• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Не забывайте о том, что часто процесс интереснее результата, даже очень успешного

В преддверии 1 сентября Департамент образования Москвы опубликовал список 300 лучших школ за 2015/2016 год. Лицей занял в рейтинге второе место, поднявшись вверх на 21 позицию по сравнению с прошлым годом. Директор лицея Дмитрий Фишбейн объясняет, как это удалось и на что в лицее настраивают учеников.

— За счет чего лицею удалось так подняться в рейтинге?

— Мы надеемся, что такой итог — это результат того, что происходит в лицее, следствие эффективного учебного взаимодействия лицеистов и преподавателей. У нас очень высокий уровень качества учащихся. Так, только призеров и победителей заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников 30 человек (из которых 7 — победители), призеров и победителей Московской олимпиады школьников — 34 человека (из которых 11 — победители).

Кроме того, большое количество учеников, набравших за 3 сданных ЕГЭ 220 баллов и более (302 ученика из 381). 17 человек из них — стобалльники.

При этом мы отдаем себе отчет в том, что рейтинг формируется на основе количественных показателей, и наши почти 400 выпускников — это цифра, недоступная для других школ. В связи нам точно не стоит почивать на лаврах, а надо серьезно работать над повышением качества образовательного процесса.

— Что дает школе второе место в рейтинге? Получает ли она какие-то материальные выгоды?

— Да, это очень значимый момент, и мы благодарны правительству Москвы за выделение гранта. Школы, занявшие первые 20 строчек рейтинга, получают по 15 млн. рублей.

Чрезвычайно важно при этом (здесь я согласен с позицией столичного правительства), что большая часть средств должна пойти на стимулирование педагогического коллектива, потому что, несомненно, высокое место в рейтинге — это результат его работы. Наши педагоги заслужили награды.

— У каждой школы есть своя атмосфера. Как бы вы описали атмосферу лицея?

— С нашей точки зрения, главное в лицейской атмосфере — взаимоуважение вне зависимости от статуса и возраста. Неважно, что занятия ведет профессор, имеющий много регалий, а слушает его ученик, делающий только первые шаги в науке, — они общаются на равных. И это очень важно, так как одна из главных целей лицея — чтобы ученики гармонично взрослели.

Если мы не обеспечим такое равноправие, никто из детей не почувствует себя взрослым и не поймет, что это значит. В таком равноправии есть не только плюсы, когда учитывают твое мнение, но это еще и ответственность. Если мы к ученику относимся как к взрослому, то значит, мы требуем от него ответственного поведения, призываем самому заботиться о своей учебе, замечать проблемы и искать способы их решения.

Преодоление того, что у тебя получается не очень хорошо, к чему ты не очень склонен, — очень важная история

Второй ключевой фактор — эта ситуация выбора. Мы уверены, что невозможно пройти определенные этапы взросления, если не предоставить детям возможность выбора.

Первоначально, выбирая, они скорее всего ошибутся и начнут рефлексировать, почему выбор оказался неправильным, а значит — будут учиться тому, как выбирать. Если в старшей школе не дать ученику возможность выбрать предметы, уровень их изучения, дополнительные занятия, идти на олимпиаду или не идти, и так далее, то мы не получим ответственного и уверенного в себе человека на выходе из школы.

Основы этой особой лицейской атмосферы заложили его создатели, в первую очередь первый директор лицея – Наталия Вениаминовна Любомирская

— Какие качества вы бы хотели видеть в ваших учениках?

— Что мы хотели бы видеть во всех лицеистах — это способность ничего не принимать на веру. Как ни трудно для взрослых, когда ребенок постоянно с тобой спорит, но в этом возрасте очень важно, чтобы он пытался самостоятельно принимать решение, формировать свое отношение к чему-либо. Не сделать что-либо, потому что так сказал директор, а потому что у него есть аргументы, почему он согласен или не согласен с этим.

И наши лицеисты, как правило, не соглашаются сразу, они задают вопросы, говорят: «Подождите! Мне надо посмотреть, изучить, понять. Только потом я могу принять решение».

— Но к вам ребята приходят еще не такими?

— Я думаю, что частично такими. Именно для этого при поступлении в лицей они пишут мотивационное письмо, объясняют, почему хотят учиться именно у нас. Нам очень важно, чтобы ребенок после 9-го класса сел и задумался над тем, почему он собрался к нам, почему бросает привычную для него среду, и написал в первую очередь для себя аргументы, зачем ему надо идти в лицей с высокими требованиями.

Мне кажется, что эта процедура — один из элементов, позволяющих сделать так, чтобы к нам приходили дети, которые осознанно приняли решение учиться в лицее. У нас много случаев, когда родители говорят, что это была инициатива именно самих ребят, а они даже были против этого. Поэтому я думаю, что часть лицеистов приходит уже с этой самостоятельной позицией. Я надеюсь, что обстановка в лицее и те правила, по которым мы здесь живем, побуждают оставшуюся часть учеников задаться теми же вопросами и формировать самостоятельную позицию.

— Как ваши ученики умудряются совмещать подготовку к олимпиадам и успешную учебу в лицее?

— Задача лицея — предоставлять особые условия тем ребятам, кто вышел на высокий уровень по олимпиадам. Но при этом мы настаиваем на том, что даже если ребенок гениален в экономике и выиграл олимпиаду по этому предмету, все-таки важно, чтобы у него был хотя бы минимальный уровень по физике, биологии или иному предмету, который у него не в приоритете. Преодоление того, что у тебя получается не очень хорошо, к чему ты не очень склонен, — очень важная история.

— Какие нововведения будут в лицее в новом учебном году?

— Кроме того, что у нас несколько изменился перечень направлений подготовки, у нас есть планы, не связанные непосредственно с учебным процессом. Мы активно начнем «выходить в свет»: приглашать к себе педагогическое сообщество, чтобы показать, что мы здесь делаем, а также планируем и сами участвовать во внешних мероприятиях.

Нам это нужно, потому что мы хотим развиваться, а чтобы это делать, надо «выйти из окопа». Развитие лицея, с моей точки зрения, возможно тогда, когда мы начинаем представлять свой опыт, а значит — будем рефлексировать, оформлять, отчуждать.

Мне кажется, что последнее время мы все (дети, родители, педагоги) несколько увлеклись стремлением к индивидуальному успеху

Кроме того, в прошлом году мы экспериментировали со стажировками детей из других школ в нашем лицее. В этом году будем активно развивать этот опыт, планируем, чтобы у нас 2 недели училось какое-то количество московских школьников и школьников из других регионов.

И дело не только в том, что это очень значимый опыт для приезжающих детей, это важно и для лицеистов, которые могут находиться иногда в иллюзиях, что они самые великие, а оказывается, что другие ребята тоже активные, готовые прокладывать себе дорогу в жизнь и так далее.

— В какие вузы поступают выпускники лицея? Сколько из них в этом году поступили в Вышку?

— В Вышку в этом году поступили примерно 40% выпускников. Но знаем, что наши выпускники будут учиться и в МГУ (этот вуз на втором месте после Вышки по количеству наших выпускников 2016 года), и МГИМО (третье место), РАНХиГС, Финансовом университете и в других престижных учебных заведениях.

У нас нет цели, чтобы 100% выпускников лицея шли учиться Вышку. Мы не позиционируем лицей как учебное заведение, которое готовит только к Вышке. Мы уверены, что это лучший университет России, но при этом мы с большим уважением относимся к нашим коллегам из других учебных заведений и считаем, что мы должны подготовить успешного абитуриента для ведущих вузов страны. Поэтому ситуация, когда не все выпускники идут в Вышку, но при этом поступают в другие ведущие вузы, нас устраивает.

2

выпускника лицея 2016 года поступили в ГИТИС

1

в Литературный институт им. А. М. Горького

3

в медицинские вузы

1

Академию гражданской защиты МЧС России (на гуманитарный факультет)

6

в зарубежные вузы

— Так как интервью выходит 1 сентября, то чтобы вы хотели пожелать родителям и детям в это праздник?

— Может быть, мое пожелание будет несколько неожиданным. Мне кажется, что последнее время мы все (дети, родители, педагоги) несколько увлеклись стремлением к индивидуальному успеху. Мы хотим всегда быть первыми, не жалеем себя и быстро бежим вперёд, проскакивая подробности. Мы забываем о том, что зачастую процесс интереснее и значимее результата, даже очень успешного.

Может быть, вы знаете, что на прошедшей Олимпиаде наша женская гандбольная сборная почти сенсационно выиграла золото. Так вот, тренер этой сборной Евгений Васильевич Трефилов, который всю жизнь шёл к такому успеху, когда его после финала спросили, что он чувствует, ответил: «Ползёшь, ползёшь в гору, и наконец-то достигаешь вершины, а там даже одуванчиков нет».

Получая удовольствие от процесса, мы защищаем себя от пустоты при достижения желаемого успеха.

Я хотел бы пожелать обращать внимание на каждый день жизни и учебы, находить в нем преимущества. Это совершенно замечательное время. Если так будет, то успех тоже придет.

Фото: Никита Вишнеков, Анастасия Тришева и Диана Трушкина