Лицей НИУ ВШЭ и «ГЭС-2»: пространство совместного кинотворчества
Основная цель проекта — позволить лицеистам посмотреть на кинематограф, как на часть массовой культуры и как на специфический язык искусства. На курсе эти сферы культуры анализируются как со стороны зрителей, так и со стороны создателей, прокатчиков.
Проект завершился закрытым кинопоказом короткометражных фильмов в «ГЭС-2»: участники курса и их гости собрались в кинозале Дома культуры, чтобы увидеть результаты работы на большом экране и вместе отрефлексировать получившееся в рамках открытой дискуссии.
Курс был разделен на 3 блока. Первый — теоретический, на протяжении которого спикеры из ГЭС-2 проводили лекции о природе и истории кинематографа, о понятиях массового и культового кино, а также о визуальных и нарративных особенностях жанрового кино. Второй блок — практический, включавший в себя мастер-классы от экспертов, работающих в киноиндустрии. Лицеисты поучаствовали в операторском, сценарном и видеомонтажном воркшопах, которые подготовили ребят к созданию собственных фильмов. Третий блок — съемки и монтаж, которыми лицеисты занимались по большей части самостоятельно, параллельно консультируясь с эдьюкейторами из ГЭС-2.
Екатерина Ермишина,
эдьюкейтор школьного отдела Дома культуры «ГЭС-2», ментор проекта «Практики визуального сторителлинга»
В съемочных группах были три обязательные роли, примерно одинаковые по энергозатратности — сценарист, оператор и монтажер. Эти роли могли быть распределены и среди трех участников, и среди шести. Главная сложность при распределении задач в группе — не взять на себя слишком много обязанностей, с которыми не справишься в одиночку. Но Лицеисты смогли договориться и, прислушиваясь к мнению друг друга, получить роль мечты.
Тема этого года — жанровое кино. Распределившись на съемочные группы по своему желанию и по схожести идей, лицеисты самостоятельно выбрали жанры (часто это было слияние двух-трех жанров), в которых они увидели наибольший драматургический потенциал. Наиболее популярными жанрами в этом году стали хоррор и триллер.
Сергей Зыков,
эдьюкейтор школьного отдела Дома культуры «ГЭС-2», ментор проекта «Практики визуального сторителлинга»
В разных командах распределение ролей происходило индивидуально. Были фильмы с четким делением на съемочную и актерскую группы, а в ряде проектов режиссеры одновременно были исполнителями главных ролей. Нам с коллегами было важнее всего помочь на этапе написания сценария — у нас есть опыт, и мы сразу могли увидеть реалистична ли в плане воплощения задумка ребят или не совсем. Сами съемки все группы проводили самостоятельно.
А что лицеисты?
Но что сами лицеисты думают об этом курсе? С какими трудностями они столкнулись, снимая свои короткометражные фильмы? Чем они вдохновлялись, какие идеи стремились донести? На эти вопросы ребята ответили нам в рамках мини-интервью.
-
Расскажите о фильме, над которым вы работали. О чем он был и какой у него был жанр?
«Снять фильм о добром изначально было принципиальной позицией и мотивацией нашей съёмочной команды. В современном мире много разных фильмов: комедий, триллеров, расслабляющих сериалов, но когда из года в год остаются острые проблемы общества, хочется попытаться снять такую картину, чтобы хотя бы кончиками пальцев можно было дотронуться до чего-то большого, глубокого, важного, нуждающегося в необходимом внимании и поступках людей. Заглушив чувства и разум, человек отвернулся от близких ему людей, зациклился на своих проблемах, но, столкнувшись с контрастной ситуацией, вновь открыл глаза»,
— Вероника Проскурнина, «Хвойный человек»«"Совершенная серебряная пуля" — антидетектив. Загадка появляется еще в самом начале: главная героиня разговаривает с подругой, но в какой-то момент та исчезает без следа; а вот расследование представляет собой замкнутый круг, и в итоге не дает плодов. Главный вопрос — что делать, когда ничего не получается? Когда ничего нельзя изменить? До этого проекта я не интересовалась этим поджанром, но влюбилась в него во время написания сценария и мне очень понравилось "приводить" попытки главной героини найти подругу к исходной точке в сюрреалистичной манере»,
— Анна Кочеткова, «Совершенная серебряная пуля»
-
Какой путь прошел ваш фильм от идеи до реализации? Менялась ли первоначальная задумка? Если да, то почему?
«Идея о принятии, как о единственном способе пережить то, что тебе не подконтрольно, была с самого начала — как и завязка со странным исчезновением подруги главной героини. А вот до премьеры, к сожалению, не дожила зеркальная композиция: в конце фильма, после возвращения в точку пропажи, главная героиня должна была еще раз посмотреть в отражение, но на этот раз уже не увидеть там подругу. Уже в процессе монтажа я поняла, что мы забыли снять эту сцену: все проходило в очень быстром темпе, потому что это был последний день, когда мы все могли встретиться»,
— Анна Кочеткова, «Совершенная серебряная пуля»«Наш фильм претерпел множество изменений, особенно на этапе разработки сюжета. Изначально наша команда хотела снять экранизацию сказки, в которой будет затронута тема семьи. Однако чуть позже мы пришли к решению создать что-то более серьёзное, что будет интересно смотреть не только детям, но и взрослым. Мы начали разрабатывать сценарий и сначала хотели отразить несколько сюжетов — сделать некий сборник эпизодов, которые будут показаны в одном месте: в подъезде дома, в котором живут главные герои. Но от идеи передать это лишь моментами в подъезде нам пришлось отказаться, так как наш большой сюжет уже не мог вместиться в ограниченное пространство»,
— Дарья Фридман, «Хвойный человек»
-
Какие трудности возникли у вашей команды в процессе создания фильма? Какой этап дался сложнее всего?
«Не могу сказать, что мы столкнулись с трудностями в значении “проблемы”. Скорее, просто с фактом того, что для результата нужно потратить немало сил и времени. Процесс создания шел достаточно легко. Мы быстро придумали идею и побежали писать сценарий, а затем и реализовывать проект. Пожалуй, единственный аспект, насчет которого не были уверены — финальное выпадение Жени из окна. Но даже с этим мы справились, ведь уже в ночь перед итоговым сочинением в чате проекта появилось мое сообщение “Я сделала манекен: падение будет"»,
— Алиса Барзионова, «Тело Жени»«Я бросил себе вызов: я решил снять боевую сцену с рукопашным боем и серьезным количеством врагов, как в каком-нибудь из “Дэдпулов”. Я наивно надеялся, что смогу руководить двенадцатью людьми и отснять весь материал за один вечер. В итоге мы встречались раза четыре точно, хотя мы могли видеться только раз в неделю, а сроки постепенно давали знать о себе, из-за чего я нервничал. Так как у всех нас бывают внезапные дела или болезни, приходилось корректировать сценарий чуть ли не на месте, дробить съемки или вообще переносить их. Благо мы всё же смогли организоваться и отснять всё без существенных потерь»,
— Антон Иванов, «Норген: Дело Тетраэдра»«В проекте мы долго думали о том, как правильно подать нашу идею, чтобы она не была слишком поверхностной или преувеличенной. Также мы продумывали то, как хорошо вписать отсылку на звезды (они появлялись на заднем или основном плане). Проблемы чаще всего были с составлением графика для съёмок, выстраиванием и сменой света из-за погоды во время зимы. Для меня самым сложным было собрать нашу команду полным составом, потому что у всех разное расписание и непредвиденные обстоятельства, а также постоянно организовывать большую часть работы»,
— София Стабинскайте, «Звездный пепел»
-
Какая у вас была роль в команде? Опишите, чем именно вы занимались. Что в вашей роли вам понравилось больше всего? А что было самым сложным?
«В проекте мне предстояло выполнить роль режиссера, а также отчасти продюсера, сценариста, оператора и монтажера. В мои обязанности как режиссера входил контроль за всем процессом создания фильма, начиная с предпродакшена и заканчивая релизом картины. Да, роль требовала многозадачности и ответственности за всю команду и проект в целом, поэтому голова кипела. Вместе с этим проект подарил огромный заряд энергии и подтвердил мое желание продолжать заниматься режиссурой кино как профессией»,
— Алиса Барзионова, «Тело Жени»«В команде я была оператором и монтажером. Моя работа заключалась в съемках всех сцен, а затем в сведение их в единую картину. Основной сложностью, и одновременно приятной частью, было то, что от моего вклада напрямую зависело качество короткометражки. Я принимала решение насчет того, как кадры будут пересекаться между собой и какое впечатление оказывать на зрителя. В том числе, я занималась саунд-дизайном фильма, то есть добавляла звуковые эффекты для придания фильму нужной атмосферы. Поэтому в кульминации, например, вы можете слышать звуки сломанного телевизора, рвущейся бумаги, разбитого стекла и тикания метронома — все это добавляет напряжение в самую важную сцену фильма»,
— Анна Бабикова, «Пропасть»«Данный проект позволил мне быть максимально многозадачной и выполнять самые различные роли: от сценариста и режиссёра до монтажёра и актёра. Благодаря этому я получила богатый опыт. Наиболее запомнившейся мне частью работы могу назвать именно ту, которая проходила на съёмочной площадке. Как сейчас помню приятные ощущения от каждой увиденной локации, когда удавалось прочувствовать атмосферу, которая задумывалась изначально, и я с уверенностью могла сказать: "Это именно то!"»,
— Ирина Жеребенкова, «Хвойный человек»«Участие в проекте ГЭС-2 и первые съёмки фильма в моей жизни подарили мне бесценный опыт и стали стартом осуществления мечт. Помимо того, что я научилась еще лучше собирать людей для съёмок, договариваться с ними, писать сценарий, снимать на камеру, выбирать и редактировать материал, изначально не ограничивая и не облегчая свою работу пространством Лицея, я ещё и смогла побороть боязнь перед «неопытностью», твёрдо убедившись, что, чтобы научиться создавать что-либо достойное, нужно брать и делать, идти и снимать, нисколько в себе не сомневаясь. Именно так и появляется опыт, а по итогу окрыление и неугасимое желание не останавливаться снимать»,
— Вероника Проскурина, «Хвойный человек»
Короткометражные фильмы лицеистов: смотреть
Как бы увлекателен и приятен ни был процесс производства, кино — это, в первую очередь, визуальное искусство. Мы рады поделиться с вами релизами короткометражных фильмов лицеистов, которые стали результатом работы ребят на курсе «Практики визуального сторителлинга». Смотрим!
Сотрудники и учащиеся Лицея благодарят коллег из Дома культуры «ГЭС-2» за плодотворное сотрудничество и возможность для ребят проявить себя и свои таланты в рамках совместного проекта!