Лингвистика и Филология
Если вы хотите проводить исследование, связанное с художественным произведением русской или зарубежной литературы, с явлениями в русском языке или с живой разговорной речью политиков, дикторов, ведущих радио и телевидения, молодежным сленгом, или заниматься переводами с иностранных языков, или с разными языковыми и текстовыми корпусами, то выбирайте филологию или лингвистику.
Главное отличие лингвиста от филолога в том, что в одном случае язык является объектом изучения, а в другом — язык выступает в качестве инструмента изучения.
- Поэтому, если вас интересуют исследования в области разговорного языка и интернет-общения, СМИ, рекламы и отдельных говоров, СМС сообщений, а может быть вас интересуют акцентологические нормы или нормы употребления отдельных слов на протяжении какого-либо периода времени, то выбирайте область лингвистика.
- А если Вам нравится заниматься анализом художественного произведения – сравнивать характеры героев, проводить параллели между авторами разных произведений, изучать биографии авторов, читая их письма и дневники, то выбирайте область филология.
-
План-проспект
Выбор темы
Выбор темы зависит только от желания, интересов, хобби лицеиста.
Формулировка должна быть лаконичной, но отражающей суть проблемы. Нельзя формулировать тему в виде вопроса. При выборе и формулировке темы определяйте временной промежуток исследуемых явлений или материала, культурологический контекст.
Для лингвистических исследований не забывайте о гендерных и возрастных критериях, а для филологических – о жанровых особенностях произведений, авторском стиле.
Цель работы
Ключевой вопрос и гипотезу в исследованиях по филологии и лингвистике можно не формулировать, а вот цель должна быть сформулирована четко, связана с темой работы, отражать конечный результат.
Как правило, формулировку цели можно начинать с глаголов выяснить, выявить, обосновать и т.д.
Нельзя использовать глаголы изучить, рассмотреть, понять и т.п.
Предмет, объект, задачи
Любое научное исследование должно иметь свой предмет и объект.
- Объект исследования – это то, откуда вы будете брать материал: языковые базы или лингвистические корпуса, художественные произведения, переводы и т.п
- Предмет исследования или материал — это то, что непосредственно будет исследоваться в работе. Например, средства художественной выразительност, семантика слов, синтаксические конструкции и т.п
- Задачи связаны с темой и целью работы. Задачи должны носить исследовательский характер, приближать исследователя к конечной цели, помогать открыть новое в выбранном направлении исследования. Можно использовать глаголы выявить, установить, сравнить, классифицировать. Нельзя использовать глаголы познакомиться, прочитать, изучить, сделать.
Список литературы
В список литературы обязательно должны быть включены соответствующие теме ИВР словари и энциклопедии.
Обязательно в списке литературы должны быть указаны объекты исследования.
В список литературы включаются все источники, которые рассматриваются в литобзоре и используются в исследовании - учебники, статьи, диссертации, монографии и т.п. На данном этапе в список литературы кроме словарей должно быть включено от 3-х до 5-ти научных источников. -
Теоретическая часть работы
Введение
Во введении (1,5-2 страницы связного, логичного текста) нужно познакомить читателей с темой работы, ее актуальностью.
Для этого можно ответить на вопросы:
- что определило выбор темы?
- чем эта тема интересна для Вас?
- какова идея исследования?
- в чем практическая значимость исследования?
Далее указать цель, описать объект и материал исследования, задачи и методы.
Теоретическая часть (литобзор)
Теоретическая часть представляет собой обзор источников (литобзор), в котором вы должны продемонстрировать научно-теоретическую базу по теме будущего исследования, т.е. это анализ научных трудов.
Источники нужно не просто описывать, а выделить основные идеи по теме, сравнить между собой, при этом следует избегать компиляции как прямого текста, так и идей.
- Литобзор – это, прежде всего самостоятельное осмысление материала. В результате вы должны прийти к выводу о том, что было сделано исследователями до вас, а что предстоит сделать вам и почему данную проблему нужно изучать.
Список литературы
На данном этапе список источников должен быть уточнен и расширен. В литобзоре должны быть рассмотрены все источники - учебники, статьи, диссертации, монографии и т.п. – из списка литературы.
Оформление литобзора
Оформление ссылок
(DOCX, 15 Кб) На данном этапе материалы присылаются в систему 23:59 и должны включать Титульный лист, Оглавление, Введение, Литобзор, Список литературы.
В литобзоре не забудьте правильно оформить ссылки.
-
Обсуждение эмпирики
Эта исследовательская часть ИВР.
На данном этапе будут проводиться консультации с экспертами. Этот этап не оценивается, но консультации обязательны для всех, кто пишет исследование в этих областях. В ходе консультации можно обсудить дальнейший ход работы, получить ответы на вопросы и рекомендации от специалистов.
К данному этапу (консультации) нужно прислать литобзор, в этом же файле все исследовательские материалы, которые уже получены на данный момент, далее в этом файле на 1-1,5 страницы описание того, что уже сделано и что собираетесь еще сделать, в этом же файле нужно представить список вопросов.
Описание методов
Филологам
Лингвистам
Эксперты
abramovaml@mail.ru
Эксперт, консультант, научный руководитель
Эксперт в области филология и лингвистика — Абрамова Мария Львовна. Проверяю ваши итоговые материалы. Со мной можно связаться по почте и получить ответ в течение 3х рабочих дней.
Научный консультант – это тот, кто дает вам совет по проведению исследования, рукомендует литературу. Это может быть выпускник, студент, преподаватель. Это не обязательно.
Научный руководитель – преподаватель, который сопровождает вас на всех этапах работы над ИВР, консультирует, вычитывает текст. Это не обязательно, у 95% лицеистов в этих областях нет руководителей, но если вы хотите, чтобы руководитель был, то вы подбираете его самостоятельно.
Список книг и электронных ресурсов
Для всех, кто хочет подойти к вопросу серьезно, можно посмотреть лекции ученых:
1. видео, Алпатов В.М. и Плунгян В.А.
3. Списки книг найдете на этих ресурсах:
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.