• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Лицей НИУ ВШЭ

Сотрудничество и взаимоуважение, независимо от возраста и статуса

Из Крыма извлекут уроки

В школах введут занятия по новейшей истории. Директор лицея НИУ ВШЭ Наталия Любомирская прокомментировала ситуацию с публикацией Министерством образования и науки РФ рекомендаций по проведению во всех школах страны уроков «Крым и Севастополь: их историческое значение для России» («Коммерсантъ», 7.05.2014).

Минобрнауки опубликовало рекомендации по проведению во всех школах страны уроков «Крым и Севастополь: их историческое значение для России». В документе утверждается, что присоединение региона «обоснованно с точки зрения мирового права, моральных и этических норм», поскольку власть на Украине «захватили поддерживаемые странами НАТО праворадикальные и русофобские элементы». Педагогическое сообщество восприняло рекомендации неоднозначно: одни готовы обсуждать события с учениками, другие считают, что политике в школе не место.

Примерные планы уроков и справочные материалы к ним опубликованы на официальном сайте ведомства. Школа должна сама решить, когда пройдет такое занятие и кто будет его вести — учитель истории, литературы или географии. Его задача — «подчеркнуть обоснованность воссоединения с точки зрения мирового права, моральных и этических норм», а также «показать миротворческий и гуманистический характер действий России».

В начальной школе детям расскажут о природе Крыма и предложат нарисовать картинку или поучаствовать в конкурсе чтецов. С 5-го класса преподаватели сосредоточатся на истории региона, начиная с VI века. Школьники узнают, что Крым является «духовной скрепой», откуда православие распространилось по русской земле. Передачу региона Украинской ССР Никитой Хрущевым авторы пособия называют «капризом», нарушающим Конституцию РСФСР. По версии Минобрнауки, в 1990-х годах Борис Ельцин отказался от поддержки Крыма «из-за давления западных стран». Но теперь власть на Украине «захватили поддерживаемые странами НАТО праворадикальные и русофобские элементы», из-за чего и было принято решение о присоединении. Подчеркивается, что на всех уроках учитель обязан процитировать обращение президента Путина к Федеральному собранию 18 марта 2014 года.

«Государство, как в советское время, откровенно проводит свою идеологию в школу,— считает учитель истории в гимназии N1543, автор учебников Леонид Кацва.— Но многое зависит и от преподавателя, Кто-то будет с удовольствием вести подобные уроки, а кто-то просто откажется». Директор школы N261 Павел Карпов считает, что ситуацию с Крымом целесообразнее обсудить на уроках обществознания: «Наши учителя недавно выяснили, что школьники вообще не в курсе происходящих событий, поэтому я считаю такие рекомендации вполне справедливыми для поддержания общекультурного уровня. Но важно, чтобы на этих уроках происходила живая дискуссия».

«Эти вопросы возникают у детей сами собой, их надо обсуждать открыто и честно. Учитель должен отвечать детям именно так, как думает сам,— сказала «Ъ» директор лицея при Высшей школе экономики Наталья Любомирская.— Да, подавляющее большинство населения и нашего коллектива считают присоединение Крыма правильным шагом. Но превращать уроки в политинформацию не стоит. Ученики должны знать все доводы за и против — мы же хотим, чтобы они стали сознательными гражданами, а не марионетками».

«Аргументы, которые приводят чиновники, крайне недостаточны с научной точки зрения. Например, передача Крыма Украине объяснялась не простым капризом, а проблемами мелиорационной системы региона,— говорит профессор Волгоградского университета, один из учредителей Вольного исторического общества Иван Курилла.— Видимо, Минобрнауки считает, что школа обязана выступать в роли пропагандиста. Вмешивать в эту историю детей и навязывать через школы определенную оценку происшедшего — неправильный шаг. Чиновники даже не подумали, как будут чувствовать себя дети, родители которых не согласны с официальной точкой зрения».

Александр Ъ-Черных, Евгения Ъ-Маляренко

Источник