• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Лингвистика и Филология

Если вы хотите проводить исследование, связанное с художественным произведением русской или зарубежной литературы, с явлениями в русском языке или с живой разговорной речью политиков, дикторов, ведущих радио и телевидения, молодежным сленгом, или заниматься переводами с иностранных языков, или с разными языковыми и текстовыми корпусами, то выбирайте филологию или лингвистику.

Главное отличие лингвиста от филолога в том, что в одном случае язык является объектом изучения, а в другом — язык выступает в качестве инструмента изучения.

  • Поэтому, если вас интересуют исследования в области разговорного языка и интернет-общения, СМИ, рекламы и отдельных говоров, СМС сообщений, а может быть вас интересуют акцентологические нормы или нормы употребления отдельных слов на протяжении какого-либо периода времени, то выбирайте область лингвистика.
  • А если Вам нравится заниматься анализом художественного произведения – сравнивать характеры героев, проводить параллели между авторами разных произведений, изучать биографии авторов, читая их письма и дневники, то выбирайте область филология
  • План-проспект

    Выбор темы

    Выбор темы зависит только от желания, интересов, хобби лицеиста.

    Формулировка должна быть лаконичной, но отражающей суть проблемы. Нельзя формулировать тему в виде вопроса. При выборе и формулировке темы определяйте временной промежуток исследуемых явлений или материала, культурологический контекст.

    Для лингвистических исследований не забывайте о гендерных и возрастных критериях, а для филологических – о жанровых особенностях произведений, авторском стиле.

    Цель работы

    Ключевой вопрос и гипотезу в исследованиях по филологии и лингвистике можно не формулировать, а вот цель должна быть сформулирована четко, связана с темой работы, отражать конечный результат.

    Как правило, формулировку цели можно начинать с глаголов выяснитьвыявитьобосновать и т.д.

    Нельзя использовать глаголы изучить, рассмотреть, понять и т.п.

    Предмет, объект, задачи

    Любое научное исследование должно иметь свой предмет и объект.

    • Объект исследования – это то, откуда вы будете брать материал: языковые базы или лингвистические корпуса, художественные произведения, переводы и т.п
    • Предмет исследования или материал — это то, что непосредственно будет исследоваться в работе. Например, средства художественной выразительност, семантика слов, синтаксические конструкции и т.п
    • Задачи связаны с темой и целью работы. Задачи должны носить исследовательский характер, приближать исследователя к конечной цели, помогать открыть новое в выбранном направлении исследования. Можно использовать глаголы выявить, установить, сравнить, классифицировать. Нельзя использовать глаголы познакомиться, прочитать, изучить, сделать. 
    Список литературы

    В список литературы обязательно должны быть включены соответствующие теме ИВР словари и энциклопедии.

    Обязательно в списке литературы должны быть указаны объекты исследования.
    В список литературы включаются все источники, которые рассматриваются в литобзоре и используются в исследовании - учебники, статьи, диссертации, монографии и т.п. На данном этапе в список литературы кроме словарей должно быть включено от 3-х до 5-ти научных источников.

  • Теоретическая часть работы

    Введение

    Во введении (1,5-2 страницы связного, логичного текста) нужно познакомить читателей с темой работы, ее актуальностью. 

    Для этого можно ответить на вопросы: 

    • что определило выбор темы? 
    • чем эта тема интересна для Вас?
    • какова идея исследования? 
    • в чем практическая значимость исследования?

    Далее указать цель, описать объект и материал исследования, задачи и методы. 

    Теоретическая часть (литобзор)

    Теоретическая часть представляет собой обзор источников (литобзор), в котором вы должны продемонстрировать научно-теоретическую базу по теме будущего исследования, т.е. это анализ научных трудов.

    Источники нужно не просто описывать, а выделить основные идеи по теме, сравнить между собой, при этом следует избегать компиляции как прямого текста, так и идей.

    • Литобзор – это, прежде всего самостоятельное осмысление материала. В результате вы должны прийти к выводу о том, что было сделано исследователями до вас, а что предстоит сделать вам и почему данную проблему нужно изучать.
    Список литературы

    На данном этапе список источников должен быть уточнен и расширен. В литобзоре должны быть рассмотрены все источники - учебники, статьи, диссертации, монографии и т.п. – из списка литературы. 

    Оформление литобзора

    Оформление ссылок (DOCX, 15 Кб)

    На данном этапе материалы присылаются в систему 23:59 и должны включать Титульный лист, Оглавление, Введение, Литобзор, Список литературы.

    В литобзоре не забудьте правильно оформить ссылки.

     

  • Обсуждение эмпирики

    Эта исследовательская часть ИВР.

    На данном этапе будут проводиться консультации с экспертами. Этот этап не оценивается, но консультации обязательны для всех, кто пишет исследование в этих областях. В ходе консультации можно обсудить дальнейший ход работы, получить ответы на вопросы и рекомендации от специалистов. 

    К данному этапу (консультации) нужно прислать литобзор, в этом же файле все исследовательские материалы, которые уже получены на данный момент, далее в этом файле на 1-1,5 страницы описание того, что уже сделано и что собираетесь еще сделать, в этом же файле нужно представить список вопросов.

Описание методов

Филологам

Лингвистам

Эксперты

Эксперт, консультант, научный руководитель

Эксперт в области филология и лингвистика — Абрамова Мария Львовна. Проверяю ваши итоговые материалы. Со мной можно связаться по почте и получить ответ в течение 3х рабочих дней. 

Научный консультант – это тот, кто дает вам совет по проведению исследования, рукомендует литературу. Это может быть выпускник, студент, преподаватель. Это не обязательно.

Научный руководитель – преподаватель, который сопровождает вас на всех этапах работы над ИВР, консультирует, вычитывает текст. Это не обязательно, у 95% лицеистов в этих областях нет руководителей, но если вы хотите, чтобы руководитель был, то вы подбираете его самостоятельно.

Список книг и электронных ресурсов

Для всех, кто хочет подойти к вопросу серьезно, можно посмотреть лекции ученых:

1. видео, Алпатов В.М. и Плунгян В.А.

2. видео, Мансков С.А.

3. Списки книг найдете на этих ресурсах:


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.