Вверх по «Ступеням»: как прошла метапредметная олимпиада по исследовательской деятельности от Лицея НИУ ВШЭ
Что такое «Ступени»?
«Ступени» — уникальный конкурс, который предоставляет шанс проверить свои навыки исследователя и получить поддержку на пути к научной деятельности. Принять участие в олимпиаде могут учащиеся 7-11 классов, а сама она проходит в два этапа — отборочный и заключительный. Отборочный этап проводится онлайн, а заключительный — офлайн, в стенах Лицея.
Олимпиада «Ступени» существует почти с самого основания Лицея и уже давно стала его неотъемлемой частью. Лицеисты довольно много времени уделяют исследовательской деятельности — например, ежегодно лицеисты старшей школы готовят индивидуальные исследовательские работы (ИВР) или участвую в уже традиционной Открытой конференции «Наука с тысячью лиц». Лицей стремится повышать заинтересованность в исследовательской деятельности у учеников и других школ, и «Ступени» — одна из таких практик!
В этом году «Ступени» значительно расширились — в первом туре олимпиады приняло участие более тысячи человек из разных городов и стран. Более того, увеличилось не только количество регионов, школьники из которых стали участниками олимпиады, но и география проведения заключительного тура! В этом году второй этап «Ступеней» прошел сразу в трех кампусах большой Вышки: в Москве, Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде.
Анастасия Михайловна Селезнева, организатор «Ступеней»
Мы с командой запланировали ряд нововведений, некоторые из которых удалось реализовать уже в этом году. Олимпиада меняется, и очень здорово наблюдать за этим здесь и сейчас. Мы возродили сотрудничество с кампусами, немного изменили задания и привлекли к их составлению факультеты НИУ ВШЭ, провели ярмарку в Лицее и рассказали о его особенностях нашим будущим абитуриентам и их родителям. Всё прошло хорошо, поэтому, кажется, мы движемся в правильном направлении.
Зачем участвовать в «Ступенях»?
Занять призовое место на олимпиаде — это серьезное достижение, которое поможет получить максимальный балл на метапредметном тестировании при поступлении в Лицей НИУ ВШЭ или дополнительные баллы при поступлении в большую Вышку Однако это далеко не единственная причина для того, чтобы принять участие в «Ступенях». Помимо бонусов при поступлении, «Ступени» — это идеальный способ:
-
Получить опыт в олимпиадной и исследовательской деятельности
В «Ступенях» вы попробуете себя в роли исследователя в любой области, которую выберете, и разовьете навыки критического и аналитического мышления.
-
Проверить свои знания
Олимпиада станет отличным способом понять свои сильные и слабые стороны и мотивирует восполнить пробелы в знаниях.
-
Познакомиться с единомышленниками
«Ступени» — это не только задания и испытания, но и общение с другими талантливыми участниками, обмен опытом и установление новых контактов.
Как прошла олимпиада для самих участников? Об этом они решили рассказать сами!
В чем особенность «Ступеней»?
«Ступени» — это метапредметная олимпиада. Но что это означает? Тем, кто собирается участвовать в олимпиаде, не требуется иметь знаний в какой-то конкретной области, не нужно учить формулы или теоремы — важно понимать логику исследования, его структуру, уметь работать с академическими текстами. Например, на заключительном этапе «Ступеней» ребятам предлагалось написать развернутый отзыв на исследование. Участники должны были оценить научную работу в соответствии с предложенными критериями и написать комментарий к своей оценке.
Главная особенность олимпиады «Ступени» в том, что она является единственной метапредметной олимпиадой, помогающей ребятам примерить на себя роль исследователей, проверить насколько их опыт, полученный на практике исследований релевантен при выполнении интересных заданий. В «Ступенях» проверяются умения, связанные с исследовательской деятельностью. Их довольно много. В целом, я бы эти умения свел к области критического мышления, логики, владению академическим стилем, аргументации и объективации.
— Антон Александрович Моручков, составитель заданий
Составители заданий — преподаватели Лицея и большой Вышки, действующие исследователи и эксперты в предметных областях. Они не только придумывают вопросы для первого этапа олимпиады, но и ищут тексты для рецензирования, с которыми участникам предстоит работать на втором этапе. При подборе материалов для написания рецензий составители всегда стараются найти далеко не идеальную, но интересную с точки зрения эмпирических данных работу, у которой может быть множество потенциальных дополнений.
Наталья Сергеевна Киселева, составитель заданий
Главная особенность «Ступеней», на мой взгляд, — это акцент на анализе текста. Не важно, в какой сфере человек хочет себя реализовать, — ему в любом случае придется работать с информацией, поданной в разных видах и формах. В этом смысле, как мне кажется, «Ступени» действительно уникальны, поскольку предлагают универсальные задания, не заточенные под какое-то конкретное научное направление. Часто школьников пугает такой формат: «Могу ли я решить это задание с таблицами, если ничего не знаю про, например, социологию?». Но оказывается, что анализ таблиц мало чем отличается от анализа текстов. И там, и там — информация, просто по-разному изложенная.
Ценность «Ступеней» здесь, как я это вижу, — сформировать умение задавать вопросы и подвергать всё сомнению. Речь даже не о соответствии формату и критерию «научно/ненаучно», а о соблюдении элементарной логики повествования и избегания обобщений и необоснованных выводов.
Больше, чем олимпиада
Олимпиада «Ступени» – это возможность не только проверить свои исследовательские навыки, но и познакомиться с Лицеем и его направлениями поближе. В этом году перед выполнением заданий очного тура у участников был шанс посетить открытую ярмарку, в которой приняли участие руководители направлений Лицея и представители большой Вышки: Факультет довузовской подготовки, Факультет гуманитарных наук, Факультет географии и геоинформационных технологий и коллеги из Управления развития интеллектуальных состязаний НИУ ВШЭ.
После олимпиады все желающие могли посетить лекцию «Самоэффективность и благополучие: психологические техники для достижения высоких результатов», которая была посвящена техникам саморегулирования, их влиянию на нашу повседневно продуктивность и инструментам развития уверенности в своих силах.
В этом году «Ступени» стали мероприятием не только для детей, но и для их родителей! Пока участники выполняли задания и проверяли свои исследовательские навыки, родители могли послушать лекцию о том, почему развитие этих компетенций особенно важно для Лицея.
Здорово, что во время проведения заключительного этапа олимпиады мы нашли время для общения с родителями. Мы успели рассказать о лучших образовательных практиках в Лицее, форматах обучения. Для Лицея проектная и исследовательская компетентности, критическое мышление являются одними из ключевых образовательных результатов лицеистов. Поэтому не удивительно, что именно в Лицее родилась идея проведения метапредметной Олимпиады по исследовательской деятельности!
– Валентина Валериевна Сетежева, заместитель директора Лицея НИУ ВШЭ
Как прошел заключительный этап в этом году?
Мы подготовили для вас небольшой репортаж — смотрим!
Олимпиада в этом году завершена: проведены показы работы и апелляции, подведены итоги. Мы поздравляем победителей и ждем всех желающих развивать свои исследовательские компетенции в следующем году!
Следить за всеми новостями Олимпиады вы можете в официальном Телеграм-канале и на сайте Олимпиады.