• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Лицей НИУ ВШЭ

Сотрудничество и взаимоуважение, независимо от возраста и статуса

Углы и Аксиомы: как прошла Устная олимпиада по геометрии

Недавно в Лицее прошла Устная олимпиада по геометрии: больше двухсот участников пробовали свои силы в том, чтобы решать геометрические задачи и рассказывать, как именно они пришли к ответу. В этом году олимпиада стала масштабнее, ведь она вошла в линейку интеллектуальных состязаний Лицея. В этой статье — рассказываем о том, как прошло это математическое событие.

Углы и Аксиомы: как прошла Устная олимпиада по геометрии

Что такое Устная олимпиада по геометрии?

Когда Устная олимпиада только создавалась, идейные вдохновители задумывали её как «рай для геометров», ведь существующие олимпиады по математике сосредоточены скорее на алгебраических заданиях. Устный формат олимпиады — это возможность построить красивые доказательства и в диалоге с членами жюри объяснить решения с подробными пояснениями. Это тоже отличает Устную олимпиаду от других письменных олимпиад по математике, ведь последние обычно не проверяют умение аргументированно вести диалог.

Альфия Фаизовна Салимова, ведущий эксперт олимпиады

Для участников, обучающихся в 8-м классе, мы старались не уходить далеко от школьной программы. А вот для обучающихся в 9-м, 10-м и 11-м классах наши олимпиадные студенты развернулись вовсю! Очень интересные задачи! Для решения олимпиадных заданий нужны были и широкие знания, и умение мыслить, и строить логическую цепочку рассуждений, и, конечно, «видение» картинки. Без этого в геометрии никуда. И этим качеством должны обладать и сами составители, конечно. Принципы составления заданий у каждого свой. Кто-то идёт от картинки, а кто-то — от самого математического факта.

Как прошла олимпиада в этом году

В этом году олимпиада состояла из двух этапов: пригласительного и заключительного. В рамках пригласительного этапа, прошедшего в онлайн-формате, участникам было предложено решить три задачи: две из них проверялись системой автоматически, а третья предполагала доказательство математического факта, которое впоследствии оценивалось жюри олимпиады.

Заключительный этап олимпиады прошёл очно, в здании Лицея на Солянке. В этот день к нам приехали более 200 юных геометров из школ Москвы и Московской области, а также из Санкт-Петербурга, Кирова, Ярославля, Тамбова, Челябинска, Калининграда, Воронежа, Калининградской области и других регионов.

После торжественного открытия участники отправились решать задания. В это время для их родителей состоялась лекция заместителя директора Лицея Валентины Валериевны Сетежевой — о Лицее, об организации олимпиадной подготовки, образовательной программе и планах на дальнейшее развитие.

Олимпиадная работа длилась почти четыре часа. По завершении были подведены итоги, а победители и призёры получили награды, в том числе — преференции при поступлении в Лицей на направление «Математика и физика».

Анастасия Михайловна Селезнева, главный организатор олимпиады

Мы любим строить амбициозные планы — и реализовывать их. В рамках Программы развития Лицея мы намерены продолжать развивать наши существующие олимпиады: Устную олимпиаду по геометрии и метапредметную исследовательскую олимпиаду «Ступени», которая, кстати, проводится уже десятый год. Помимо этого, мы планируем запуск новых форматов. В частности, рассматриваем создание командных интеллектуальных соревнований по естественным наукам — это расширит линейку наших олимпиад и даст каждому возможность найти то направление, которое ему действительно интересно.