• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Лицей НИУ ВШЭ

Сотрудничество и взаимоуважение, независимо от возраста и статуса

Управление школой сегодня

Как руководить учебным заведением в эпоху перемен? Без каких инструментов не обойтись современному директору? В Вышке 23 апреля прошел семинар, посвященный возможностям школы вчера и сегодня. Семинар объединил три эпохи: сначала говорили о школах в СССР, потом – о школе перестройки, а в финале выступил Рустам Байбурин, нынешний заместитель директора лицея НИУ ВШЭ. Общей для всех оказалась проблема дефицита в школьном управлении: именно она мешала советским школам, и с ней же борются современные практики. Важно, что речь идет о дефиците в самом широком понимании: не хватает рук, денег, сил и способности эффективно их распределять.

О том, как дела обстояли в СССР, рассказал Петр Сафронов, редактор-составитель книги «Острова утопии». Тогда директор школы не считался профессией, а примеры успешных столичных школьных проектов не могли быть воплощены на практике в провинции, главным образом, по финансовым причинам. Институты образования вообще построены на дефицитарном принципе – ими всегда движет нехватка. В случае советской школы, это ещё дефицит концептов и дефицит работы с детьми: идеальный взгляд на образование был далек от суровых условий реальности. В Советском Союзе ограниченность ресурсов считали поводом к аскезе и монашескому служению. Или просто старались не замечать, а это приводило к равнодушию, профессиональной и моральной капитуляции.

По мнению современных практиков, проблема жива и сегодня. Как отметил Рустам Байбурин, директор российской школы вынужден заниматься огромным количеством совершенно разных задач, он всё держит в своих руках. Но, с другой стороны, в этом же и заключается трудность, которая может быть обозначена как дефицит в управлении. Если руководитель не может сосредоточиться на основных задачах развития школы, то этого со школой и не происходит. Отчасти, по мнению Байбурина, это связано с тем, что люди, которые приходят на должность директора школы, как правило, не имеют менеджерской подготовки, не обладают достаточным опытом управления. С этой точки зрения, современные новаторы — это те директора, которые научились делегировать административные функции своей команде, а сами сосредоточились на трёх основных задачах: стратегическом развитии школы, внешней политике и внутреннем лидерстве.

У директоров современных школ теперь есть новая задача    освоить роль играющего тренера для своей управленческой команды.

Проблемы с управлением в школах только усугубляются в связи с новой московской инициативой по укрупнению школ. Если директор школы прежде не умел распределять и делегировать задачи, и вдруг школа становится территориальным образовательным комплексом (читай — больше в пять-десять раз), то ситуация заходит в тупик — привычным способом ручного управления руководить большим комплексом просто не получится. Именно поэтому, говоря о современных школах, мы уже не можем говорить об одном директоре — такими большими организациями должен управлять не один человек, а команда. И, как и в командных видах спорта, индивидуальные качества отдельно взятого члена команды становятся не так важны, как слаженность работы всего руководящего коллектива. По мнению Байбурина,у директоров современных школ теперь есть новая задача — освоить роль играющего тренера для своей управленческой команды. И от того, насколько он будет в этом успешен, настолько же будет успешна и его школа.

Но как собрать такую команду из своих коллег и начать говорить на одном языке? Где им и остальному коллективу черпать вдохновение, чтобы перестроить школу по новым принципам открытости, вариативности, индивидуальности? К сожалению, пока не на курсах повышения квалификации. Как один из вариантов источника свежего взгляда на школу — неформальное и инициативное образование. Участвуя в летних интенсивных школах и других формах инициативного образования, сотрудники школы смогут, возможно впервые, отказаться от обязательных учебных планов и учебников, стоящих по линейке парт и необходимости ставить отметки. Смогут почувствовать вкус педагогической свободы и получить совершенно новый опыт неформального преподавания. Те, кто заражаются этим, уже не могут работать иначе, и переносят этот опыт в свою повседневную практику — как учительскую, так и управленческую.

Рустам Байбурин поделился составленной им на полях краткой «памяткой для современного директора школы», где он выделяет ключевые для себя принципы школьного управления.

Памятка для современного директора школы:

  • Школа живет, пока проектируется её коллективом;
  • Школа проектируется от образовательных результатов школьника — это основное;
  • Школа сотрудничает со школьниками, вовлекая их в проектирование школы;
  • Важно время от времени смотреть на свою школу со стороны, в том числе и взглядом самого ребенка;
  • Важно иметь хороший кадровый потенциал, причем необходим не только высокий уровень компетенций сотрудника, но и достаточно энергии для инициативного действия;
  • Отделы кадров нужно заменить на службы по развитию персонала. И развивать персонал;
  • Важно создавать и поддерживать горизонтальные связи среди сотрудников и школьников;
  • Среда школы — одно из наиболее важных условий достижения личностных образовательных результатов;
  • Важно иметь плечи, на которые можно встать (теоретический фундамент).


Полина Николаева

Оригинал статьи