• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Лицей НИУ ВШЭ

Сотрудничество и взаимоуважение, независимо от возраста и статуса

Старшеклассники в академической культуре: как прошла VIII Летняя историко-филологическая школа ФГН ВШЭ

Старшеклассники в академической культуре: как прошла VIII Летняя историко-филологическая школа ФГН ВШЭ

© Екатерина Кудрявцева

В конце августа в учебном центре «Вороново» состоялась VIII Летняя историко-филологическая школа (ЛИФШ), организованная факультетом гуманитарных наук НИУ ВШЭ при поддержке Дирекции по работе с одаренными учащимися в рамках проекта «Расти с Вышкой» и экспертов Всероссийского чемпионата сочинений «Своими словами».

ЛИФШ — выездная школа, отличительной чертой которой является создание академической университетской атмосферы. Главное здесь — обсуждение и дискуссия, общее стремление к поиску и созданию совместного научного знания в области истории, филологии и лингвистики. Другой особенностью школы является симбиоз этих научных направлений, возможность показать участникам, что границы между этими научными дисциплинами условны. Участники могут определиться с областями гуманитарного знания, вызывающими наибольший интерес, и получить в этих областях более глубокие знания, выходящие за рамки школьной программы. Использование модели «университета для старшеклассников» в рамках ЛИФШ позволяет участникам с первых дней школы ощутить себя студентом факультета гуманитарных наук Вышки, посещающим лекции и семинарские занятия, выполняющим домашние задания к следующим парам.

Феликс Ажимов

Говоря о ценности ЛИФШ, Феликс Ажимов, декан факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ, отметил, что это «один из важных проектов факультета по работе с абитуриентами». «Его отличительной чертой является то, что основную коммуникацию с участниками и абитуриентами осуществляют студенты и аспиранты школ филологии, истории, лингвистики и других гуманитарных профилей, — подчеркнул он. — Такой горизонтальный тип коммуникации способствует популяризации образовательных программ соответствующих школ, делает их более привлекательными. Популяризация фундаментального гуманитарного знания, приобщение старшеклассников к академической среде и культуре совместного производства научного знания — одна из главных целей ЛИФШ».

Академическая программа структурно и образно напоминает индивидуальные учебные планы студентов университета. С одной стороны, это создается для учета интересов и потребностей потенциальных участников ЛИФШ, а с другой — помогает каждому из участников формировать собственный учебный план, в котором присутствуют курсы по филологии, литературоведению, истории.

Маша Орловская

«Мы стараемся привлечь к участию в школе ребят, которые всерьез увлечены гуманитарными науками, и поэтому большую роль играет мотивационное письмо, в котором школьник описывает конкретную сферу своих интересов, свои достижения, раскрывает мотивацию участия в школе, — рассказала Маша Орловская, заместитель директора ЛИФШ. — Нам важны не только научные, образовательные и олимпиадные достижения, но и любые другие, будь то публикация собственного комикса, создание книжного клуба или разработка видеоигры. То же самое касается нашего подхода к учебе: порой важнее не знать изначально, а уметь включиться в диалог и в открытой публичной коммуникации прийти к пониманию той или иной темы, дисциплины или культурного концепта. Для меня ЛИФШ — в первую очередь про людей, которые искренне любят углублять свои знания в гуманитарных науках и расширять свой горизонт понимания».

Михаил Павловец

Михаил Павловец, директор ЛИФШ, уверен, что это школа не только для слушателей, но и для всех участников, в том числе и для него. «Мы учимся не только быть носителями эксклюзивного знания, но и доносить его до мотивированной, однако все-таки юной аудитории, а также учимся слушать и слышать друг друга, договариваться, совершать неизбежные и полезные ошибки, принимать и исправлять их», — пояснил он.

Что изучают на ЛИФШ

Летняя историко-филологическая школа и ее академическая программа выстраиваются таким образом, чтобы каждый ее участник смог пройти своего рода углубленную профориентацию в области филологии, истории, социологии литературы, исторической антропологии, определить интересные для себя темы и искать те точки академического знания в этих областях гуманитарных наук, которые помогут сформировать траекторию своего дальнейшего развития. Именно в дискуссиях с преподавателями семинарских курсов, лекторами и общении с единомышленниками формируется собственный паттерн узкопрофильного академического развития, который каждый может приложить к своему будущему в рамках университета. Эти ценности — высказывание «своими словами» и стремление к формированию академического знания как продукта совместного диалога между участниками горизонтальной коммуникации — являются неотъемлемой частью Вышки и чемпионата сочинений «Своими словами».

Екатерина Евзельман, участница ЛИФШ

«Школа вернула меня в академический дискурс. У меня появилась мотивация к дальнейшей учебе, участию в различных конференциях и в целом к научной деятельности. Эта школа отличается от других тем, что ее главная цель — это ознакомление с наукой. Здесь можно обрести единомышленников, которые разделяют твои идеи, взгляды и цели и тоже готовы воплощать свои идеи в жизнь».

Полина Чуприкова, участница ЛИФШ

«ЛИФШ для меня — одно из самых важных событий за год уже третий год подряд. Здесь я заново влюбляюсь в филологию и вспоминаю, как здорово учиться чему-то новому рядом с людьми, которым это также интересно. Эта школа помогает осознать, что твои академические интересы могут быть очень разными и могут меняться; дарит много-много вдохновения и желания изучать, читать и обсуждать; сочетает в себе занятия на темы от готского языка и средневековых саг до современной поэзии и даже истории медицины. Главная же ее ценность — люди: как мне кажется, вместе мы делаем этот мир намного светлее и прекраснее. Комьюнити, рождающееся за эту неделю, живет еще очень-очень долго».

Что дает ЛИФШ студентам и аспирантам университета

Одна из особенностей школы в том, что основными организаторами и преподавателями семинарских курсов являются студенты бакалавриата, магистратуры и аспирантуры школ филологических, исторических наук, лингвистики НИУ ВШЭ. Это дает каждому из них возможность попробовать себя в роли преподавателя, представить участникам итоги своих первых исследовательских работ, а также обсудить с ними перспективные направления развития разных областей гуманитарного знания. Для аспирантов это возможность не только приобрести лекторский опыт, но и познакомить участников с последними темами и трендами в гуманитарной науке, с разными передовыми методологическими техниками и оптиками изучения своего материала.

Валерия Рыбак, ведущая семинарского курса «Культурная и социальная история позднего СССР (1953–1985)»

«Каждая ЛИФШ — возможность стать участником интеллектуального путешествия. Работа с младшими коллегами дает много мотивации и сил на год вперед. Мне кажется, что общими усилиями на школе создано комфортное пространство для научного и творческого поиска. Все участники учебного процесса находятся в живой дискуссии, где есть место и педагогическим экспериментам, и низовой инициативе самих школьников».

Глафира Солдатова, ведущая семинарского курса «Метамодернизм: произведение искусства в эпоху новой искренности»

«Междисциплинарность ЛИФШ и возможность совмещения разных форматов работы дает большую академическую свободу как преподавателям, так и участникам, без чего невозможно говорить о комплексных проблемах. Преподавание здесь ценно для меня тем, что дискуссия с участниками семинара дает возможность посмотреть на интересующие явления с другой точки зрения, о которой я как исследовательница могла даже не догадываться. Итогом работы участников семинара о метамодернизме — современной культурной парадигме — стало не только знакомство участников с инструментами для исследования разных культурных форм, но и созданные ими всего за неделю художественные произведения, действительно прекрасные и вызывающие эмоциональный отклик».

За 8 лет проведения ЛИФШ через нее прошло множество школьников, немалая часть которых окончила бакалавриат и магистратуру факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ и других ведущих вузов страны. В этом году школа побила все рекорды предыдущих лет, собрав более 100 слушателей из 20 регионов России — от Калининграда до Владивостока. Они также поделились своими мыслями о том, что дала им ЛИФШ и в чем ее главная ценность.

Анастасия Демина

«ЛИФШ помогла понять, что мое увлечение довольно узкой академической темой имеет огромную ценность и я смогу развиваться в этом направлении в дальнейшем. Здесь люди меня понимают, а это уже счастье. Школа уникальна своим подходом. Меня порадовала возможность получать знания университетского уровня. Спасибо большое всем, кто причастен к ЛИФШ! Это было супер».

Иван Ронин

«Лично мне ЛИФШ помогла осознать, что у меня есть силы и интерес для серьезных занятий гуманитарными науками. Теперь я уже не так сильно боюсь задавать вопросы, кажущиеся мне глупыми, и могу принимать конструктивную критику».

Ева Бородаенко

«ЛИФШ расширила мой кругозор: после всех семинаров и лекций мне стало казаться, что нет темы в мире, о которой я не знаю. Остались и воспоминания о том, как мы клеили коллажи, танцевали, кричали на тренингах по сценической речи. Главная ценность ЛИФШ — взаимное уважение. Здесь понимают, что развиваться и идти вперед можно только в комфортной среде. Преподаватели и ученики учатся сами и учат друг друга чему-то новому. Это по-настоящему магический опыт».

Лилия Констан

«В этом году ЛИФШ, как и в прошлом, помогла мне понять и определить вектор своего дальнейшего академического развития! Из наиболее практических примеров: я нашла себе научного руководителя на грядущий год, на научной конференции получила полезные комментарии по поводу своей работы. Предложенные курсы и лекции замечательно составлены и разнообразны, а благодаря индивидуально подобранному образовательному треку можно глубже погрузиться в любимые темы. Конкретно такой модели распределения я не видела больше нигде. Здесь делается упор не на подготовку к олимпиадам или сдачу ЕГЭ, а на знакомство с наукой и моделью университетского образования. ЛИФШ для меня выглядит именно так, как должно выглядеть замечательное место, помогающее реализовать научный потенциал учеников!»

Тамара Протасевич, директор по работе с одаренными учащимися НИУ ВШЭ

Проект «Расти с Вышкой», в рамках которого реализуется ЛИФШ, ориентирован на школьников, проявивших выдающиеся способности, добившихся успехов в учебной, научно-исследовательской и проектной деятельности. Безусловно, ценно, что ЛИФШ открывает таким ребятам привлекательность творческой деятельности по получению нового знания и побуждает их к избранию научной деятельности как профессии. Похвально, что ушедшим летом факультет гуманитарных наук в рамках проекта «Расти с Вышкой» успешно провел еще одну большую школу для ребят, увлеченных гуманитарными науками, — Летнюю многопрофильную гуманитарную школу.

Летний сезон закончился, но команда ЛИФШ уже размышляет над подготовкой нового образовательного интенсива для старшеклассников в стенах Вышки, поскольку производство научного знания в ходе коммуникации — процесс необходимый и постоянный.