Коротко о главном: три дня для знакомства с лицеем
В новом учебном году лицей принял более 700 десятиклассников. Познакомить их с тем, что им предстоит делать, отличиями лицея от традиционных школ, дать понять, что здесь есть не только уроки, а может, даже что-то более важное, а также предоставить возможность ребятам узнать друг друга призвана адаптационная или, как ее еще называют, установочная неделя.
Учеников поделили на три группы, и на протяжении первых трех дней сентября они "каруселили" по трем зданиям лицея (на 3-ем Колобовском, Лялином и Большом Харитоньевском переулках), в каждом из которых их знакомили с одним из направлений деятельности (исследовательская, проектная, «лицейские инициативы»). Впервые такую практику применили в лицее в прошлом году.
«Идея родилась 1,5 года назад, когда мы выезжали в Вороново с учениками тогдашних 10-ых классов – руководителями социальных проектов. У нас социальные групповые проекты были главным направлением, и задача была как-то передать их десятиклассникам, которые должны были прийти 1 сентября 2015 года. Соответственно, и возникла идея такого дня, когда 11-ые классы рассказывали бы 10-ым о том, что будет в лицее, но не только про социальные проекты, а еще про что-то. Тогда появилась идея вот этой трехдневки, когда основные моменты жизни лицея, направления деятельности должны быть представлены в один из дней. Три дня – три направления деятельности и одновременно три здания, с которыми знакомятся учащиеся», – рассказывает об истории создания адаптационной недели руководитель направления «Психология и социальные науки» Андрей Белов.
В здании на 3-ем Колобовском переулке десятиклассники постигали особенности исследования через игру-детективное расследование. Было разработано шесть сценариев игры, кто в какой из ребят участвует, определял жребий. Во время 1,5 часовой игры участники заполняли дневники исследований – аналоги полевого или лабораторного дневника. По окончании преподаватели обсудили с ними, как связано то, что было во время игры, с тем, что предстоит сделать ребятам в рамках исследования.
«250 человек, пришедшие на Колобовский, разбиваются на два потока. Один поток идет играть (параллельно играется шесть сценариев), группа играющих – 25 человек. Вторая половина потока в это время занимается теорией познания – знакомится с этим предметом, так как это осевой предмет для исследовательской деятельности, и надо понять, в чем его суть. А потом ребята меняются местами. Поток, который утром занимался теорией познания, после обеда идет играть», – поясняет заведующий кафедрой исследовательской и проектной деятельности учащихся Сергей Баринов.
В здании на Большом Харитоньевском переулке десятиклассниками знакомились с особенностями проектной деятельности. Никаких рассказов о методологии, только действия, действия и еще раз действия. Ребятам предложили сделать проект – разбившись на микрогруппы, в течение ограниченного времени снять настоящее рекламное видео о танцевальной группе на телефон, продолжительность ролика – 1 минута. Для этого учащиеся получили определенные ресурсы (эрзац-деньги – «каркары»), реквизит, им было обозначено, в каких местах можно проводить съемку, а каких нет.
Кроме того, «вредители» даже специально мешали их работе: по территории съемочной площадки ходили специальные люди, которые играли на саксофоне и скрипке и шумели. От них можно было откупиться, заплатив определенную сумму из выделенных ресурсов, рассказывает преподаватель математики, отвечавший за площадку в Харитоньевском, Алексей Красинец,
«Здесь важна мысль авторов о том, что мы не говорим, как бы мы сняли это видео. Ребята не играли в сьемку, а реально снимали ролики и потом показывали и обсуждали видео. И уже на основе их опыта (съемка длилась 1 час) они непосредственно обсуждают, что такое проект, каковы стадии его выполнения, что для этого нужно, учатся планировать возможные риски», - подчеркивает преподаватель лицея Александр Купцов.
Презентация проектной деятельности была важна еще и потому, что в этом году впервые ребята реально будут выбирать, какой будет их итоговая работа: будет она написана в виде исследования или проекта. И надо, чтобы уже на старте они понимали, что есть что.
Кипела жизнь и в здании на Лялином переулке. Там ребятам ученики одиннадцатого класса рассказывали о существующих лицейских проектных инициативах. Логистика была выстроена так, чтобы десятиклассники узнали обо всех существующих активностях. Учащихся разбили на группы и дали маршрутные листы, по которым они должны были ходить, а сопровождали их вожатые из числа волонтеров-одиннадцатиклассников.
Более 200 волонтеров приняли участие в работе этой площадки. Они выполняли три роли: первая – представляли лицейские инициативы прошлого года, вторая – вели мастер-классы о проектной деятельности (были тьюторами) и третья роль – были вожатыми, сопровождающими ребят по маршруту.
«Мы насчитали порядка 40 инициатив – новых модельных проектов, придуманных десятиклассниками под тьюторством одиннадцатых, будем делать реестр, объединять их по группам, сейчас продумываем схему», – рассказывает куратор площадки «Лицейские инициативы» Анжела Елисеева.
Идея сделать вожатых появилась после первого дня работы площадки и была инициативой лицеистов, отмечает социальный педагог, курирующий внеурочную деятельность учащихся, Анна Нигаматуллина. Появление группы вожатых позволило быстрее решить проблемы с логистикой, а также контролировать присутствие детей в нужных точках маршрута, добавляет она.
Вся внеурочная деятельность, которая происходит – это инициатива ребят. Лицей для них – пространство, где они могут эту инициативу проявлять и где их поддержат, подчеркивает Анжела Елисеева.
По мнению одиннадцатиклассников, участвовавших в мероприятиях установочной недели, эти три дня очень важны, потому что позволяют ребятам из разных зданий познакомиться друг с другом, понять разницу между исследованием и проектом, познакомиться с имеющимися лицейскими инициативами. Кроме того, одиннадцатиклассники получили огромный опыт в организации подобных мероприятий.
Попытка устроить ускоренную адаптацию для десятиклассников к тому, что ждет их здесь, удалась.
Лицей Высшей школы экономики готов сотрудничать и делиться своими наработками с другими школами, кому интересен опыт подобных мероприятий. Наши двери всегда открыты для коллег!
Фото: Сергей Строков