Интервью с Валентином Вячеславовичем Цимбалом: «Я могу сделать это сам!»

Этим летом мне позвонила Елена Тютина и сказала: «Слушай, а ты не хотел бы открыть ЛиМ? Я видела, ты делаешь всякие прикольные штуки с ребятами». В тот момент в моей голове воскресла идея сделать кружок по инженерному творчеству. Я сказал, что это потребует некоторых ресурсов для реализации. Елена меня успокоила, мы прописали список оборудования, тематическое планирование и отправили дальше. Нам на удивление быстро все согласовали, оборудование приехало к началу года и мы постепенно начали. Так и появился наш ЛиМ «Инженерное творчество».
Цель кружка — дать ребятам фундаментальные навыки практической инженерии через форму свободного творчества. Например, мы изучаем принципы работы и управления шаговым двигателем. Дальше наша задача — «поиграть в это»: попробовать прикрепить стрелку и сделать часы, взять второй двигатель и сделать двухосевой манипулятор, наиграться теперь с этим, поперетаскивать объекты, поуправлять лазерным лучом, потыкать кнопки на клавиатуре и так далее. В конце курса и ближе к этапу ИВР в 10-м классе от лимовцев ожидаются очень сильные проекты.
В формате ЛИМа мы встречаемся два раза в неделю. Один день у нас отведен под учебную часть: осваиваем 3D-моделирование в этом триместре, дальше перейдем к основам схемотехники и управления микроконтроллерами, после — к автоматизации и работе с материалами (для финализации проектов). Второй день в неделе отведен как раз на работу над проектами. В этом триместре, пока ребята только знакомятся с инженерией, мы делаем маленькие учебные проекты — вибродинамик, автополив растений, проектирование планарных механизмов, управление шаговыми двигателями и другие — но ближе к новому году лимовцы встанут на рельсы выполнения собственных проектов, дунут в гудок, запыхтят паром и, постепенно разгоняясь, поедут на конечную станцию «Лимонный фестиваль».
Если говорить про навыки, которые помогает развить 3D-моделирование, то ответ простой — пространственное мышление. Я считаю, что до тех пор, пока наше сознание живет в механическом, трехмерном мире, это очень полезный навык.
Например, вы делаете исследование по химии или биологии, и вам нужен маленький штатив для датчика или препарата — у вас есть возможность самостоятельно смоделировать его и распечатать на 3D-принтере! Разве не здорово? Или, например, вы будущий дизайнер и хотите создать первый реальный проект — красивую настольную лампу. Открываем любую САПР или тот же Blender, печатаем, подбираем светодиодный модуль, трансформатор, запаиваем, заклеиваем и — вуаля! Можно открывать ИП «username&co lights».
Нет, тематически на ЛИМе мы не привязаны ни к какому учебнику. Логика же построения программы исходит из двух принципов: 1) школьного курса физики 8-х и 9-х классов, 2) от механики (самый наглядный раздел) к электронике (не самый наглядный раздел), к мехатронике (комбинируем механику и электронику), к программированию (автоматизируем получившуюся мехатронику). Таким образом, под конец года мы с ребятами сможем собрать своих первых простеньких роботов. Мне очень интересно посмотреть на продукт нашей деятельности в течение года, так как идеи проектов ребята выбирают сами, я только помогаю их реализовывать.
Физика — наука экспериментальная. Если у человека нет возможности наблюдать, повторить явление, провзаимодействовать с ним в какой-либо форме, то, к сожалению, он мало узнает об этом явлении.
Конечно, современная физика оперирует настолько несоизмеримыми с нами масштабами, что часто взаимодействие с явлением сводится к чтению табличек в экселе. Однако все эти таблички получены большими сложными приборами на ещё больших экспериментальных или наблюдательных установках. А все ученые и инженеры, работающие на таких больших проектах, начинали с самых простых и обычных школьных опытов.
Меня очень огорчает, что в настоящее время довольно малый процент студентов даже технических направлений ВУЗов смогли увидеть и повторить хотя бы половину описанных в учебниках опытов. Это ещё не говоря о том, что в учебниках экспериментальные наблюдения описаны только для малой части тех тысяч задач, которые практикуются на занятиях.
Обычно же, когда пытаешься повторить ситуацию из какой-нибудь простой задачи, например, столкновение двух металлических шариков, сталкиваешься с таким количеством пренебрегаемых в школьной задаче факторов, что начинаешь сомневаться, а то же самое ли мы вообще считаем в задаче!
Вообще, мне кажется, я преподаю физику только потому, что никак не повторю все опыты из школьного и университетского курсов. Когда-то же должны они закончиться.
Особенно нравится ставить что-то красивое, запоминающееся. Один из последних опытов, который увлек всех, кому я его показывал (а некоторых и на несколько часов), — это получение фигур Лиссажу с помощью лазера и мембраны из воздушного шарика. Это очень красивый опыт, который, помимо возможности «порисовать математическими функциями», позволяет довольно просто и наглядно визуализировать спектр собственного голоса. С помощью наблюдения за фигурами Лиссажу мы изучаем одновременно физику (колебательные явления, отражение света), математику (сложение гармонических функций в двух взаимно перпендикулярных направлениях), а также учимся обнаруживать красоту происходящих вокруг нас явлений.
Если производные по времени функции Mir(t) начинают быть похожими на кардиограмму человека с тахикардией, то я считаю, нам нужны самые фундаментальные навыки для жизни в текущем интервале значений этой функции.
Первое, что нам приходится форматировать с новыми лицеистами, — их старые эпистемологические установки. Иначе говоря, самое первое, что мы должны сделать — научиться учиться.
Приходится потратить много времени и сил, чтобы узнать, что получать «2» или «3» — это вообще-то нормально. А с точки зрения подробной оценки знания это даже лучше, чем «5». Нормально и нужно исправлять эти отметки. А ещё нормально постоянно повышать планку, стремиться на уровень выше, где твоя «5» превратится в «3». Чтобы снова стремиться её исправить. Вообще-то нормально читать учебник, да и не только учебник, а пользоваться всеми разрешенными ресурсами для получения знания. Нормально забывать выученное, нормально повторять и вспоминать, нормально ошибаться, нормально много ошибаться. Не нормально с этим ничего не делать. Нормально разбирать решенную задачу, нормально помогать другому понять задачу или принцип, помогать вообще нормально. Нормально стремиться к самостоятельности — как учебной, так и личностной. Это вообще одна из ценностей Лицея — учебная самостоятельность. Ценности Лицея, я считаю, довольно точно отражают те качества, которые будут полезны любому человеку сегодня.
Так что мне остается докинуть в базовый минимум лишь 1) умение работать с невозможно большим количеством информации — инженеры по-другому и не живут, 2) эмоциональный интеллект (say no to cold hearts!), 3) креативность (скажем нет скукоте!), 4) честность — и не только академическая. А какого-то рецепта или особого подхода у меня нет. Просто стараюсь быть собой.
Сложное всё просто.
Я могу сделать это сам!