• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Лицей НИУ ВШЭ

Сотрудничество и взаимоуважение, независимо от возраста и статуса

«Далеко не всем очевидно, что именно делает психолог, когда приходит на работу»

Лицей перезапустил направление «Психология»

Что нового появится на направлении, почему самоопределение так важно для человека, а также о мифах, связанных с профессией психолога, мы поговорили с руководителем профиля «Психология» Анной Жеймо.

Психологов в Лицее станет меньше, но это будут ребята, которым интересна именно эта профессия

В 2018-2019 учебном году мы перезапустили направление, пересмотрев его концепцию. Какие-то изменения мы собираемся воплотить, какие-то уже воплотили. Во-первых, мы сократили контрольные цифры приема на «Психологию» — с 50 человек до 25. Набор этого года уже будет в два раза меньше. Это позволит сконцентрировать на направлении тех, кто уже имеет какое-то представление о психологии и задумывается о том, чтобы связать свою жизнь с этой сферой.

Если вспомнить историю Лицея, в начале профиль назывался «Психология и социальные науки», и далеко не все учащиеся планировали идти на психфак, больше думали о других профессиях. Мы хотим видеть у себя тех, кто хочет развиваться именно в мире психологов.

У нас маленькое уютное направление, где все друг друга знают.

У меня есть возможность общаться с каждым — узнать, что это за человек, с чем он пришел и как развивался с течением времени. С другой стороны, из-за узкой направленности мы, отчасти, оторваны от других направлений. Мне бы хотелось исправить эту ситуацию. С нового учебного года в Лицее появится направление «Естественные науки» — я надеюсь, что мы сможем делать интересные проекты вместе.

И да, у нас девочек больше, чем мальчиков. В 11-й класс перешло 37 лицеисток и 1 лицеист. Такое соотношение — вполне нормальная ситуация для факультета психологии, нужно быть к этому готовым.

С мифами о психологии можно бороться, только погружая детей в эту среду

Мне кажется, о профессии психолога существует много мифов. Далеко не всем очевидно, что именно делает психолог, когда приходит на работу. Это создает ожидания, которые не всегда соответствуют реальности.

Есть представление, что психолог — это всегда тот, кто слушает людей, дает советы, погружается в их проблемы, зарабатывая эмоциональное выгорание.  На самом деле это очень многогранная специальность: психолог может работать в корпорации или в междисциплинарных областях, заниматься научной деятельностью.

Да, многие лицеисты интересуются консультативной психологией и хотят работать именно с человеком. Но иногда интерес обусловлен тем, что они просто не знают о других вариантах.

Недавно мы с лицеистами были в «Яндексе». Там есть лаборатория исследований интерфейсов и в ней тоже работают психологи. Это не самая очевидная работа для человека с психологическим образованием, и я решила показать ребятам, что есть такие специфические вакансии, которые находятся на стыке практики и теоретического исследования, общения с людьми.

Еще мы ходили на экскурсию в Центр языка и мозга НИУ ВШЭ, там установлен айтрекер (видеоокулограф) — это прибор, который следит за движением глаз, и работают не только психологи, но и лингвисты, филологи, которые изучают, например, движения глаз при чтении. У нас есть несколько ребят, которые интересуются когнитивными исследованиями и научной работой — им очень интересно было послушать, как все это работает.

Занятия в школе должны подготовить не только к поступлению, но и к обучению в университете

Например, в учебном плане теперь есть только углубленная биология, без возможности выбрать базовый уровень. Это связано с тем, что профильным предметом для поступления на факультет психологии практически всегда является биология. Высокий уровень биологических знаний будет несомненным плюсом как при обучении в вузе, так и в дальнейшей карьере психолога.

Еще одна особенность учебного плана — наличие профильной математики. Это связано с большим количеством работы со статистикой и высшей математикой уже с начальных курсов. Для тех, кто планирует заниматься исследовательской деятельностью, не лишним будет кроме этого знать хотя бы один язык программирования. В связи с  этим мы поменяли и вариативную часть. Теперь там четыре дисциплины: философия, социология, химия и информатика. За двухлетний цикл у лицеиста есть возможность прослушать две из них. Что это дает?

У лицеиста будет возможность реализовать свой интерес, на какую бы область психологической науки он не был направлен.

Если это социальная психология или психологическое консультирование — можно выбрать философию, социологию; если ребенка привлекают скорее естественнонаучные аспекты психологии — он может расширить свои знания за счет изучения химии, информатики.

Начиная с набора 2019 года, на факультетском дне будет одна обязательная дисциплина в году. В 10 классе — это «Введение в профессию», в 11 классе — «Современная психология». Это значит, что как минимум одна пара в четверг обязательна для посещения. Остальные предметы: «Практическая психология» или «Биология, психология и поведенческие науки» — можно выбрать по желанию. Также на факультетском дне появится дисциплина, направленная на подготовку к олимпиадам. А еще появится возможность принять участие в стажировках в лабораториях департамента психологии.

Кроме того, в следующем году мы планируем запустить факультатив по нейробиологии. Когда учишься на психолога, не всегда есть время и возможность полноценно изучать анатомию и физиологию человека. Поэтому лучше разобраться с особенностями центральной нервной системы и тем, как она работает, еще учась в школе.

Главная цель обучения на направлении — самоопределение

Существует две основных олимпиады по психологии — это «Ломоносов» и «Высшая проба». В связи с большим интересом лицеистов к олимпиадному движению, в этом году у нас заработал факультатив по подготовке к олимпиадам по психологии. Судя по результатам, отзывам ребят и преподавателей, есть основания говорить, что это была продуктивная работа. У нас на направлении девять призеров по психологии на олимпиаде «Высшая проба» и один призер — по биологии. Еще пара человек прошли во второй тур «Ломоносова» по психологии — это хороший задел на следующий год.

Я окончила факультет психологии МГУ, помимо работы в Лицее занимаюсь психологическим консультированием и психотерапией. Этот опыт здорово помогает мне видеть индивидуальность каждого лицеиста. 

Еще образование помогает более глубоко проанализировать то, как лицеисты решают некоторые задачи подросткового возраста — такие как самоопределение, выбор будущей профессии. И наша задача — создать такие условия, чтобы этот выбор был осознанным.

Многие лицеисты-психологи увлекаются фотографией,танцами, пишут песни, любят снимать видео и организовывать мероприятия. Некоторые даже поступают в Вышку на «Факультет коммуникаций, медиа и дизайна». А другие делают что-то на стыке. Например, выпускницы этого года сняли короткометражный фильм про самоопределение. Они несколько раз организовывали в Лицее показ с фильма обсуждением — это позволило зрителям задуматься о том, как люди выбирают профессию и что может влиять на нас в этом вопросе.



Я очень поддерживаю инициативу ребят развивать группу направления в Вконтакте. Во-первых, хочется, чтобы абитуриенты узнавали о нас не только за неделю перед поступлением. Во-вторых, в Москве и вообще в России мало школ с «психологическим» профилем, которые бы реализовали психологическую программу в таком объеме. Хочется больше присутствовать в информационном поле, чтобы те, кто хочет попробовать себя в психологии, знали про это место.

Когда лицеист учится на нашем направлении полгода или год, а потом понимает, что то, как эта сфера выглядит на самом деле, не соответствует его ожиданиям, я радуюсь. Потому что еще на этом этапе он может сделать для себя вывод и выбрать что-то более подходящее, вместо того, чтобы столкнуться с этим пониманием, уже поступив вуз. Но я также радуюсь и за тех, кто приходит на направление, начинает глубже погружаться в психологию и понимает, что это то, что ему действительно нравится, чем он хочется заниматься по жизни.

Напоминаем, что до 27 мая на направлении «Психология» открыт дополнительный набор в 11 класс (5 мест). Подробности о процедуре участия в конкурсе можно прочитать здесь