• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Лицей НИУ ВШЭ

Сотрудничество и взаимоуважение, независимо от возраста и статуса

Приключения лицеистов на Валдае

С чем у вас ассоциируется такой предмет, как «Основы безопасности жизнедеятельности»? Наверняка, с пыльными манекенами-тренажерами, душными противогазами, стендами с устаревшими материалами… Но в лицее Высшей школы экономики привыкли делать все по-своему: вот и занятия по ОБЖ у 11 класса были организованы не так, как это принято в обычных школах. Лицеисты знакомились с правилами безопасного поведения в полевых условиях – на Валдае, на берегу озера Уклейно. И это оказалось так увлекательно, что многие до сих пор мечтают вернуться обратно. Почему? Пусть об этом расскажут сами участники.

Про идею

Андрей Валерьевич Белов, заместитель директора по воспитательной работе

Идея такой выездной практики у нас появилась, когда мы думали, как ребятам интереснее всего организовать прохождение курса по ОБЖ. В процессе поисков мы вышли на организацию «Коллекция приключений» http://www.active-life.ru/.  Эта компания уже около 20 лет проводит для взрослых и детей мастер-классы и тренинги. Работа с нами была для них новым опытом. Обычно они работают со взрослыми, есть у них и детские программы, но им впервые довелось работать организованно с целой школой.

Самое интересное из их приключений, на мой взгляд, - подготовка детей к «выживанию» на островах, «Робинзонада», в котором приняли участие наши лицеисты. Готовясь к поездке на остров, они участвовали в разных мастер-классах, тренингах на командообразование, их учили разводить костры, строить шалаши, в которых они потом ночевали в лесу. Также они проходили курс по оказанию первой медицинской  помощи. Специальная бригада врачей сначала провела мастер-класс, а потом они устроили детям ролевую игру по оказанию первой помощи в чрезвычайной ситуации. Они должны были оказать помощь десяти раненым, у каждого из которых была своя легенда – перелом, порез, ушиб и так далее.

Вершиной поездки был, конечно, выезд на острова – лицеисты должны были провести там двое суток самостоятельно. Они сами решали, будут ли они там жить все это время в команде или в полном одиночестве.  Наивысший уровень такого опыта, конечно, это когда ты оказываешься там совершенно один. Это редкий случай, когда человек остается один на один с собой, с природой, может проверить себя, открыть в себе что-то, проверить те навыки, которым его обучили. У нас было 13 одиночек, причем большинство – девочки. Когда двое суток прошли, четверо из «робинзонов» остались даже на дополнительный день. Их встречали как героев…

Потрясающее испытание было в последний день, когда я увидел, что нам предстоит, даже не мог себе представить, как это можно преодолеть. Всех подвели к пятиметровой стене, и без помощи веревок надо было через нее перебраться. Нельзя наступать на плечи, на голову, можно перетаскивать друг друга только при помощи рук. Но самое поразительное – все надо делать в абсолютном молчании. Это вершина существования команды как целого.

Эта поездка имела мощнейший образовательный эффект и в плане индивидуального развития. Дети заметно поменялись, у них в конце были совсем другие лица, они увидели друг друга совершенно с иных сторон, они повзрослели, они приехали совсем иначе заряженными, чем до этого. Домой приехала команда, которая готова горы сдвигать.

Про быт

«Робинзон» Арбузова Анастасия

Изначально нас разделили на четыре десятки, в которых мы работали командами. Далеко не всегда мы оказывались в команде с теми, с кем мы тесно общались в лицее. И нам предстояло вести  с ними совместное хозяйство. Например, каждый день мы должны были три раза вместе готовить пищу. Для этого нужно было вставать раньше остальных, чтобы приготовить еду на всю группу. Это было очень ответственное мероприятие, ведь это не просто сделать себе чай и бутерброд, это надо накормить всю свою команду. Пока некоторые не поняли степень ответственности, они просыпали, и вся команда оставалась без завтрака или он был поздним. Эта работа требовала больших усилий, и нужно было собрать ребят, которые должны тебе помогать. Я думаю, что работа в маленьких командах, в десятках, помогала нам лучше узнать каждого в отдельности и больше сплотиться друг с другом, даже с теми людьми, с которыми мы раньше не общались, но смогли составить хорошую компанию на эти дни.

«Робинзон» Иван Гетиашвили

Налаживание быта для меня это стало своего рода испытанием. У меня не было серьезного походного опыта, я привык больше отдыхать в цивилизации. А здесь мы сами строили свою жизнь, и мне очень понравилось, что пусть мы это делали даже на каком-то примитивном уровне, но мы  всегда могли видеть результаты своего труда. Наша десятка поставила себе цель за половину смены в полной мере обустроить то место, где мы ели. И  мы  это делали: собрали дровницу, чтоб было удобнее разводить костер, Саша делал посудный шкафчик, потом Катя сделал флаг, и мы видели, как на наших глазах наша невзрачная скамеечка превращается в лагерь, причем, вполне  обустроенный. Было интересно распределять обязанности, у каждого была своя специализация, и такое ощущение, что мы в них еще больше развивались. Например, кто-то должен следить за костром. В первый день у него ничего не получается, он надрывается, пыхтит, а к концу поездки у него уже все легко получается, вообще  без спичек костер разжигает. И так во всем.

Про испытания

«Робинзон» Юлия Карпушенкова

Нам была предоставлена возможность испытать себя и испытать других. В самый первый день у нас была игра на несколько часов. Нас разбили на десятки и мы должны были выполнить ряд заданий. Не всегда получалось, а иногда казалось, что какие-то задачи были совсем невыполнимы. Я помню настроение нашей десятки, мы-то сначала думали, что мы команда, что мы сплоченные и готовы ко всему, но когда у нас не все выходило, некоторые начинали считать, что это вообще невозможно и просто «забивали». В последний день мы проходили похожие испытания, и тогда справились со всеми заданиями. И мы поняли: несмотря на то, что мы и до поездки уже считали себя одной лицейской семьей, теперь мы сплотились еще больше.

Мне особенно запомнились три испытания. В первый день было «Падение на доверие». Нам установили пьедестал высотой метра полтора-два. Человек вставал на него, спиной к своей команде, и падал – и его всегда ловили. Здесь суть в том, что нужно доверять людям, чтобы упасть. С этим были проблемы, но все справились. Второе испытание: на дереве, на высоте примерно в 10 метров висит трапеция. Вы забираетесь на пьедестал, но до трапеции остается еще 2-3 метра, поэтому нужно прыгнуть, долететь до нее и схватиться. С земли это казалось невозможным – расстояние огромное, я думала, что преодолеть страх просто не получится. Но у меня все вышло. Я  думаю, многие поняли, что они гораздо сильнее, чем они думали до этого. Некоторые ребята отодвигали трапецию еще дальше и все равно допрыгивали. И последним было что-то вроде посвящения в лицеисты. Нужно было перелезть через стену высотой около 3 метров в полном молчании. Мы справились, потому что мы понимали друг друга, чувствовали друг друга и знали, кто что должен делать…

«Робинзон» Антон Бойченко

Был у нас один инструктор, Илья Федотов, ох и роскошный человек!!! На испытаниях он «заведовал» у нас теми событиями, которые были во многом связаны со страхом и преодолением себя. На третий день нашего пребывания на Валдае у нас была так называемая «миссия», одним из испытаний которой было «Падение на доверие», которое, собственно, и организовывал Илья. На высоте примерно полутора метров от земли была закреплена платформа, с которой мы падали на руки своих одноклассников спиной назад. Буря эмоций охватывает тебя после этого испытания! Я до сих пор помню, как я падаю, вижу листву деревьев и до самого конца не знаю, поймают меня или нет. Ты летишь, и вдруг тебя подхватывают 18 крепких рук любимых лицеистов.

На последний день мы встретились с новым испытанием от Федотова. Состояло оно в том, что мы должны были забраться на платформу на 9 метрах от земли и прыгнуть на трапецию, которая висит в 2 метрах от нас. Когда залезаешь на платформу, ноги дрожат и подкашиваются, а до трапеции, кажется, не допрыгнешь. Но потом, когда ты уже поймал спасительную перекладину, понимаешь, что не все так страшно, можно отпустить руки, и тебя плавно спустит на землю страховка.

 «Робинзон» Иван Гетиашвили

Смысл испытания, которое меня очень впечатлило, в том, что все участники должны в полном молчании и в полном составе перебраться через отвесную гладкую стену. То есть нужно забраться и перелезть через нее на другую сторону. И все участники почувствовали, что это восхождение на стену стало апогеем нашей командной слаженной работы. Мы не отвлекались на разногласия, мы не придумывали стратегию, ничего не обсуждали, мы просто взяли и сделали. Это было упражнение не на смекалку, не на догадливость, не на креативное мышление, а, скорее, на чувствование игроков своей команды. И мы действительно такой командой стали. Сначала без единого слова туда залезли первые люди, и мы уже дальше знали, кто подтягивает следующих, кто  подхватывает, кто страхует, все проходило в полной тишине, и все получалось четко, слаженно. И мне очень понравилось это испытание, потому что, когда достигается такой эффект от командной работы, это всегда чувствуется, и это всегда здорово – быть частью сплоченного слаженного механизма. И результат нас вдохновил: мы справились с заданием за 23 минуты, хотя нас было 43 человека и стена была высокая. И когда последний человек спускался, лицеисты начинали постепенно хлопать, хлопать, и когда он поставил вторую  ногу на землю – произошел просто взрыв, бурные овации,  объятия, эмоции...

Про острова

«Робинзон» Артем Минасян

В один день мы должны были разделиться на группы или решить действовать в одиночку и поехать на острова. Я попал в группу из шести человек. Мы должны были готовить себе еду, но на острове у нас не было с собой ни посуды, ни мангалов, надо было готовить прямо на открытом огне. У меня есть самое мощное воспоминание о таком опыте готовки… Мы кое-как обустроили место для готовки и начали делать первую порцию гречки. Кое-как вскипятили воду, засыпали гречку, она сварилась. Мы ее снимаем – и вдруг все переворачивается, и гречка высыпается. Я был просто в шоке. Если бы я был там один, я бы просто сидел и не двигался все оставшееся время.  Но я был с самыми близкими друзьями из лицея, они смогли меня утешить. Я просто больше не доставал посуду из огня. Шалаши для ночевки мы тоже строили сами. Мастер-классы по строительству шалашей нам проводил инструктор Илья Федотов. Это очень крутая личность, он может абсолютно все, в любом месте и в любых условиях. Благодаря этим мастер-классам мы знали, как действовать, и поэтому построили теплые шалаши, которые не пропускали воду во время дождя. Очень круто просыпаться и видеть не тех, с кем живешь и кого видишь всегда, а своих близких друзей.

Наши инструкторы проверяли нас каждые 3-4 часа, у нас даже была система почты. Кто-то на своей точке мог написать письмо, передать его инструктору, и он передавал на другую точку. Страшно мне не было: нас было шестеро, у нас было достаточное количество еды, мы хорошо устроились и у нас была уверенность друг в друге. Так что даже если что-то бы и произошло, мы бы с этим справились.

Про помощь и поддержку

«Робинзон» Иван Гетиашвили

Когда мы делали командные упражнения, у многих ребят возникали трудности, с тем же «Падением на доверие» или с трапецией. Часто было видно, как человеку сложно, как он преодолевает себя. И все ребята поддерживают его - и те, которые уже прошли это упражнение, и те, кто только собирается его проходить,. Они хлопают, что-то говорят и, как это называют наши инструкторы, посылают лучи уверенности этому человеку, чтобы ему было легче. И мы каждый раз искренне радовались, когда у человека получалось преодолеть себя и пройти какое-то сложное упражнение. Это была общая победа, и мы это чувствовали.

Про перемены

«Робинзон» Иван Гетиашвили

Я стал немного иначе смотреть на себя и на людей, с которыми я учусь, открылись совершенно удивительные качества этих людей, о которых я даже догадываться не мог. Когда ты учишься с человеком, ты какое-то мнение о нем имеешь, пусть поверхностное, не основанное на конкретных наблюдениях, просто первое впечатление. И на Валдае у меня было несколько таких щелчков, когда мое мнение о человеке менялось на 180 градусов. И сейчас, имея опыт взаимодействия с этими людьми, я смотрю на них совершенно по-другому. И то же самое можно сказать про себя -   я немножко переосмыслил некоторые свои ценности. Эта поездка позволила мне понять, как ценно и важно то, что мы имеем в своей жизни. Это отречение от благ цивилизации позволяет тебе задуматься, что происходит в твоей жизни, что ты имеешь, что для тебя действительно важно. И после Валдая мне удалось это понять, и я теперь понимаю, что именно мне в жизни ценно и важно.

 «Робинзон» Юлия Карпушенкова

Мне пригодились знания о себе, которые я получила. Я думала, что я гораздо более трусливая, более привередливая. Оказалось, что в этой поездке я преодолела свои страхи, я там делала то, что как мне раньше казалось, никогда в жизни делать не буду. И сейчас я уже понимаю, что мне гораздо проще приниматься за какие-то дела и легче ко всему отношусь.

«Робинзон» Арбузова Анастасия

Программа «Робинзонада» нацелена не на то, чтобы мы выжили, а на то, чтобы мы почувствовали друг друга. Мы поняли, что живем в лицейской семье, что это не просто школа, не просто 58 людей, с которыми ты видишься каждый день, а семья, в которой каждый может найти помощь. А после Валдая произошло какое-то перерождение, мощный скачок вперед. Я поняла, что я не такая привередливая, как я думала. Оказалось, что можно утром встать в одежде, накинуть куртку, надеть сапоги – и ты готов к жизни с первой секунды пробуждения, и для этого не обязательно наводить красоту.