Старшая школа пытается повзрослеть
А школам придется пересмотреть применения пятибалльной системы оценки и добиться дополнительного финансирования. При этом часть учителей не смогут работать по новым правилам.
Стандарты нового поколения начали разрабатывать в 2004 году. Первыми, с 1 сентября 2011 года, введены в практику стандарты начальных классов. Образовательная модель для средней школы станет обязательной 1 сентября 2015 года, а в старшей школе — к 2020 году. Однако в прошлом году десятки школ добровольно перешли на новые правила — и теперь их директора обсудили связанные с этим проблемы.
С наиболее радикальными изменениями столкнулись учащиеся 10–11 классов: у них появилось право самим формировать расписание из 37 учебных часов в неделю. «В старших классах дети уже четко понимают, без каких предметов они могут обойтись. Это понимают и учителя, которые только делают вид, что учат,— считает директор лицея при Высшей школе экономики Наталья Любомирская.— Таким образом, школьники приучаются к профанации, что имеет тяжелые последствия для всего нашего общества». Чтобы избежать профанации, обязательными предметами будут только математика, русский язык и литература, иностранный язык, история, ОБЖ и физкультура. В каком объеме изучать остальные предметы, школьники решат сами — при этом они могут выбрать углубленный или базовый уровни. Также за два года они должны провести научное исследование и подготовить индивидуальный учебный проект (нечто вроде университетской курсовой).
По отзывам представителей школ, им бывает трудно совместить индивидуальные образовательные планы учеников друг с другом и с расписанием учителей. Учителя лицея при Вышке привели примеры неудачных планов: у школьников выходит по десять уроков в один день и лишь два-три — в другие. У некоторых набирается по четыре-пять уроков математики подряд или, наоборот, большие «окна» между уроками. Кроме того, большинству школьников оказалось жаль тратить учебные часы на ОБЖ, чуть меньшее количество детей игнорируют и физкультуру. В одних школах с пониманием относятся к этой позиции и разрешают отдать часы ОБЖ и физкультуры профильным предметам, другие считают это нарушением закона.
Для повсеместного введения новых стандартов необходимо переподготовить учителей. «Учитель должен пересмотреть свою роль в классе,— пояснила директор лицея Вышки.— Он больше не наставник и транслятор знаний, а организатор учебной деятельности. Он должен помочь детям учиться самим». При новых стандартах главными в классе должны стать ученики, указывает Наталья Любомирская, «а учителю зачастую сложно отказаться от этой роли». Изменится и оценка знаний, пятибалльная система наполнится новым содержанием. «Тройка из плохой оценки станет абсолютно нормальной, она показывает, что ученик владеет базовым материалом»,— предупредила директор.
Переход на новые стандарты приводит к дополнительным расходам на оплату труда учителей и аренду дополнительных помещений, указывают директора. Сейчас Москва выделяет школам по 123 тыс. руб. в год на ученика 10–11 классов, однако этих денег не хватает. «С переходом на новые стандарты бюджетные деньги стали покрывать лишь две трети необходимых средств, остальные суммы нам выделяет университет»,— признала госпожа Любомирская.
«Конечно, при переходе будут сложности. Большинство учителей просто передают информацию, которую надо запомнить. А в новых стандартах знание преподносится как решение некой проблемы, а не как догма»,— рассказал “Ъ” ректор Московского городского педагогического Игорь Реморенко. По его словам, МГПУ уже начал учить педагогов работе по стандартам нового поколения.
«Безусловно, часть педагогов в результате таких изменений останется за бортом профессии,— подтвердил представитель профсоюза “Учитель” Андрей Демидов.— Среди учителей сейчас треть пенсионеров, которые способны поддерживать профессиональный уровень, но вряд ли станут его повышать».
Александр Черных, Анна Соколова, Анна Шелепова