Полевые заметки: как лицеисты изучали Владимир
Андрей Александрович Елисеев, руководитель поездки
В малые города России Лицей выезжает уже больше пяти лет. В предыдущие годы мы были в Дубне, Торжке, Костроме, Иваново, и в этом году выбрали Владимир как город, в котором древняя история переплетается с современностью.
Основные цели таких поездок — это дать ребятам возможность попробовать и проявить себя в полевом исследовании и укрепить сообщество Вышки и связи между лицеистами и выпускниками. Выездной формат создаёт неформальную среду, в которой лицеисты могут ближе узнать друг друга и получить ценный опыт общения с преподавателями и студентами Вышки, определиться с будущей образовательной траекторией и получить полезные советы по поступлению и учёбе в университете.
Хотя мы были в городе всего четыре дня, впечатлений набралось масса, и я уверен, что эти воспоминания и этот опыт останутся с ребятами надолго!
Концепция
Экспедиция во Владимир стала настоящим полем для антропологических исследований: лицеисты разделились на несколько команд, каждая из которых выбрала собственную тему — от культурных институций до религиозных практик, от досуга горожан до уличного искусства. Подготовка началась задолго до поездки: ребята читали теоретические тексты, формулировали гипотезы, составляли гайды для интервью. Всё, о чём вы прочитаете в этой статье, — результат их работы: самостоятельных наблюдений, обсуждений и анализа. Всего для выезда было сформировано пять команд и, соответственно, пять исследовательских направлений.
-
А в чем соль?
-
Мистер и Мисс Владимир
-
Боголюбово-Богодорого
-
Зумеры за Христа
-
Совриск
Город между столицами
Почему во Владимире, красивом и исторически значимом городе, так сложно создать устойчивую культурную среду? Этим вопросом задалась одна из команд. Исследование началось с идеи о том, что креативные сообщества и культурные пространства не возникают сами по себе. Для этого нужны «третьи места» — это такие точки в городе, где люди могут встречаться не дома и не на работе, а просто проводить время вместе: кафе, библиотеки, площадки для лекций и мастер-классов.
Владимир, казалось бы, отлично подходит для развития такой среды: он находится в самом центре между Москвой, Нижним Новгородом и Суздалем — настоящими культурными магнитами. Но в процессе интервью с рестораторами, культурными деятелями, экскурсоводами и активистами стало ясно: реальность сложнее. Оказалось, что из-за близости к Суздалю и Москвы, внимание, ресурсы и туристический поток утекают именно туда. Владимир как будто остаётся «между», не получая своей доли. Вместо культурной столицы получается «город двух часов»: сюда приезжают на экскурсию, пообедать — и уезжают.
Тем не менее, у этой особенности есть и светлая сторона. Команда предложила идею создать во Владимире большой культурный центр, где могли бы встречаться проекты и люди из Москвы, Суздаля, Нижнего и самого Владимира.
«На́берег»: место для своих
Что нужно, чтобы владимирцы чувствовали себя «дома» в родном городе? Команда «Мистер и Мисс Владимир» искала ответ в городских досуговых практиках. Ребята провели десятки интервью с жителями: от музейных работников до пенсионеров в спальных районах. Выяснилось, что горожанам остро не хватает зелёных зон, мест для спокойного отдыха и культурного досуга вне туристических маршрутов.
Так родился проект «На́берег» — современное пространство на неосвоенной набережной Клязьмы, где можно гулять, учиться, отдыхать. Его концепция сочетает декоративные мотивы владимирского народного искусства и образовательные программы по истории региона. В итоге старшеклассники попробовали себя в качестве кураторов большого городского проекта, который объединял бы разные поколения жителей Владимира и укреплял их идентичность.

Турист или паломник
Другая группа решила разобраться, как люди воспринимают святые места — храм Покрова на Нерли и Боголюбский монастырь. Гипотеза лицеистов состояла в том, что всех посетителей можно разделить на паломников и туристов: одни едут за духовным опытом, другие — за впечатлениями и фотографиями. Для того чтобы проверить это, ребята провели полевые интервью с людьми, пришедшими к храму — как в составе экскурсионных групп, так и самостоятельно.
Реальность оказалась сложнее. Даже туристы говорили, что дорога через Боголюбское поле вызывает у них ощущение свободы и очищения. Получилось, что «туристы» в процессе превращались в «паломников», пусть и ненадолго — и не благодаря службам или святыням, а за счёт личного, почти медитативного опыта. А храм Покрова ассоциируется у большинства с картинками из учебников и интернета — это образ, «вживлённый» с детства.
Ещё один неожиданный вывод: несмотря на визуальную узнаваемость, храм не является центральным пунктом маршрута большинства посетителей. Люди приезжают в Боголюбово в рамках большого путешествия по Золотому кольцу и, как правило, не задерживаются надолго. Даже те, кто говорил о религиозных чувствах, нередко воспринимали посещение скорее как этап поездки. Так ребята поняли, что святость места может быть не столько наследием, сколько социальным конструктом — «изобретённой традицией».
Перерыв на впечатления
Научная работа, гипотезы, анализ полученных результатов — все это хорошо, но важны и впечатления лицеистов. Мы провели собственное «исследование» и узнали у ребят из разных команд, что они думают об антропологическом выезде.
Религия и молодежь
А что насчёт религии и молодёжи? Команда «Зумеры за Христа» исследовала мотивацию юных владимирцев, решивших связать себя с православием. Исследователи выдвинули гипотезу, что молодых может привлекать эстетическая сторона церковной жизни: иконы, запах ладана, архитектура. Но в процессе интервью и наблюдений выяснилось, что в действительности все обстоит совсем иначе.
Многие из опрошенных рассказали, что в храм их привели вовсе не родители или учителя, а друзья, знакомые, лидеры мнений в социальных сетях. Молодые люди не ищут строгих правил и догматов — они хотят чувствовать себя частью чего-то большего, но без давления. На фоне тревожности постоянной перегрузки цифровой информацией религиозные встречи становятся для них пространством покоя, общения и эмоциональной стабильности. Особенно интересными оказались интервью с экспертами — священниками и работниками приходов, которые регулярно взаимодействуют с молодёжью. Они рассказали, что внутри церковных сообществ не принято делить людей по возрасту: взрослые и подростки общаются на равных.
Вывод оказался неожиданным, но обнадёживающим:
Вера для зумеров — это не пафос и не идеология, а способ быть ближе к другим людям.
Современное искусство: город говорит на языке муралов
Вы знали, что граффити и стрит-арт — это разные вещи? Граффити — это тег или шрифтовая композиция с именем автора или названием команды, к которой он принадлежит. А вот стрит-арт — это полноценные произведения, вписанные в городское пространство с учётом его архитектуры. Именно стрит-арту и было посвящено исследование четвертой группы. Ребята проверяли гипотезу о том, что в городе, полном храмов, уличному искусству сложно выживать. Но всё оказалось наоборот. Во Владимире живёт активное арт-сообщество, организующее фестивали, рисующее муралы и создающее миниатюры, прячущиеся в уличных закоулках.
Так, на фестивале 33ZAGFEST художники создают работы, вдохновлённые символами города: вишнёвыми садами, промышленным прошлым, традиционными орнаментами. Их искусство — не протест, а переосмысление. Даже бабушки организуют экскурсии по уличным инсталляциям. Это доказывает: современное искусство здесь не элитарное — оно живое, доступное, родное.
Плоды творчества
Результатами выезда во Владимир стали не только исследования, но и творчество лицеистов. Ребята подготовили несколько открыток, вдохновленных яркими впечатлениями от поездки, и мы с радостью делимся тем, что у них получилось.
Каждое исследование — это не только выводы, но и личная история. За несколько дней лицеисты не просто собрали данные — они прочувствовали город, его людей, его потенциал. Надеемся, что следующий антропологический выезд будет не менее интересным и запоминающимся.
Если вы хотите еще больше узнать про исследования ребят, то вы можете сделать это на сайте Антропологического выезда.