• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Лицей НИУ ВШЭ

Сотрудничество и взаимоуважение, независимо от возраста и статуса

Экономика позднего СССР и поэзия Маяковского: ЛИФШ ВШЭ провела интенсив для школьников

Экономика позднего СССР и поэзия Маяковского: ЛИФШ ВШЭ провела интенсив для школьников

Фото: Денис Сметанин / Высшая школа экономики

В начале января в корпусе Вышки на Покровском бульваре для школьников был организован зимний интенсив Летней историко-филологической школы (ЛИФШ) факультета гуманитарных наук ВШЭ. Он прошел при поддержке Проектной лаборатории развития интеллектуальных состязаний по гуманитарным наукам и Всероссийского чемпионата сочинений «Своими словами». Участие в интенсиве приняли 100 школьников из 27 регионов России.

Заинтересовать школьников сферой гуманитарных наук, создать пространство академической коммуникации и диалога, обмена своими представлениями и знаниями — такие цели ставили перед собой организаторы мероприятия. Диалог — важный компонент, без которого невозможно создание совместного научного знания, его обновление и насыщение, взаимный обмен мыслями.

Михаил Павловец

«Моя лекция закрывала трехдневную сессию ЛИФШ и выпала на 18 часов последнего дня каникул. Естественно, от сотни участников в аудитории осталось чуть больше половины, но это число меня скорее удивило и порадовало, — поделился Михаил Павловец, директор ЛИФШ. — А тем более порадовала та активность, которую все полтора часа проявляли старшеклассники. Они не просто сосредоточенно внимали — они задавали вопросы, уточняли и дополняли мысль, даже возражали! Хотелось умиленно воскликнуть: ребята, неужели вам всего этого в школе недостает, зачем вам все это надо?! Но вместо этого я спросил самого себя: а мне зачем это надо? А членам команды ЛИФШ, которые тоже могли бы сейчас читать умные книжки, просто отсыпаться перед началом второго семестра? И вопрос у меня отпал сам собой: просто мы очень похожи. У нас общие ценности, общие интересы».

Одна из особенностей зимнего интенсива ЛИФШ — очный формат проведения в аудиториях Вышки. На три дня участники фактически стали студентами разных гуманитарных образовательных научных направлений: историками, филологами, искусствоведами. Две пары лекций, два блока семинарских занятий с обсуждениями разных проблемных точек в области исторического или филологического знания, перерывы между ними по 10–15 минут — все это погружает в университетскую среду, дает возможность ощутить себя студентом задолго до поступления.

Ирина Никипарцова

«Вы можете выгнать меня из ЛИФШ, но ЛИФШ из меня — никогда, — уверена Ирина Никипарцова, участница интенсива. — За три дня интенсива я получила больше информации, чем за все свои зимние каникулы. Интереснейшие семинары и лекции дали мне понять, в чем я хочу развиваться, какие темы мне нравятся и вообще хочу ли я заниматься литературой». По словам школьницы, темы были очень разнообразными: от христианства на Востоке и средневековых саг до экономики позднего СССР и поэзии Маяковского. «Но еще важнее знаний — общение с семинаристами, кураторами, лекторами и сверстниками, — добавила она. — Младшие и старшие коллеги создают уютную атмосферу, а я при этом получаю опыт взаимодействия с умными и мотивированными людьми. И даже задавать глупые вопросы и поднимать руку больше не казалось чем-то страшным. Почувствовать по-настоящему всю атмосферу и прелесть ЛИФШ  можно, лишь побывав там».

Павел Руденко

«Зимний интенсив ЛИФШ — это чудо! — соглашается другой участник, Павел Руденко. — Еще до его начала я ожидал нечто чудесное, но не мог даже предполагать, как много новых впечатлений и эмоций, знаний и открытий, знакомств и встреч он подарит. Огромное спасибо всем организаторам, которые постарались на все сто и смогли создать бесподобную площадку для самореализации и саморазвития всех желающих!»

Дискуссия, умение аргументировать свое мнение и отстаивать точку зрения в дебатах, грамотно использовать научную лексику — важный шаг к знакомству школьников с академической культурой общения. Это возможность не столько воспринимать ее внешние атрибуты и ритуальные процедуры, сколько понимать ее внутреннюю ценность, взаимосвязанность всех элементов устной и письменной научной коммуникации. Именно в дискуссиях с лекторами и преподавателями семинарских курсов, в общении с единомышленниками складывается видение своего пути. Эти ценности — стремление к формированию знания как продукта диалога участников горизонтальной коммуникации и умение ясно выражать собственные мысли — являются неотъемлемой частью академической культуры Вышки и чемпионата сочинений «Своими словами».  

Мария Герасименко

«Зимний интенсив ЛИФШ позволил мне окунуться в научную среду, — отметила Мария Герасименко, участница интенсива. — Дело не ограничивается посещением корпуса НИУ ВШЭ на Покровке. Для меня наиболее ценной стала возможность как задавать вопросы и участвовать в дискуссиях после лекций опытных специалистов, глубоко погруженных в свою научную область, так и взаимодействовать с теми, кто только начинает свой путь в науке или просто очень горит материалом, который изучает». Эта поездка стала для Марии опытом, который принес новые знания, дал возможность посмотреть на гуманитарные дисциплины с другого ракурса, познакомиться с увлеченными людьми.

Татьяна Новоселова

«Зимний интенсив ЛИФШ для меня стал незабываемым, — рассказала участница Татьяна Новоселова. — Интересно три дня побыть студентом ВШЭ! Выбор тем — самый широкий: не каждый день ты можешь попасть на лекцию о христианстве в Китае, узнать о скандинавской мифологии и найти новые смыслы в “Мертвых душах” Гоголя».

ЛИФШ дает будущим студентам не только знания, но и инструменты, позволяющие выстраивать траекторию своего возможного академического развития в рамках Вышки.

Устина Морозова

Устина Морозова, участница интенсива, говорит, что здесь ей помогли погрузиться в такие дисциплины, как филология, культурология, не связанные с олимпиадами и ЕГЭ, но для самой школьницы по-настоящему интересные. «Я узнала о мифологии, методах филологического и культурного анализа и истории», — заключила она.