Новый формат образования: первые впечатления десятиклассников
На вопрос о том, что особенно нравится в лицее, все, не задумываясь, отвечали: отношения между учителями и учениками. Преподаватели относятся к учащимся как к студентам. Все привыкли к тому, что в обычной школе учителя насильно «впихивают» знания по предмету, в изучении которого ты не заинтересован. В лицее же ученики сами выбирают предметы и не ходят на те уроки, которые считают для себя ненужными. Отношения с учителями строятся на взаимном уважении. К преподавателю всегда можно обратиться за помощью по различным вопросам – посоветоваться по поводу своих проектов, обсудить общелицейское мероприятие.
Лицеистам нравится, что расписание и учебный план можно легко подстроить под свой распорядок дня. При этом администрация лицея всегда прислушивается к просьбам учеников и готова помочь в любой ситуации найти компромисс, если у лицеистов возникают проблемы с учебными планами и набором уроков.
Мы также попросили лицеистов ответить на вопрос: «Что, по сравнению с ожиданиями от учебы в лицее, вышло по-другому?» Самым часто встречающимся был ответ: «Время, которое приходится тратить на учебу». На летних собеседованиях и собраниях все учителя предупреждали о количестве домашней самостоятельной работы, но большинство поступивших не отнеслись к этим предупреждениям всерьез. А зря… С началом учебного года они поняли, что означает «много домашней работы». Некоторые десятиклассники признаются, что не привыкли тратить на задания столько времени. Почти все лицеисты отмечают длительность «рабочего дня»: в день бывает и по пять пар. При этом к такой высокой нагрузке ребята относятся с пониманием, ведь для них главное – получить качественное образование.
При ответе на вопрос «Открыли ли вы в себе что-то новое благодаря лицею: новые качества, новые интересы?» большинство довольно улыбались. Ни один лицеист не ответил отрицательно. Например, десятиклассники за это время научились правильно организовать свое время, что очень пригодится им во взрослой жизни. А некоторые признались, что не ожидали от себя такой жажды знаний. В свободное время между уроками или после них большинство учеников посещают пары других образовательных направлений. Познавать мир помогает им и большое количество факультативов. Лицеисты могут посещать не только профильные дополнительные занятия, но и интеллектуальные игры, киноклуб или занятия по соционике.
Лицеисты понимают, что лицей еще только развивается и предстоит много совместной работы. Слоган лицея НИУ ВШЭ — «Мы строим лицей сами». Ребята готовы вместе разрабатывать концепцию более удобного учебного плана, участвовать в социальных проектах и так далее. Ведь все мы ценим лицей и хотим сделать его самым удобным и любимым местом для каждого ученика.