• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Лицей НИУ ВШЭ

Сотрудничество и взаимоуважение, независимо от возраста и статуса

«Ночь кино» в лицее НИУ ВШЭ

"Ночь музеев", "Ночь культуры", "Ночь безымянных художников" - вот далеко не полный перечень новых модных образовательных мероприятий Москвы, быстро набирающих популярность. Почему в темное время суток ходить в музеи и библиотеки гораздо интереснее, чем днем? Но ведь ночь - время, не раз воспетое романтиками - поэтами, писателями, художниками... Есть в ночи мощная притягательная сила - она же и добавляет определенный шарм и атмосферу лекциям.

"Ночь кино" в Лицее НИУ ВШЭ в очередной раз это доказала. Идея мероприятия зародилась у слушателей курса "История и теория культуры". Преподаватели и администрация ее поддержали и помогли наладить процесс организации. Работа закипела. Ребята часами обсуждали сценарий, выбирали и покупали материалы для оформления, красили, резали, клеили, договаривались с лекторами, организовывали чай…  Что только не делали!

 "Мы долго не могли собраться, - рассказывает координатор Юлия Зайцева. - Нужно было продумать все детали помимо культурной части: например, организацию еды и спальных мест для большого количества участников. Но, в конце концов, мы сработались и почувствовали, что общее дело объединяет".

Хоть для многих организация мероприятия была делом новым, лицеисты быстро освоились в выбранных должностях. Ребята, ответственные за смету, занимались покупкой продуктов и реквизита, техники разбирались с оборудованием, event-менеджеры связывались с лекторами, декораторы несколько дней провели в поисках материалов для оформления. И оказалось, что "Кино-ночь" интересна не только лицеистам и преподавателям. Когда ребята зашли в один из центральных кинотеатров и рассказали о "Кино-ночи", им совершенно бесплатно отдали огромное количество кинопостеров!

И вот, наконец, этот день наступил. Времени было немного, но до прихода гостей лицеисты успели завершить оформление, накрыть на стол и настроить технику. Украшенный афишами и постерами, лицей напоминал большой многоэтажный кинотеатр. Четыре этажа, на стенах которых появилась гигантская кино-газета, превратились в ленту с хронологией истории кино.

В 19:00 приехал первый гость, руководитель Школы культурологии НИУ ВШЭ Виталий Куренной. "Вот это я понимаю, подготовка!", - и после этих слов лектора у уставших и сбившихся с ног организаторов открылось второе дыхание. 

Лекция началась. "Нельзя относиться к кино наивно. Язык кино нужно учиться понимать и осваивать. А для того, что анализировать, нужно погружаться в кино и любить его. Мой любимый жанр – это, конечно, экшн, боевик. Во-первых, он очень динамичен. Во-вторых, он интересен как идейная, политическая и социальная конструкция. Боевик обновляет традицию вестерна. Вестерн – это сложная культура и проблема, существующая в современном обществе: как соединить индивида и интересы общества. Экшн – это то, что обновляет эту традицию, помещает ее в современный контекст и старается размышлять на эти темы", - рассказывал Виталий Куренной.

О любви к кино говорила и Евгения Бобылева, одна из ведущих семинара по истории раннего кинематографа: "Знаете, почему кино привлекает людей? Любовь к кино – это любовь к его формату. Вы привычны к формату кино, театра, или книги. Поэтому, во-первых, эта любовь обусловлена привычкой к этому формату. А во-вторых, люди смотрят кино, потому что они пытаются определить, кто они такие, стараются достроить свою идентичность, и в этом случае кино служит хорошим помощником".

На семинарах преподавателей Школы культурологии НИУ ВШЭ лицеисты посмотрели первые фильмы Томаса Эдисона, узнали, что кино изобрели еще за несколько лет до того, как это сделали братья Люмьер и увидели первую в мире фотографию.

В завершении официальной части программы участникам предложили применить полученные на лекциях знания на практике - в обсуждении сериалов. Можно было выбрать, что смотреть: в одной из аудиторий анализировали серию из "Теории большого взрыва", во второй – из  "Доктора Хауса". Поговорили о сложности и демократичности сериала как явления массовой культуры, о том, как анализировать структуру сериала. Не обошлось без споров о медицинской этике и университетской культуре.

Каждое помещение, в котором проходили просмотры, было украшено в стиле сериала. Например, на стенах кабинета, где смотрели "Теорию большого взрыва", было множество сложных и, прямо скажем, непонятных математических и физических формул. Аудитория, где смотрели "Доктора Хауса", была заставлена микроскопами, под потолком висели рентгеновские снимки, а на стене расположился большой плакат со знаменитым выражением гениального диагноста: "Все лгут".

После окончания официальных лекций по программе был сон, но никто, конечно, спать не пошел: еще долго из разных аудиторий раздавался смех, разговоры, звуки гитары. Лицеисты обменивались впечатлениями друг с другом и преподавателями за чашкой чая. Некоторые позже признались, что им вообще не хотелось покидать эту атмосферу тепла и уюта.

"По-моему, ночь в лицее прошла безумно круто! - делится своими впечатлениями участница мероприятия Диана Трушкина. - Все было тщательно подготовлено, начиная от декора и заканчивая лекциями. Все ребята, принимавшие участие, светились от счастья. Несмотря на недостаток сна, все активно отвечали на вопросы и участвовали в дискуссиях во время "кино-ночи". Наши прекрасные преподаватели и спикеры рассказывали все с таким удовольствием, что каждый невольно погружался в созданную ими "киношную" атмосферу".

Разговоры о прошедшей "Ночи кино" не утихали еще спустя неделю после события. Участники делились впечатлениями, полученными знаниями и строили планы на следующие мероприятия.

Спасибо всем участникам за настоящий праздник! И особенно:

  • Гостям и преподвателям лицея: Виталию Куренному, Евгении Бобылевой, Григорию Волчкову, Марии Румянцевой, Александру Сувалко, Веронике Молчановой и Елизавете Космидис - за проведенные лекции и семинары!
  • Юлии Зайцевой (10 класс, гуманитарное направление) - за прекрасное координирование проекта!
  • Лицеистам Алине Лошкаревой, Александре Скопиной, Дарье Логинопуло, Валентину Веразу, Полине Шматовой, Федору Шаулину и Диане Трушкиной - за слаженную и превосходную работу в команде!
  • Преподавателям Марии Румянцевой, Александру Сувалко, Марии Мирской, Анне Нигаматуллиной - за помощь в организации!

Отдельное большое спасибо Марии Румянцевой (еще раз :) ), Ольге Шереметьевой и Елизавете Черненко

Авторы статьи: Александра Панфилова, Валентин Вераз

Фото: Анастасия Заикина, Анастасия Тришева, Александра Панфилова, Валентин Вераз