• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Два типа ИВР

При выборе между исследованием и проектом важно понимать: оба варианта одинаково ценны и могут быть выполнены на «отлично». Вопрос только в том, что именно вам ближе — искать новое знание или создавать новый продукт.

🔬Исследование

  • Смысл: открыть новое знание, ответить на исследовательский вопрос.

  • Главный вопрос: «Смогу ли я доказать то, что открыл или обнаружил?»

  • Особенности:

индивидуальная работа (оцениваются академические умения);
опора на научный стиль письма;
результат — статья (текст в академическом формате).

📈Проект

  • Смысл: решить социально значимую проблему, создать продукт.

  • Главный вопрос: «Смогу ли я реализовать то, что придумал и хочу сделать?»

  • Особенности:

можно делать в группе (но у каждого своя зона ответственности);
акцент на организацию, планирование и практическую реализацию;
результат — продукт + отчёт о его создании.

🆚Ключевые различия

Чтобы проще определиться, полезно сравнить ключевые признаки исследования и проекта.
Эта таблица не показывает, что один тип лучше другого. Она помогает понять, чего именно вы ждете от своей работы: хотите открыть новое знание или создать продукт, проверить гипотезу или воплотить идею.

ПараметрПроектИсследование
Главный смыслсоздать продукт, который нужен людямполучить новое знание, проверить гипотезу
Вопрос, с которого все начинается«Смогу ли я сделать то, что придумал?»«Смогу ли я доказать то, что открыл или заметил?»
Проблемапрактическая, связанная с людьми и их потребностямипознавательная, связанная с наукой и фактами
Результатконкретный продукт (мероприятие, приложение, курс, выставка и т.д.)текст исследования в формате академической статьи
Как строится работаот цели: придумываю продукт и шаг за шагом иду к немуот вопроса: двигаюсь последовательно, пока не получу ответ
Чему учитесь, выполняя ИВРпланировать, организовывать и управлять, работать с ресурсамиписать по-научному, анализировать данные
Кем поможет стать в будущеморганизатор, менеджер, продюсер, предприниматель, дизайнер, лидер команды ...исследователь, аналитик, учёный, эксперт, критик, автор академических текстов ...

 

💡Советы для выбора

  • Прислушайтесь к себе. Вам интереснее проверить гипотезу или собрать аудиторию на событие / запустить продукт?
  • Посмотрите примеры.

Проекты: платформа planeta.ru (краудфандинг культурных и образовательных инициатив), сайт dobro.ru (волонтёрские проекты), а также архив проектов лицеистов прошлых лет.
Исследования: записи и материалы школьных и студенческих конференций (например, «Высший пилотаж», «Шаг в будущее»), архив исследовательских работ лицеистов.
  • Уточните область. Часто выбор типа работы связан с тем, в какой сфере вы хотите работать в будущем (социология → исследование, организация событий → проект). 
  • Обсудите с другими. Поговорите с друзьями, экспертами, кураторами, преподавателями. Иногда взгляд со стороны помогает определиться быстрее.

⚖️Важно помнить

  • В проекте всегда есть элементы исследования (например, исследование потребителя перед запуском продукта).
  • В исследовании тоже есть элементы проектирования (например, как оформить и представить результаты).
  • Эти формы — не противоположности, а разные акценты работы.

📚Что почитать и посмотреть дополнительно

  • F.A.Q. по ИВР для 10 классов (2025)

     Ответы на самые популярные вопросы десятиклассников, собранных с помощью Совета лицеистов
Компактный и яркий справочник по всем этапам работы: от идеи до защиты. Включает ответы на частые вопросы и практические рекомендации для исследователей и проектантов.

Краткое практическое руководство с подсказками от выпускников о том, как справиться с трудностями и упростить работу над ИВР в формате исследования.

  • Материалы конкурса «Высший пилотаж» (НИУ ВШЭ)
    Методические рекомендации к конкурсу исследовательских и проектных работ школьников. Позволяют увидеть различия между двумя типами ИВР и понять, что ожидается от участников.

  • Онлайн-курс «Основы исследовательской и проектной деятельности» от Лицея НИУ ВШЭ (скоро!)

 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.