Судьба — это сделанный выбор
Вчера состоялся День открытых дверей лицея НИУ ВШЭ по социально-экономическому направлению. Выступали руководители, преподаватели, в заключение слово дали двум лицеистам. Если бы мне пришлось выступать, я бы рассказал о том, что меня привело сюда и мотивировало поступление. Это проблема, которая актуальна для каждого человека, без решения которой, невозможно выстраивать жизнь — проблема выбора.
В самом деле, сколько б не говорилось о выборе, пока человек сам не осознает эту проблему, он не будет воспринимать никаких наставлений на эту тему. У меня в жизни был момент, когда я всерьез задумался о том, что делает нас такими, какие мы есть, нашу жизнь такой, какая она есть. Теперь, насколько смогу, хочу изложить свои размышления.
Все мы общаемся с разными людьми и, наверное, замечали, что есть люди примерно одинакового поведения, предсказуемые, и те, кто отличаются от остальных — манерой общения, точкой зрения, мышлением. Их называют «нестандартными». Часто они лидеры в своей среде и окружающие интересуются их мнением, в чем-то подражают.
«Нестандартным» человеком был мой дедушка. До глубокой старости его дом не оставался пуст — многие шли за советом, интересовались его позицией по каким-то ситуациям. Я задался вопросом: что этих людей делает такими?
Пока я не научился ответственности, моя жизнь — лишь цепочка повторов чужих решений
Сначала нужно понять, что любое решение, любая точка зрения — это результат выбора. Потому что всегда есть масса мнений по одному вопросу, множество решений в одной и той же ситуации. И человек совершает выбор конкретной точки зрения, решения. Возвращаясь к заданному вопросу, скажу, что «нестандартными» делает людей именно то, что они не боятся выбирать. Почему их слушают? Потому что у них есть конкретная точка зрения. Почему с ними советуются? Потому что они могут предложить конкретное выбранное ими решение.
Это умение и дедушку сделало таким, какой он был. Он рано лишился отца. Поэтому, став единственным мужчиной в доме, с детских лет делал выбор: принимал ключевые решения в доме, был в ответе за сестер. Поэтому когда вырос, он не боялся выбора, не боялся решений более важных вопросов. Это сделало его этим «нестандартным» человеком, человеком позиции.
И первый мой вывод: пока я не научусь сам выбирать, я буду в «предсказуемом большинстве».
После этого, задался следующим вопросом: почему же не все делают свой выбор, почему большинство его боится? Весь секрет в том, что выбор — это всегда ответственность. Ведь каждый понимает, что если он занимает конкретную позицию, то ее нужно защищать; свою точку зрения надо отстаивать. Иными словами за любой выбор нужно отвечать. А ответственность брать на себя может далеко не каждый. Ведь мы по себе знаем, что легче занять чью-то точку зрения, легче поступить в какой-то ситуации так, как поступал до тебя другой. То есть проще повторять чужой выбор, нежели делать его самому. Каждый может вспомнить случай, когда в трудной ситуации вместо того, чтобы принять свое решение, мы ищем готовое (начиная со списывания задач в школе).
Отсюда я сделал второй вывод: пока я не научился ответственности, моя жизнь — лишь цепочка повторов чужих решений. За свой выбор отвечаю только я.
В последнее время я заметил, что многие разбрасываются словом «судьба». У человека не получилось что-то сделать, ему говорят: «Тебе не судьба, приятель». Или наоборот, тому, у кого получилось: «Тебе повезло, это просто судьба». Вообще какой смысл мы вкладываем в слово «судьба»? Если человек что-то приобрел или потерял, то скорее это последствие выбора, который он когда-то сделал. Пусть сейчас или вчера, или десять лет назад, но впоследствии это привело к сегодняшним результатам. Поэтому то, что люди называют «судьбой», — это череда выборов, совершенных им за всю жизнь. Поэтому нельзя так легкомысленно списывать достижения или потери на абстрактную «судьбу» или удачу. И все то, что у человека есть или нету — это следствие его личного выбора.
Так я пришел к следующему выводу: выбор, который я делаю сейчас, рано или поздно приведет меня к большим приобретениям или потерям.
Я узнал о лицее при НИУ ВШЭ и понял, что здесь подходящая мне система образования и окружение
Осмыслив это, я стал анализировать свою жизнь. И с печалью заметил, что чаще я даю выбирать другим вместо меня (родителям, учителям, друзьям) или же смотрю как поступили другие и повторяю. Я понял, что надо менять свою жизнь, а не предоставлять судьбу в распоряжение других. Пока не научусь ответственности, моя жизнь будет копией. Моя зрелость определяется умением самостоятельно выбирать.
Начал я с того, что поменял круг общения. Затем определился с тем, чего хочу достичь в развитии: образовании, отношениях, умениях. После этого встал вопрос о смене учебного учреждения, так как оно не соответствовало поставленным целям. К сожалению, долго не мог найти подходящее.
Позже я узнал о лицее при НИУ ВШЭ и понял, что здесь подходящая мне система образования и окружение. С самого начала учащимся предоставляется право выбора изучаемых предметов, делается большая опора на ответственность учеников. Я рассуждал так: если эти условия действительно реализуются, то безответственные люди, «предсказуемое большинство», точно здесь не удержится. Значит будет и подходящее окружение. Это были решающие факторы выбора лицея.
Таким образом лицей помогает решать мне одну из важнейших жизненных проблем — проблему выбора. Она заключается в том, что нельзя избегать ответственности, нужно принимать решения самому, таким образом строить свою судьбу.
Марк Хорев