В лицее прошел заключительный этап олимпиады «Ступени»
«Ступени» — метапредметная олимпиада по исследовательской деятельности. Задания проверяют умение школьников критически мыслить, а также знание базовых этапов написания исследовательской работы. Подробнее об истории и основных задачах «Ступеней» можно прочитать в интервью с одной из создателей и составителей олимпиады, преподавателем словесности Лицея НИУ ВШЭ Светланой Шаповал.
В финальном этапе «Ступеней» приняло участие примерно 200 школьников, большая часть — на московской площадке олимпиады в лицее. Также в этом году впервые олимпиаду писали и в других городах, где есть кампусы Вышки, — в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Перми.
Задания были поделены на два трека: для 8-9 и 10-11 классов. Участники постарше писали рецензию на научную статью в выбранной ими области, ребята помладше — оценивали, насколько удачными были замечания к научному тексту, оставленные другими рецензентами.
После решения заданий участникам рассказали о формате поступления в НИУ ВШЭ и основных «фишках» лицея. Затем самых выносливых и активных ожидала интерактивная программа, подготовленная лицеистами. На выбор предлагались три площадки: Lyceum Sims, интеллектуальная игра или детективный квест.
Lyceum Sims, или «симулятор лицеиста», — интерактивное видео с множеством вариантов сюжета и концовок. Участники «проживали» истории лицейской жизни, в определенные моменты принимая решение — например, пойти к первой паре или поспать. Так финалисты олимпиады смогли лучше узнать и примерить на себя особенности лицея, а также понять, что ожидает тех, кто поступил и решил не учиться.
Тех, кто выбрал интеллектуальное соревнование, ждало погружение в сюжеты детективной повести Артура Конана Дойля «Знак четырех». Им нужно было найти связь между четырьмя разными картинками в одноименной игре, тем самым показав свое умение логически мыслить. Напомним, что логическое мышление — один из исследовательских навыков, которые проверяет олимпиада «Ступени».
Участники квеста-расследования на время стали курсантами, раскрывающими преступление. Перевоплотившись в персонажей квеста, организаторы-лицеисты моделировали ситуации, в которых были спрятаны ключи к разгадке, а финалисты олимпиады решали настоящую исследовательскую задачу — собрать данные и сделать правильные выводы. В итоге все команды справились и узнали убийцу.
Эдуард, 9 класс: «Все играли очень живо, выглядело это по-настоящему. Когда был момент со стрельбой, я даже немного испугался. Но было очень увлекательно».
Таня, 9 класс: «После презентации лицея я пришла на квест — хотелось поучаствовать в расследовании, почувствовать себя Шерлоком. Было интересно: герои хорошо продуманы, у каждого своя история. Очень понравились детали: досье, письма, какие-то вещи, которые можно было пощупать и посмотреть. Здорово, что можно было не просто написать олимпиаду и уйти, но и поучаствовать во всем этом. Я бы с удовольствием еще пришла на подобное событие от «Организации мероприятий» лицея».
Автор: Александра Метельская