• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

"Единого секрета успеха нет. Это всегда уникальные личные истории"

На заключительном этапе Всероса по обществознанию три лицеистки: Арина Пучкова, Анна Головина и Ирина Щепетильникова завоевали дипломы победителей. Чем так привлекателен этот предмет, как готовиться к олимпиаде и почему важна общегуманираная эрудиция, узнаем из их рассказов.

 


Арина Пучкова, 10-й класс (Гуманитарное направление) 

Обществознание привлекает меня тем, что в рамках этого предмета ты изучаешь множество уже существующих подходов к различным проблемам и учишься смотреть на них с абсолютно разных точек зрения. Знакомясь порой с диаметрально противоположными позициями по отношению к тому или иному вопросу, ты начинаешь видеть слабые места в различных теориях, понимать все «за» и «против». 

В заключительном этапе Всероса по обществознанию я участвую уже второй год — в прошлом году стала призером. Я совсем не рассчитывала на победу: думала, что есть шансы на диплом призера, на диплом победителя — вряд ли. На олимпиаде огромная конкуренция, в сборной команде Москвы много талантливых и невероятно умных людей, которые, действительно, были достойными и сильными соперниками. 

Больше всего меня поддерживала подруга Ника, которая учится со мной в лицее. Мы познакомились с ней на Всеросе год назад и в апреле этого года снова поехали на финал. Без нее, я думаю, я волновалась бы перед турами куда больше, и, к тому же, невероятно приятно осознавать, что кто-то радовался твой победе едва ли не больше, чем ты сам. 

Если говорить о подготовке, то, в первую очередь, я читала учебники по социологии и политологии. Большой вклад внесли занятия и сборы, организованные Центром педагогического мастерства (ЦПМ), так как они дали не только теоретические знания, но и возможность отработать их на практике.

Сомневаюсь, что есть какой-то универсальный план, который может обеспечить победу. Нет определенного списка терминов и теорий, которые обязательно пригодятся, нет четко ограниченного набора тем, которые могут попасться на втором и третьем турах. Полагаться, я думаю, нужно больше на свое умение грамотно строить аргументацию, структурировать письменную работу или устное выступление, на общегуманитарную эрудицию, нежели пытаться выучить максимально много. Так что единственный совет, который можно дать — это, опять же, развивать общую эрудицию и как можно больше практиковаться. 

Скорее всего, после окончания лицея я буду поступать либо на политологию, либо на социологию в Высшую школу экономики. Надеюсь окончательно определиться с выбором образовательной программы в следующем году, когда снова будут проводиться Дни открытых дверей. 

Быть более подготовленным к учебе в университете и ко взрослой жизни в принципе помогает лицей. Мне нравится, что атмосфера здесь более свободная, чем в остальных школах, преподаватели общаются с тобой на равных, и ответственность за твое обучение лежит полностью на тебе. В лицее можно использовать свое учебное время более рационально, выбирая разные уровни изучения предметов (иногда и сами предметы) и уделяя интересующим тебя дисциплинам больше времени и сил. 


Ирина Щепетильникова, 11-й класс (направление «Юриспруденция»)

Изначально с 10-го класса я была нацелена именно на обществознание, так как именно этот предмет открывает возможность поступления на многие совершенно разные по направленности факультеты. Для меня это было важно, так как я не была уверена в том, что право — это мое. И к тому же, обществознание требует широкой общегуманитарной эрудиции и понимания процессов с разных точек зрения, что мне очень близко. То, что мы называем обществознанием — «франкенштейн из 5 наук об обществе»: политология, социология, экономика, философия, право. Соответственно, каждая из них даёт возможность увидеть ситуацию с новой стороны. Это очень полезно и формирует особое, многофакторное мышление.

До перехода в лицей я пыталась участвовать в олимпиадах, но школа не давала достаточной подготовки. Оставаться в ней было бы неразумно. Для дальнейшего обучения московские школы я не рассматривала, так как живу в Подмосковье и мне было бы далеко, но на Дне открытых дверей ВШЭ мы пообщались с Наталией Любомирской, которая в то время была директором Лицея Вышки. Она убедила нас попробовать поступить сюда. Направление выбирала случайно, но при этом ни разу не пожалела. Лицей, действительно — замечательное место.

Когда сменила место учебы, поняла, что нужно работать на максимум, в 10-м классе занималась самоподготовкой вплоть до регионального этапа Всероса, а далее, пройдя в финал — в сборной команде Москвы. Когда в 2016 году я отправилась на заключительный этап, была безумно этому рада. Надеялась на диплом, но особых амбиций не было. С той олимпиады я вернулась в статусе победителя — в этом году поехала с чёткой целью: закрепить прошлогодний результат, показать, что он не был случайностью или везением. 

За свою подготовку я благодарна лицею, в первую очередь, и ЦПМ. 

Лицей дал мне очень много и, что очень важно — научил особому подходу к изучению общества. Как ни странно, наиболее полезными были уроки истории преподавателя Лицея НИУ ВШЭ, приглашенного преподавателя Школы исторических наук НИУ ВШЭ Олега Морозова. Он научил нас грамотно писать эссе, работать с любым материалом как с проблемой, объяснил, что такое исследовательский подход. Кроме того, на начальных этапах подготовки я ездила на открытый Лекторий преподавателя Лицея НИУ ВШЭ, замдекана Факультета социальных наук НИУ ВШЭ Кирилла Сорвина, что было тоже очень полезно. 

Что касается ЦПМ, то здесь работают как взрослые преподаватели, так и совсем молодые ребята, готовые делиться своим опытом участия в олимпиадах, за что им всем также огромное спасибо.

Но основное на всех этапах — это самоподготовка, которой я уделяла львиную долю времени.

Рецепт успеха у каждого свой. Я считаю, что самое важное в любом соревновании — всегда быть на голову выше, на шаг впереди. Никогда нельзя читать, как Обломов, «до той строки, где учитель проводил ногтем черту». Всегда нужно идти дальше и самостоятельно узнавать что-то новое и малоизученное.

В лицее, а особенно на моем потоке, мы все друг друга поддерживаем и мотивируем на достижение результатов, в том числе и результатов Всероса. Я очень благодарна моим подругам Кате Грамматчиковой и Кате Воловик за огромную, сильнейшую поддержку на протяжении двух этих лет.

Во время учебы в лицее я поняла, что право не совсем мой предмет, поэтому я планирую поступать на экономический факультет. Мне безумно нравится эта наука, а познакомила меня с ней преподаватель факультета экономических наук ВШЭ Мария Николаева. Благодаря ей я поняла, что именно экономикой я и хочу заниматься в дальнейшем.



Анна Головина, 11-й класс (направление «Востоковедение»)

Обществознание — наиболее широко охватывающий современную реальность предмет. Он помогает, в принципе, ориентироваться во всех сферах жизни, лучше осознавать свои действия и действия других людей. Этот предмет представляет собой обязательную для каждого базу знаний, без которой человека нельзя назвать в полной мере образованным и тем более интеллигентным. Но то, как представлено обществознание в современной школе, удручает: фактически из нескольких разных дисциплин сплетено нечто, которое подают бессистемно и слишком просто. Так, например, нет курса философии, которая необходима для понимания многих вопросов бытия, плохо обстоят дела и с юридической грамотностью. Поэтому я считаю, обществознание надо изучать не как единую дисциплину, а как комплекс наук. 

Я уже не в первый раз участвую во Всеросе. В 9-ом классе я фактически не готовилась, но успешно прошла даже на заключительный этап. Готовиться специально начала где-то с весны 2015 года и продолжала до начала 11-го класса (тогда в 9-ом классе призового места я не заняла). Затем была вынуждена переключиться на подготовку к ЕГЭ и олимпиадам по истории. После того, как внезапно для себя в этом году вышла в финал, где то с конца февраля по апрель вспоминала старое и пыталась выучить новое, так как формат заданий и их сложность в 9-м классе одни, а в 11-м — уже другие.

Готовилась к олимпиаде я в кафе или в библиотеке - очень важно найти то место, которое будет ассоциироваться только с учебой. Это настраивает на рабочий лад, не позволяет отвлекаться на какие-то другие дела и буквально программирует мозг на активную работу и запоминание. Я читала общеизвестные олимпиаднику учебники, а также смотрела тематические курсы на интернет-порталах. Также совсем перед заключительным этапом (и в 9-м, и 11-м классах) ездила на подготовку в ЦПМ на лекции и выездные школы.

Как «Отче наш», каждый ко Всеросу должен знать всю информацию из учебников  «Человек в обществе» (авторы Сорвин К.В., Сусоколов А.А.), «Теория государства и права» (авторы Ростовцева Н.В. и Литинский С.В.), «Российское право» (автор Кашанина Т.В.), «Политология» (авторы Мельвиль А.Ю. и др.). А еще для подготовки необходимы хороший учебник по философии и, конечно, много практики в решении заданий прошлых лет и разных олимпиад. С этим реально получить диплом, но при наличии и иных факторов, к примеру, банальной удачи.

Когда я ехала в этом году на финал, я думала, что просто хорошо проведу время. Я воспринимала это как забавный опыт, возможность подольше оставаться внутри олимпиадной тусовки, познакомиться с интересными мне людьми. На тот момент у меня в запасе уже были победы в нескольких перечневых олимпиадах, и я не сильно волновалась по поводу поступления. С другими лицеистами мало общалась. Я не чувствовала ни яркой поддержки, ни ненависти и духа конкуренции. Это были простые взаимоотношения мало знакомых людей. 

Единого секрета успеха нет. Это всегда уникальные личные истории. Что мне всегда помогало на любых олимпиадах, так это достаточно безразличное отношение к результату. Нельзя никогда думать, что это твой последний шанс и если ты не затащишь, то это конец жизни. Всегда нужно придумать для себя «план Б». Также важно уметь быстро сосредоточиться, подавить волнение и включить голову. Это умение приходит только с опытом участия и никак иначе. И, конечно, нужно уметь быть гибким и внимательным к деталям. Это помогает понимать формат и быстро подстраиваться под него, выдавать тот ответ, который от вас ожидает жюри, лучше оформить работу.

Диплом Всероса открывает много ранее недоступных возможностей для поступления. Пока до конца не знаю, что выбрать. Но помимо учебы в вузе, в планах — попытаться применить свой опыт и знания для подготовки других, то есть попробовать преподавать на курсах или стать репетитором. Но вообще сложно загадывать.