• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Анализ данных. Пожелания


Самое популярное

Определение 10 самых популярных пожеланий по мнению каждой группы дало представление об общей картине (см. таблицы и Прим. 1). Голосование проходило внутри категорий: к Лицею (в целом; к кафедре иссл. и пр. деятельности; к администрации) или к общей организации работы (далее – к Лицею); к консультантам; к кураторам; к преподавателям или к занятиям (далее – к преподавателям); к родителям; к лицеистам (см. Прим. 2). Группы кафедры, преподавателей и родителей решили направить пожелания и к самим себе. Самые популярные пожелания для анализа выбирались от каждой группы независимо от того, к какой категории они были направлены.

Три группы назвали от 1,4 до 2 раз больше пожеланий, чем сильных сторон. От преподавателей поступило одинаковое количество сил и пожеланий. Только 10-классники, многие из которых высоко оценивают курс НИПС1 и которые находились на первой трети пути работы над ИВР во время проведения семинара, указали заметно больше сил (см. Таб. 2).

Количество отобранных популярных пожеланий в разных категориях сопоставимо: меньше всего пожеланий, а именно 6, обращено к лицеистам, при этом сами лицеисты не формулировали пожелания к себе; больше всего пожеланий, 11, касаются общей организации работы, и в них входят пожелания кафедры к себе; от 7 до 9 пожеланий получили остальные категории.

1-2 пожелания от каждой группы направлено в каждую из категорий. Только 11 класс называет сразу 3 пожелания с высокой интенсивностью к Лицею. В случае если среди пожеланий группы есть обращённые к самим себе, именно эти пожелания занимают первую строчку в списке популярных. Два самых популярных пожелания 10-классников обращены к консультантам и родителям, 11-классников – к кураторам и к Лицею.

Соотнесение пожеланий

Более подробное рассмотрение пожеланий в рамках метода становится возможным при сопоставлении 10 самых популярных пожеланий от каждой группы (см. Прим. 3). Пожелания сопоставлялись внутри категорий, то есть собирались все пожелания к определённым людям и явлениям. Если пожелания нескольких групп внутри категории совпадали (то есть пожелание примерно об одном и том же было направлено в одну категорию), их интенсивности суммировались, а пожелание отражалось как общее для нескольких групп.

При таком анализе можно не только познакомиться с мнениями участников процесса и сравнить их. Но и понять, как разные группы видят друг друга, и каким может быть потенциальное решение интересующих их вопросов.

Результирующие графики 

1. Категория «К Лицею» - не только самая наполненная пожеланиями. Пожелания в ней оказываются уникальными и сложно объединяемыми. Часть из них не противоречит существующей модели организации работы над ИВР и требует улучшения в уже существующих рамках: упростить поиск консультантов, в том числе онлайн; мотивировать работу консультантов; достигнуть того, что критерии оценивания понятны и разделяемы всеми; снизить психологическое давление; делать известным состав комиссии на защите; равномерно распределить обязанности на кафедре. Эти пожелания предполагают действия разной степени сложности и привлечение разных актёров.

Другая часть пожеланий предполагает изменение существующей модели или введение совершенно нового: смягчение критериев; возможность апелляции экспертного критерия; перевод части процессов с кафедры на других коллег; введение теста на исследовательскую адекватность при приёме на работу; определение консультанта или руководителя каждому лицеисту на постоянной основе. Такие пожелания в первую очередь требуют более конкретного обсуждения разными группами актёров.

2.
В пожеланиях в категории «К преподавателям» можно выделить тематические блоки. Со стороны лицеистов вновь появляется тема не такого строгого оценивания, уменьшения давления и повышения объективности оценивания. Со стороны родителей ещё раз подчёркивается необходимость помощи в поиске консультанта, что поддерживает и кафедра с просьбой не отказывать в консультировании и интересоваться ИВР. Преподаватели добавляют пожелание не настраивать против ИВР. Все перечисленные пожелания касаются преподавателей как представителей общей культуры и единого пространства Лицея вне традиционной сферы обитания на уроке. Непосредственно к преподаванию в рамках предмета относятся пожелание не превращать творческие работы в мини-ИВР и пожелание с крайне высокой интенсивностью о работе с исследовательскими и проектными заданиями и моделями на уроке.

3. Достаточно разнообразные пожелания поступили и в категорию «К консультантам». Высокую интенсивность имеет пожелание от 10-классников о помощи с выбором темы. Остальные пожелания в категории добавляют нюансы: учитывать отсутствие опыта у лицеистов, понимать вопросы лицеистов, отвечать быстро и подробно, читать и обсуждать работы, мыслить критически и поддерживать лицеистов, усилить контроль над выполнением этапов. Основная часть пожеланий отвечает существующей в Лицее модели, а последнее пожелание предполагает её пересмотр.

Пример 1

к консультантам


4.
Несколько пожеланий в категории «К кураторам» были объединены в два больших: разобраться в теме ИВР; оказывать поддержку, когда у лицеистов возникают вопросы. Как и пожелание быть в курсе всего, что касается ИВР, эти формулировки отсылают к информированности кураторов и укладываются в существующую модель поддержки ИВР. Вторая группа пожеланий относится к степени вовлечения кураторов в процесс работы лицеистов и особенно требует обсуждения: быть готовыми попинать, следить за прогрессом, расписать индивидуальный план работы.

5.
В категории «К лицеистам» формулировали пожелания три группы. Высокую интенсивность набрали пожелания нескольких групп, объединённые вместе как просьба задавать больше вопросов и быть активными в поиске ответов на них. Перекликается с ними пожелание выбрать консультанта и обращаться к нему активно, а также - читать сайт. Есть и более личные пожелания: не откладывать всё на последний день и не бояться ошибиться в своей деятельности.

Пример 2

к лицеистам


6.
В категории «К родителям» было меньше всего популярных пожеланий, и они объединяются в общие. Два основных пожелания от нескольких групп: давать свободу и не вмешиваться; поддерживать детей морально и эмоционально. 10-классники также пожелали родителям понимать, что ИВР и Лицей должны занимать всё время, а 11-классники – не переживать так сильно. Хотя это зависит от угла рассмотрения, в этой категории можно выделить наибольшее количество пожеланий личного характера.

За исключением отдельных формулировок пожелания, как и сильные стороны, дают представление о единой для разных групп и достаточно цельной общей ситуации в Лицее. Специфические на общем фоне пожелания кафедры к себе и к Лицею обусловлены особенностью этой встречи – отдельной для небольшой профессиональной группы. Более частные и конкретные пожелания 11 класса к Лицею понятны на фоне завершившихся незадолго до семинара защит.

В пожеланиях есть определённые тематические закономерности. Большое количество пожеланий посвящено вопросам консультирования (11), отсылает к взаимодействию друг с другом с целью лучше помогать лицеистам (10), подчёркивает необходимость понимания существующей модели (6).

Комментарии при заполнении онлайн-форм выявили, что некоторым участникам голосования остался непонятен механизм метода. Это проявилось не только в отказе отдать требуемое количество голосов, но и в комментариях о видении других групп и их роли (у 11-классников – родителей; у родителей – кафедры, кураторов). Сами пожелания и силы говорят также о разной степени информированности групп о происходящем в Лицее, в частности - о задачах кафедры.


Данные интервью

Как и участники голосования, интервьюируемые по-разному информированы о ситуации с ИВР в Лицее. Формулировки пожеланий продолжают их размышления о сильных сторонах. Оба интервьюируемых взаимодействуют преимущественно с лицеистами, выполняющими проекты, и с этим связаны их пожелания: создание перечней документов для проектных заявок, которые необходимо предоставить выполняющим проект в Лицее; более интенсивное взаимодействие представителей кафедры и лицеистов с администрацией; общее, разделяемое администрацией и другими актёрами, понимание проекта и его границ.

Другие пожелания активно пересекаются с мнениями участников встреч. Так, была отмечена необходимость в большем количестве проектных консультантов, особенно в редких областях; в большей поддержке лицеистов по ходу работы с целью исправления недочётов в работе. В одном интервью речь шла также об улучшении качества организации защит, в частности, технической подготовленности преподавателей.

 

Примечания

Примечание 1. В каждом случае применения метода решение о количестве анализируемых сильных сторон и пожеланий принимается отдельно, на основании их интенсивности и содержания. При рассмотрении общей ситуации в школе от каждой группы обычно отбирается 10 как самых популярных сильных сторон, так и самых популярных пожеланий.

Допустимо было с учётом результата отбора сильных сторон остановиться на 5 самых популярных пожеланиях каждой группы. Но были рассмотрены следующие моменты: 1) в четырёх группах процент пожеланий, за которые был отдан хотя бы 1 голос, был намного выше, чем процент таких же сил; в пятой группе показатели сопоставимы; 2) отри группы выделили от 1,4 до 2 раз больше пожеланий, чем сил; ещё в одной группе показатели почти равны (см. Таб. 2); 3) на очных встречах отмечалась высокая потребность лицеистов и родителей во внимании Лицея к пожеланиям. На этом фоне было решено отобрать 10 пожеланий от каждой группы. Интенсивность их оказалась в подавляющем числе случаев больше 50%, и лишь в случае 2 пожеланий опустилась ниже 33%.


Примечание 2
. В категории "К Лицею" были объединены пожелания, в которых в силу ряда причин сложно или невозможно определить сферу чьей-то ответственности. Суть этих пожеланий в общей организации. Они могут быть направлены к кафедре, к администрации, к преподавательскому составу, ко всем организаторам образовательного процесса. В спорных случаях разобраться в том, кто является или может выступить ответственным, будет необходимо в обсуждениях с представителями разных групп.


Примечание 3. Особая ситуация возникла при сопоставлении пожеланий в категории «К Лицею» в группах родителей и 11 класса. 110 лицеистов и 36 родителей отдали больше трёх голосов в этой категории (см. подробности в таблицах), отчего была смещена интенсивность пожеланий. Для более уравновешенного, хотя не абсолютно аккуратного анализа были рассмотрены только пожелания, за которые было отдано не более 3 голосов. При этом интенсивность таких пожеланий в случае 11 класса умножалась на 2,96 (56 участников вместо 166, как в других категориях), в случае родителей – на 1,32 (111 участников вместо 147).

При голосовании за сильные стороны 45 родителей не придерживались требования отдать не больше трёх голосов, поэтому учитывались ответы только 104 родителей. В отличие от пожеланий силы не нужно было сопоставлять между категориями, поэтому умножение на коэффициент не потребовалось.

Участники голосования могли добавить свой вариант сильной стороны, пожелания или комментарий. Некоторые отмечали, что пожеланий в категории у них нет. Все ответы учитывались при подсчёте.

 


[1] Утверждение основано на опросе по итогам проведения НИПС осенью 2018 и списках сильных сторон и пожеланий.


 


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.