• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Об олимпиаде, секретах успеха и лицее — победители Всероса по экономике

С заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по экономике десятиклассница Милена Киракосян и одиннадцатиклассник Альберт Белков вернулись с дипломами победителей. О том, как они пришли к успеху, в чем секрет высоких результатов и о многом-многом другом — в рассказах лицеистов Вышки.


Милена Киракосян (направление "Экономика и математика")

Я всегда любила математику и, к тому же, мне было интересно обществознание. Экономикой я решила заняться как раз потому, что она сочетает в себе знания по этим двум предметам: можно подумать о том, как происходят те или иные процессы в мире, и в то же время применить математику в реальной жизни.

Для того чтобы у меня было больше возможностей для подготовки к олимпиадам, я поступила в Лицей НИУ ВШЭ. Во-первых, здесь я могла познакомиться с ребятами, участвующими в олимпиадном движении, во-вторых, лицей сильнее моей прежней школы.

Со многими лицеистами я познакомилась еще до сентября прошлого года: с кем-то — зимой в профориентационном лагере «Мы вместе» (именно там я поняла, что хочу поступить в Вышку на совместную программу по экономике НИУ ВШЭ и Российской экономической школы), с кем-то — летом в ЛЭШ (Летняя экономическая школа). Они-то и дали мне некоторые полезные советы относительно учебы в лицее и олимпиады по экономике.

Моя подготовка началась с Экономико-математической школы при экономическом факультете МГУ, потом были занятия с репетитором — параллельно я много занималась самостоятельно: изучала теорию, решала задачи, и, считаю, что именно самоподготовка — это фундамент. Уже потом, когда стало известно, что я прошла на заключительный этап, меня пригласил заниматься вместе с командой одиннадцатиклассников их тренер — преподаватель экономики Лицея НИУ ВШЭ, старший преподаватель Департамента теоретической экономики НИУ ВШЭ Александр Челеховский.

Еще готовясь к региональному этапу, я много выучила, поэтому в большинстве своем то, что было после — это повторение пройденных материалов. Плюс, конечно, на занятиях с Александром Челеховским я получила новые знания в области математики, мы решали много интересных задач.

Когда я ехала на финал, рассчитывала, что смогу стать призером, о статусе победителя даже не думала. Уверенности придавала победа в этом году в Московской олимпиаде школьников, в «Высшей пробе», а также на одном из пробных Всеросов, которые проводится в выездных школах по экономике.

До начала туров я не очень волновалась, а вот уже после того, как все написала, сильно нервничала: боялась, как проверят и оценят мою работу. Меня поддерживали лицеисты из одиннадцатого класса, которые тоже участвовали в олимпиаде. В лицее не учатся люди, сосредоточенные только на учебе и не желающие ни с кем общаться. У нас добрые ребята, общительные, готовые, когда надо, прийти на помощь.

Я считаю, что секрет успеха — хотеть именно не добиться успеха, а быть вовлеченным в процесс, хотеть решать задачи. Некоторые стремятся выиграть олимпиаду, чтобы потом поступить на сильный факультет, а мне очень нравилось решать задачи, находить разные способы, придумывать идеи. Мне кажется, что чем больше ты, действительно, хочешь именно решать задачи, тем больше тебе будет нравиться этим заниматься, тем больше ты будешь находить времени — и стопроцентно добьешься результатов. Если мне процесс был бы не интересен, я бы бросила. Я не заставляла решать себя неинтересные типовые задачи, если уже понимала на примере нескольких алгоритм их решения.

Честно говоря, я до сих пор думаю, что буду делать дальше. Многие советуют завоевать титул абсолютного победителя Всероса и потом поехать на планируемую Вышкой Международную олимпиаду по экономике для школьников. Конечно, было бы неплохо, но я не знаю, насколько мне это надо.

В следующем году я планирую заниматься спортом (в этом году из-за усиленной подготовки к олимпиаде времени на него особо не осталось, а раньше занималась баскетболом, большим теннисом и плаванием), и, возможно, сдать экзамены на права.


Альберт Белков (направление "Экономика и математика")

Экономика позволяет смотреть на мир широко и выявлять неожиданные взаимосвязи, причём действующие прямо и косвенно, в одну сторону и в противоположную. Она с успехом сочетает в себе и гуманитарные, и естественнонаучные элементы. Это наука, в которой много о чем можно поспорить, в которой есть огромный простор для воображения.

Первое представление об экономике я получил от преподавателя Лицея НИУ ВШЭ Ольги Дичевой в 10-м классе, за что хочу выразить ей огромную благодарность. Думаю, именно сентябрь прошлого года и можно считать началом моей подготовки к олимпиаде. Тогда же, в 10-м классе, я начал участвовать во Всеросе по экономике, но на региональном этапе набрал в два раза меньше баллов, чем в этом году. Первым успехом для меня стал диплом второй степени в индивидуальном туре Открытого чемпионата школ по экономике, причем в командном туре я также вошёл в «Золотой запас экономистов России».

Я готовился к олимпиаде понемногу везде: в 11-м классе вечерами учился в ЭМШ, в 10-м классе — в Вечерней школе МИЭФ (ICEF Evening School), ездил в ВМШ (Выездная межрегиональная школа), летом — в ЛЭШ, зимой — в ВШ (Выездная школа ЭМШ). Также я решал задачи с сайта ILoveEconomics, по субботам занимался со сборной команды Москвы, а еще ходил на факультатив в лицее по подготовке к «Высшей пробе» и Всеросу по экономике, который ведет Александр Челеховский. Я благодарен этому преподавателю не только за учебу, но еще и за веру в меня. Без всех этих этапов, думаю, достичь такого результата на финале Всероса мне бы не удалось.

Думал ли я о победе? Ну как сказать. Я тогда не совсем понимал свое состояние. За полторы недели до финала, ещё на сборах команды Москвы, я помню, что не верил в происходящее: сложно было осознать, что я прошёл через регион, что финал Всероса так близко. И за день до первого тура не верил. Сложно быть уверенным в результате до того, как его достигнешь.

Для того, чтобы добиться высокого результата, помимо теоретической подготовки, нужно тренировать умение сконцентрироваться, справиться с волнением, которое всегда возникает в ответственные моменты жизни. На финале Всероса мы с ребятами из нашего лицея очень поддерживали друг друга. Например, один лицеист вёл прямую трансляцию разбора первого и второго туров в Telegram, чтобы другие, сидевшие на дальних рядах, могли быть в курсе того, что происходит. Мы не давали друг другу упасть духом и шутили про результаты.

Я еще не принял окончательного решения о том, куда буду поступать. У победителя есть возможность выбирать среди лучших вариантов: «Первая группа» Экономического факультета МГУ, cовместный бакалавриат НИУ ВШЭ и РЭШ, Международный институт экономики и финансов (МИЭФ) с программой двух дипломов. До победы заранее ничего не выбирал. Сейчас буду думать, что мне ближе по духу, традициям, субкультуре.

А, если говорить о Лицее НИУ ВШЭ, то, мне кажется, что это как «нулевое высшее образование». Здесь все учащиеся уже взрослые и преподаватели воспринимают нас именно так. В лицее уникальная атмосфера, постоянная «движуха», жизнь кипит, появляются необычные возможности, поддерживаются различные инициативы, нет такой длинной дистанции между преподавателем и учащимися. Учебные предметы здесь становятся интереснее, поскольку учителя не только профессионалы, но еще и твои друзья. Лицеисты здесь тоже замечательные.

Возможно, именно это и притянуто меня сюда (я начинал учебу в гимназии №625, потом поступил в физико-математический лицей «Вторая школа», являющийся одним из лучших в Москве, и преподавателям которого я очень благодарен за сильную математическую базу). Да, перемена места учебы требует больших усилий, но в современном динамичном мире оказываются полезны именно навыки быстрой адаптации к изменяющейся среде, умение впитывать новую субкультуру, находить возможности для реализации себя в непривычных условиях, приобретать новых друзей.

Про наш лицей говорят: «здесь учится будущее ядро профессиональной элиты». И хотя мы немного смеёмся над этими словами, но верим в неординарные способности своих одногруппников. Всё-таки Лицей НИУ ВШЭ — это огромная семья.