• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Лицей НИУ ВШЭ

Сотрудничество и взаимоуважение, независимо от возраста и статуса

Распределенный лицей будет уделять больше внимания индивидуальной работе с детьми

В Лицее НИУ ВШЭ завершилась первая стажировка учителей и администраторов московских школ, входящих в распределенный лицей Вышки. По итогам стажировки разработаны планы индивидуального сопровождения старшеклассников, которые учатся по программам, разработанным при участии университета.

Распределенный лицей — это сообщество школ Москвы, наиболее тесно сотрудничающих с НИУ ВШЭ. Для учеников 10–11 классов в этих школах открыты классы или группы, где учатся по программам с теми же направлениями (профилями), что и в Лицее НИУ ВШЭ, причем перечень направлений каждая школа выбирает сама. Занятия в распределенном лицее ведут не только школьные учителя, но и университетские преподаватели. На сегодняшний день в проекте участвуют 23 школы из всех административных округов города.

Вышка уделяет распределенному лицею особое внимание. Администраторы и учителя школ, вовлеченные в проект, повышают квалификацию в университете, участвуют в проектных сессиях (последняя — для кураторов лицейских классов и групп — состоялась в начале ноября в Воронове), в этом году на премию «Золотая Вышка» в номинации «Успех учителя» можно выдвинуть учителей распределенного лицея. Стажировка в лицее — это еще один формат взаимодействия, организованный при участии Дирекции общего образования ВШЭ. В ноябре на двухнедельной стажировке побывали ученики партнерских школ, а затем в течение недели — их педагоги. По результатам стажировки и дети, и взрослые получили сертификаты.

По словам директора Лицея ВШЭ Дмитрия Фишбейна, формат стажировки отнюдь не предполагал, что лицей — это образцовое образовательное учреждение, а остальные школы должны копировать имеющиеся здесь достижения. Напротив, смысл стажировки состоял в том, чтобы администраторы и учителя лицея вместе с коллегами из партнерских школ обменялись опытом, обсудили различные аспекты работы с мотивированными детьми, в том числе в игровом формате. В перспективе можно было бы создать педагогический клуб, где такие обсуждения проводились бы регулярно, считает Дмитрий Фишбейн.

«Это была первая стажировка для коллег из партнерских школ, фактически она представляла собой проектную сессию, — рассказал заместитель директора Лицея ВШЭ Рустам Байбурин. — Вместе с коллегами мы разбирались в такой непростой теме, как организация индивидуального сопровождения учеников старшей школы. В чем оно должно заключаться? Как оценить эффективность индивидуальных учебных планов? Как ограничивать нагрузку и использовать ресурс «факультетского дня»? Как составлять расписание с учетом индивидуальных траекторий? По итогам стажировки команды, состоящие из учителей и администраторов, представили проекты о том, как они эту работу будут разворачивать в своих школах. Но точка в обсуждении не поставлена — нашей задачей было запустить эту «ракету».

В ближайшее время тема индивидуального сопровождения будет обсуждаться и на других встречах учителей и администраторов школ распределенного лицея, отмечает эксперт Дирекции общего образования ВШЭ Людмила Борисова. В частности, на ежегодной конференции Университетского образовательного округа ВШЭ, которая состоится 9–10 декабря на базе московской школы № 2107, предусмотрена секция на тему «Организация индивидуального сопровождения учащихся старшей школы». А следующая стажировка для сотрудников школ распределенного лицея пройдет с 27 февраля по 4 марта 2017 года, на нее приглашаются команды от двух до пяти человек.

 

Наталья Шлякова, учитель истории и обществознания школы № 1279

По программам распределенного лицея в нашей школе учатся 76 детей в 10–11 классах. Там можно выбрать один из двух профилей — «Математика и информатика» или «Экономика и социология». В основном эти программы предпочитают сильные дети.

Стажировка в лицее во многом напоминала деловую игру. Например, мы с коллегами из лицея имитировали диалог учителя и ребенка, в ходе которого учитель должен выявить интересы ребенка, его мотивацию, степень осознанности его выбора. Еще мы определяли наиболее эффективные способы привлечения талантливых детей в лицейские классы, обсуждали, что можем дать этим детям, как организовать с ними работу, чтобы ВШЭ или другой ведущий вуз получил «компетентного» абитуриента, способного успешно учиться в университете.

Основной вывод по результатам стажировки для нас, учителей, — делать акцент на индивидуальную работу с учеником. Это новация в школьном образовании, нас ведь всегда приучали к работе с коллективами. Но ситуация меняется, каждый ученик хочет получить от школы по максимуму, а мы должны понять, в чем именно заключаются его ожидания, и в полной мере удовлетворить его потребности.

На будущее хотелось бы, чтобы в стажировках участвовало больше коллег из других школ — для нас это хорошая возможность обменяться опытом, поделиться друг с другом своими разработками.

 

Мария Смирнова, заместитель директора школы № 777

В нашей школе по программам распределенного лицея пока учатся только 10-классники, в 2016 году открыты два направления: «Социально-экономические науки» и «Математика, информатика и инженерия». Они участвуют во всех мероприятиях, которые Вышка предлагает партнерским школам: регулярно посещают лекторий распределенного лицея, были на осенней сессии Академии старшеклассников ВШЭ в Воронове, несколько человек прошли стажировку в Лицее ВШЭ.

Программа стажировки, которую нам предложил лицей, предполагала очень активную позицию ее участников. Поэтому, помимо участия в деловых играх и работы над проектом, вместе с лицеистами в так называемый факультетский день я посетила Школу дизайна ВШЭ — в следующем году мы планируем открыть профиль для будущих дизайнеров. Кроме того мне удалось задать ряд важных организационных вопросов Алексею Павлищеву, руководителю дизайнерского класса школы № 2095 «Покровский квартал», также входящей в распределенный лицей.

За рубежом в программах подготовки управленческих кадров для школ есть такой формат обучения, когда стажер становится «тенью» работающего директора — сопровождает его целый день, наблюдает за его текущей работой. Было бы очень полезно, если бы в рамках стажировки в лицее заместители директоров партнерских школ, кураторы лицейских классов, учителя, психологи становились бы «тенью» своих коллег, работающих в Лицее НИУ ВШЭ. И тогда у нас сложилось бы полное представление об их повседневной деятельности, было бы проще понять, что из опыта лицея можно использовать в наших школах, а что нельзя.