Два дня лицеисты провели в поле, собирая материал для своих исследований: брали интервью у местных жителей, проводили опросы, посещали достопримечательности, музеи и административные учреждения Торжка. Инструментарий исследователя ребята получили на парах теории и истории культуры: урбанистический, антропологический, социологический и даже литературоведческий подход — все эти методы лицеисты смогли использовать на практике.
Преподаватель Лицея НИУ ВШЭ:
На мой взгляд, антропологическая практика в Торжке дала ребятам «прокачать» те важные навыки, которые необходимы исследователю, но которые нельзя получить сидя в библиотеке или за ноутбуком. Когда объектом твоего исследовательского интереса становится повседневная жизнь людей, тебе нужно не просто вооружиться методом, но и найти подход к этим людям, сделать так, чтобы они пустили тебя в эту самую жизнь. Думаю, у ребят получилось узнать всё, что они хотели, и даже чуть больше. На выступлениях групп я поймала себя на мысли, что вижу перед собой не учеников, а коллег, причем довольно незаурядных и смелых. Лично мне это кажется одним из самых важных и ценных результатов, к которым Лицей должен стремиться.
Осознанное обращение к теоретической литературе, использование специальных терминов и понятий, продуктивные интерпретации исследователей, а также выход за пределы банальных общих суждений и внимание к частностям на уровне своих антропологических наблюдений помогли лицеистам подготовить действительно интересные исследовательские работы.
Практика проходила под руководством преподавателей. Также в работе над исследованиями лицеистам помогали студенты и сотрудники Школы культурологии НИУ ВШЭ. Кроме обзорной экскурсии по городу с гидом, ребята прослушали лекцию руководителя Школы культурологии Виталия Куренного и воркшоп по методологии полевых исследований от преподавателя факультета гуманитарных наук Александра Сувалко.
Апанасенко Юлия Викторовна
Молчанова Вероника Михайловна