• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Лицей НИУ ВШЭ

Сотрудничество и взаимоуважение, независимо от возраста и статуса

Круглый стол по теории познания

25 декабря лицеисты принимали участие в круглом столе по теории познания с тематикой "Конфликт интерпретаций"

25 декабря лицеисты принимали участие в круглом столе по теории познания с тематикой "Конфликт интерпретаций". Этот круглый стол - первый из серии тематических дискуссий, запланированных в рамках курса "Теория познания".
Название мероприятия отсылает к одноименной книге известного французского мыслителя Поля Рикера, попытавшегося соединить и обобщить методы и проблемы различных исследовательских программ в области гуманитарных наук (классический историцизм, психоанализ, феноменология, герменевтика и др.)
Круглый стол состоял из выступлений лицеистов и обсуждений их работ. Мероприятие было посвящено следующим главным вопросам:
► В какой степени наше познание окружающего мира, общества и самих себя является интерпретацией?
► Как нам распутать кажущиеся неразрешимыми противоречия между различными способами интерпретации одного и того же?
На круглом столе выступили девять лицеистов. Выступления были посвящены двум категориям - околоисторической и познавательной.

О круглом столе рассказывает Евгения Фоменко:
"Эти проекты мы уже презентовали на наших обычных уроках - и вот я оказалась одной из тех, кого попросили выступить на круглом столе. Моя работа была посвящена итогам Бородинского сражения. Я попыталась донести до слушателей мысль о том, что достаточно сложно строго определить, что же такое победа, особенно когда обе стороны признают себя победившими, или, по крайней мере, не проигравшими.
После меня были обсуждены еще три работы на околоисторическую тематику: о "Новой хронологии" А. Фоменко и Г. Носовского, о трактовке религиозных понятий извне и изнутри и о лингвистической относительности. Благодаря первым из этих работ я узнала о современных необычных трактовках некоторых фактов, а третья заставила меня задуматься о том, как родной язык влияет на сознание человека, как могут иностранные языки изменить некоторые его представления.
После краткого обсуждения этих проектов мы перешли к следующим. Ребята рассказали о парадоксах, эвфемизмах, о подсознании человека и о языке телодвижений. Я узнала несколько новых и интересных для меня фактах, которые, хоть и связаны с обыденной жизнью, часто остаются за пределами внимания.
Я думаю, что такая форма организации работы очень удобна и для тех, кто выступает, и для тех, кто слушает - все они могут потренироваться в ораторском искусстве и в ходе последующего обсуждения узнать что-то новое и познакомиться с другими точками зрения".

Людмила Горкун-Воевода:
«Эта  конференция показалась мне довольно познавательной и полезной. Темы выступлений были интересными, а также было интересно услышать разные мнения по одному и тому же вопросу.
Больше всего мне понравился проект «Трактовка религиозных понятий извне и изнутри», в котором была развита тема непонимания европейскими народами некоторых значений их Корана. Необычно, я об этом как-то даже раньше и не задумывалась, а ведь правда, у многих существуют стереотипы, а никто толком и не разбирается...
Еще одна любопытная работа была посвящена языкам и лингвистике.  Она заставила меня попробовать понять, как я все-таки мыслю, влияет ли изучения английского и немецкого языков на мой тип мышления».

Анастасия Арбузова:
"Очень редко нам выпадает шанс не просто поговорить на интересующую нас тему, а обсудить волнующую проблему, высказать свое мнение аудитории, которой это не безразлично. В этом нам очень помог "круглый стол". Проекты по ТОКу, те животрепещущие вопросы, которые поставили лицеисты, по моему мнению, есть то, что нужно пытаться осмыслить каждому".

Армина Бекарян:
"Круглый стол - это то, что заставляет размышлять о том, о чем, как правило, не задумываешься. Помимо этого, это уникальная возможность для лицеистов осветить проблемы, кажущиеся принципиально важными для них. Меня, например, всегда интересовало, почему люди так отрицательно относятся к исламу, почему сами же мусульмане идут на джихад и совершают террористические акты, разве именно так написано в Коране? Покопавшись глубже, я обнаружила, что существует проблема в понимании самого слова джихад, к тому же я гораздо больше узнала об исламе. И сам факт того, что круглый стол дал мне возможность провести исследование на эту тему, рассказать лицеистам об этом, поведать свое мнение на это счет, кажется мне просто восхитительным.
Кроме этого, мне очень запомнились проекты про проблему понимания победы, в частности на Бородинской битве. Ведь, правда, мы всегда слышали, что мы победили в этом сражении, но почему тогда французские учебники пишут наоборот? Они лгут? Или мы не правы? И что вообще значит победа? Очень интересные доклады были о теории Фоменко и Носовского, о парадоксах, языке жестов, о подсознания человека, о том, как родной язык влияет на наше мировоззрение.
Это все замечательно хотя бы потому, что школьники задумываются об этом, хотят подобные проблемы решить, дискуссируют на подобные темы, одновременно укрепляя или формируя свою точку зрения на той или иной вопрос. Это важно, ведь мы не игнорируем проблемы вокруг нас, которые с первого взгляда являются второстепенными, а пытаемся в них углубиться".

Позднее на сайте будут выложены видеоматериалы с круглого стола.

В следующем полугодии планируются похожие круглые столы по темам:
► "Язык, мышление, культура"
► "Счастье, судьба, познание"