• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Лицей НИУ ВШЭ

Сотрудничество и взаимоуважение, независимо от возраста и статуса

«Дом, который построил Пушкин»: как прошло главное театральное событие в Лицее

В конце мая прогремели три показа нового спектакля театральной студии Бургундский отель — «Дом, который построил Пушкин». В этой статье мы решили рассказать не только о том, как это было, но и о подготовке к спектаклю, а также коротко вспомнить историю Бургундского отеля — ведь этот спектакль стал для труппы юбилейным — пятым.

«Дом, который построил Пушкин»: как прошло главное театральное событие в Лицее

О Бургундском отеле

Елена Витольдовна Мирецкая — несменный режиссер Бургундского отеля. Уже на протяжении шести лет она занимается театральным ремеслом в Лицее. Однако история труппы не ограничивается только лицейским периодом: первым спектаклем труппы была постановка «Сирано де Бержерак» — тогда Елена Витольдовна преподавала в Пироговской школе. Действие пьесы начинается в Бургундском отеле — главном драматическом театре Парижа — так и появилось название труппы. 

Но в Лицей из Пироговской школы перекочевало не только название — многие старые актеры также продолжили играть в труппе, будучи уже студентами, и их можно было увидеть в первых лицейских спектаклях.

Всего в Лицее Бургундский отель поставил пять спектаклей, и каждый из них сильно отличался от предыдущего. Одни были адаптацией целых пьес, например «Грибоедов+» («Горе от ума» А.С. Грибоедова) или «Выйти из тени» («Тень» Е.Л. Шварца), другие — комбинацией разных произведений: «Потерянный сад» («Вишневый сад», «Дядя Ваня», «Чайка» и «Три сестры» А.П. Чехова) или «КРОВЬ ЛЮБОВЬ И РИТОРИКА» («Гамлет», «Король Лир» У. Шекспира, «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» Т. Стоппарда). Ко второму типу относится и новая постановка труппы, куда вошли сказки, повести и стихотворения А.С. Пушкина.

Подготовка к спектаклю

В этом году подготовка к спектаклю была еще масштабнее, чем в предыдущие. В первую очередь это связано с количеством участников: в «Доме, который построил Пушкин» играло рекордное количество актеров. Все дело в том, что на этот раз в постановке принимали участие не только лицеисты, но и студенты большой Вышки. Конечно, в труппе всегда были актеры не из Лицея, но только сейчас в команду проводился настоящий отбор: в начале учебного года для студентов прошло два кастинга, по результатам которых многие из них стали членами Бургундского отеля. 

Также в рамках подготовки к спектаклю были проведены просветительские встречи, посвященные А.С. Пушкину и его творчеству:

  • Миф о Пушкине

    Какие факты и стереотипы о Пушкине наиболее распространены сегодня? Что такое «пушкинский миф», и на чём он строится?

  • Любимые и нелюбимые тексты Пушкина

    Ваши (и наши) любимые и нелюбимые тексты Пушкина. Обсуждение произведений, отмеченных спикерами и зрителями. 

  • Обсуждение спектакля Д. Крымова «Борис»

    Рассказ о пушкиниане в пространстве театра сегодня – о том, что особенного увидели разные режиссеры в творческом мире классика, и в как они решили изобразить этот мир на сцене.

  • Диалоги с Пушкиным

    Как с пушкинскими текстами ведут диалог поэты другого времени? Разговор о том, как в текстах Пастернака, Цветаевой, Самойлова, Пригова и других авторов возникают пушкинские аллюзии и темы.

Наконец, еще одним важным событием в рамках подготовки к спектаклю стала поездка в Пушкинские горы, состоявшаяся еще осенью. На протяжении нескольких дней члены Бургундского отеля посещали важные для Пушкина места, узнавали их и его историю. Это путешествие не только помогло каждому из участников по-своему впитать атмосферу того места, но и послужило вдохновением для спектакля: открывающие сцены «Дома, который построил Пушкин» явились художественной интерпретацией этой поездки. 

Премьера

Главным героем постановки этого года стал сам А.С. Пушкин — как буквально, так и метафорически. Альтер-эго Пушкина то и дело появляются в разных фрагментах спектакля в качестве персонажей, но помимо этого автор незримо присутствует в зале на протяжении всего спектакля, наталкивая на размышления о себе и своих текстах. Каждый зритель может представить Пушкина по-своему, выбрать тот образ, который в спектакле ему приглянулся больше всего. Одна из целей постановки заключалась в разрушении стереотипов о поэте — и она, как нам кажется, была достигнута.

Как и всегда, премьера спектакля проходила в большом зале Культурного центра на Покровке. Однако в этот раз постановку играли не два, а три раза — и не зря! Несмотря на новый формат, к третьему разу поток зрителей нисколько не иссяк: зал был почти полным. На большой сцене многие из актеров чувствовали себя как дома, ведь они уже успели привыкнуть к ней за время предыдущих спектаклей.  Но даже у тех, кто играл впервые, было время подготовиться, ведь многие репетиции проходили в Культурном центре. Это необходимый этап, на котором актеры обживают пространство игры, а технические специалисты выставляют свет и звук. 

В этом году зритлей ждал сюрприз — в спектакле впервые активно использовались боковые экраны Культурного центра.

Каждое произведение имело уникальное оформление, которое помогало создать особую атмосферу и соотносилось с идеей о множественности Пушкина. Также в спектакле — как и всегда —  было немало запоминающихся хореографических номеров, поставленных Дарьей Тепловой, и авторских музыкальных композиций Владимира Сидорова. 

Мини-интервью с Еленой Витольдовной

Чтобы лучше понять замысел спектакля и то, как проходила подготовка к нему, мы решили пообщаться с его режиссером — Еленой Витольдовной!

С чем связан выбор темы постановки? Почему именно А.С. Пушкин?

Пушкин — самый «школьный» и «программный» автор. Кроме «прохождения» в школе его текстов, что уже чаще всего вызывает у школьников отторжение, редко кто читает его произведения, тем более не «программные». Задача этого года состояла в том, чтобы преодолеть это отношение, вызвать  интерес у членов труппы, затем у зрителей, показать:

а) что Пушкин «живой», то есть разный, провоцирующий мысль, будящий эмоциональный отклик, звучащий современно, и актуально, и вневременно;

б) на материале произведений Пушкина, как из этой основы, этого фундамента, им заложенного, «построился» «дом» русской литературы; поэтому в спектакле звучат фрагменты текстов других русских поэтов, встроенные внутрь общей композиции.

В этом году в Бургундский отель через кастинг пришло много студентов большой Вышки. Отличалась ли работа с ними от вашего предыдущего опыта? А как они сыгрались с остальными ребятами?

Это был первый опыт студии, так как вот уже пять лет Бургундский отель работает в основном с лицеистами и бывшими лицеистами, пришедшими еще в школьные годы и оставшимися в труппе уже в пору студенчества. В этом году в команду пришли студенты, которые впервые захотели поучаствовать в театральном деле. В итоге остались десять человек, с ними мы ставили три из четырех «Маленьких трагедий», никакой подготовительной работы почти не было. Работа была непростой, сценического опыта у ребят практически не было, но желание и отклик были, и в итоге все получилось. На последнедм этапе общих репетиций произошло их знакомство с остальными актерами и они, как мне показалось, легко влились в общий коллектив, ведь Бургундский отель  — это разновозрастная компания, и у нас в целом дружественная атмосфера.

В «Доме, который построил Пушкин» играло рекордное для труппы количество актеров. Как это повлияло на постановку?

В целом «через сцену» прошло 45 человек — столько играло в этом году: роли разные и по значимости, и по объему текста, но, судя по отзывам самих актеров, главное для всех оказалось само нахождение на сцене, участие в общем творческом деле. Каждый почувствовал свою значимость и ответственность одновременно. Но для меня и Лены Марголис — как для режиссеров — это был очень трудный период, потому что согласовать всех со всеми было неимоверно трудно. Задача была в том, чтобы спектакль не разваливался на ряд фрагментов, а воспринимался целым, единой конструкцией, со своим внутренним сюжетом и внятными смыслами.

Есть ли у вас уже планы на следующий год?

Планы есть, сейчас мы размышляем над двумя главными вопросами. Что будет материалом в будущем году? У нас уже есть некоторые варианты, но мы их пока не будем оглашать. Играть один спектакль или нет? Делить труппу в будущем году по возрастному принципу или новые/уже игравшие, лицеисты/студенты? Если не делить, то возросшая так внушительно труппа трудна для работы с ней. В любом случае, мы справимся, как справлялись вот уже шесть лет. Мы готовы к вызовам! Нас вдохновляет наш предшествующий опыт счастья творить и радовать зрителей!

Отзывы

Также мы собрали для вас несколько отзывов от гостей, посетивших премьеру. 

Михаил Георгиевич Павловец, профессор НИУ ВШЭ

«Дом, который построил Пушкин» — это не сюжетный спектакль вроде прежних постановок, хотя фирменные режиссерские приемы — редупликация персонажей, зонги, танцевальные и поэтические интродукции, играющие роль скорее метафоры к действу, чем его части, — все это здесь было. «Дом, который построил Пушкин» это скорее театрализованное действо монтажного характера: здесь вполне серьезные, даже мрачноватые сцены из «Пира во время чумы» сменялись трагикомическими скетчами на тему «Каменного гостя» или «Египетских ночей», а то и откровенно гротесковыми этюдами по пушкинским сказкам или почти эстрадным номером — фантасмагорической сценой «Пушкин, перепиши» — перепалкой автора и его героев, желающих себе иной судьбы. Все эти части на живую нитку сшиты песенными, танцевальными номерами, а также диалогами между Пушкиным и его няней.

Наталья Сергеевна Киселева, преподаватель Лицея НИУ ВШЭ

Меня в Пушкине всегда поражали его легкость и умение быть разным. Я ещё после первого действия шестнадцатого мая запомнила свое ощущение, что все эти зарисовки как будто бы очень точно попадают в Пушкина именно из-за того, что они совсем друг на друга не похожи. Но при этом у каждого из ребят как будто есть свой личный Александр Сергеевич и отношения с ним, и они очень это осторожно как-то несут. Мое любимое наблюдение в этот раз — смотреть, как волнение сменяется адреналином в лицеистах и студентах, как они перестают бояться и начинают вовлекаться в вихрь из поэзии и своего нахождения на сцене. Одни только «Египетские ночи» чего стоят или «Пир во время чумы»: как под конец этих эпизодов стихи уже даже не читают, а отчеканивают с какой-то невероятной энергией.

Ирина Васильевна Василькова, зрительница спектакля

Круг обозначенных в программке произведений широк — каждое из них могло бы стать основой отдельного спектакля. Большей частью это «Маленькие трагедии» — не целиком, пунктирно, иногда пародийно — но все играет и искрится. Много Пушкиных, много его персонажей, вроде бы на живую нитку, но нет — перетекание смыслов скрепляют акцентные образы. Жизнь, смерть, случай, безумие, призвание, хаос, расщепление... Ирония не помеха высокому, более того, одно и то же можно выразить декламацией, танцем, песней, даже сказкой. О чем вообще все это было? А это для кого как, ведь своего Пушкина каждый носит в себе. Мой таков: «Нас мало избранных, счастливцев праздных, пренебрегающих презренной пользой…»

Мы благодарим Елену Витольдовну и всех участников Бургундского отеля за их труды и надеемся, что в следующем году они покорят очередную театральную вершину!