• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Лицей НИУ ВШЭ

Сотрудничество и взаимоуважение, независимо от возраста и статуса

«Плотная среда единомышленников»: как прошла Летняя историко-филологическая школа Вышки

«Плотная среда единомышленников»: как прошла Летняя историко-филологическая школа Вышки

Фото: Екатерина Кудрявцева

В учебном центре НИУ ВШЭ «Вороново» недавно состоялась 7-я Летняя историко-филологическая школа (ЛИФШ) от Проектной лаборатории развития интеллектуальных состязаний по гуманитарным наукам факультета гуманитарных наук Высшей школы экономики. Программа была организована при поддержке Дирекции по работе с одаренными учащимися ВШЭ и экспертов Всероссийского чемпионата сочинений «Своими словами».

Директором ЛИФШ выступил заведующий проектной лабораторией Михаил Павловец, его заместителем — стажер-исследователь этой лаборатории Маша Орловская.

Летняя историко-филологическая школа не только помогает старшеклассникам в профориентации и дает знания по истории, филологии и истории искусств. Главное здесь — диалог единомышленников, увлеченных гуманитарными науками. Участников ЛИФШ привлекают не подготовка к олимпиадам или именитые педагоги, но академическое знание и возможность открытой и равноправной дискуссии с преподавателями и сверстниками.

Михаил Павловец

Формат предметной летней школы отличен от формата лагеря или курсов, отмечает Михаил Павловец: «Ты оказываешься в плотной среде единомышленников, людей с близкими тебе интересами (тогда как в обычном твоем окружении таковых раз-два и обчелся), и под началом тех, кто превратил эти интересы в профессию». По его словам, такой формат отличен и от школ подготовки к олимпиадам: «Та же задача решается не через целенаправленную муштру по постепенно закостеневающим канонам олимпиадных заданий, а через погружение в особую среду поиска новых знаний, научной коммуникации и пробы себя в качестве докладчика, дискутанта, автора творческого проекта и т.п. Поэтому, как мне кажется, формат ЛИФШ — просто отличен».

Уникальность школы — и в системе отбора. Академическая программа структурирована по образу индивидуального учебного плана студентов университета. Это важно, с одной стороны, для учета интересов и потребностей каждого участника, а с другой — позволяет определить наиболее мотивированных старшеклассников. Чтобы попасть в школу, от кандидата требуется логически выверенное мотивационное письмо, в котором он отразит свой интерес к школе и определенным семинарским курсам.

Виктория Агуреева

Участница ЛИФШ Виктория Агуреева говорит, что школа помогла ей погрузиться в любимый вид деятельности: «Я больше узнала о тех сторонах филологии, о которых не задумываешься во время обучения или подготовки к экзаменам. Я общалась с людьми, горящими наукой и помогающими тебе разобраться в собственных интересах». Это великолепная возможность почувствовать себя частью научного сообщества, единомышленником среди таких же увлеченных и осознанных ребят, считает она: «Я счастлива, что стала частицей этого чудесного события и получила импульс к пониманию себя и своего будущего».

ЛИФШ — одна из немногих летних выездных школ для старшеклассников от Вышки, которая не готовит к олимпиадам и ЕГЭ. Программа ЛИФШ построена так, чтобы каждый участник смог пройти своего рода профориентацию в мире гуманитарных наук. Важно понять интересные для себя темы и искать те точки научного знания, что помогут определить свою уникальную траекторию дальнейшего развития. Именно в дискуссиях с преподавателями семинарских курсов и лекторами, в общении с единомышленниками складывается видение своего пути. Эти ценности — стремление к формированию знания как продукта диалога участников горизонтальной коммуникации и умение ясно выражать собственные мысли — являются неотъемлемой частью академической культуры Вышки и чемпионата сочинений «Своими словами».

Многие участники ЛИФШ после 11-го класса поступают на образовательные программы факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ. И что особенно ценно — они уже имеют представление о своих академических интересах.

Мария Попова

«Я узнала о ЛИФШ впервые в этом году, — рассказывает участница ЛИФШ Мария Попова. — Мне понравилась комфортная атмосфера на семинарах и лекциях, а главное — общение в кругу единомышленников. После этого появляется мотивация, вера в себя и желание узнавать что-то новое!»

Мария Яшукова

«ЛИФШ — это уникальные люди, и каждый из них имеет яркую индивидуальность: преподаватели, кураторы, участники, — подчеркивает участница школы Мария Яшукова. — Все очень разные, со своими интересами и ценностями, что делает пребывание в ЛИФШ калейдоскопом событий и эмоций. Вне зависимости от твоих взглядов и увлечений ты найдешь здесь своих людей, с которыми будет комфортно и легко взаимодействовать, получишь заряд позитива и мотивации на долгое время».

Главными ведущими семинарских курсов на ЛИФШ являются студенты гуманитарных образовательных программ Вышки и МГУ им. М.В. Ломоносова. Такая система обусловлена тем, что студенты, как недавние школьники, способны быстро адаптировать материал под запросы аудитории. Они легко выстраивают горизонтальную коммуникацию с участниками семинаров.

Валерия Рыбак

«Для меня ЛИФШ — возможность говорить о сложных и интересных вещах со школьниками, которые дают невероятную обратную связь, — признается Валерия Рыбак, автор семинарского курса “Свидетели эпохи перемен: эго-документы о революции 1917 года и первых годах советского эксперимента”. — В итоге ты сам лучше узнаешь сферу своих интересов, задаешь новые вопросы. Формат школы помогает участникам понять, как работает университетская система, и убедиться, что знание и научный поиск ценны сами по себе». По ее словам, такая альтернатива лучше демонстрирует связь разных гуманитарных и социальных наук между собой, что не всегда очевидно, когда ученик готовится к олимпиадам по конкретным предметам.

Максим Дрёмов

«ЛИФШ — это прекрасная возможность для учащихся прикоснуться к знанию, не замутненному опостылевшими школьными стандартами, — уверен Максим Дрёмов, соавтор семинарского курса “Методы и проблемы социологии литературы”. — И прежде всего возможность узнать что-то, пресловутыми школьными стандартами огибаемое или умалчиваемое. У нас пока еще нет ЕГЭ по древнегреческому, а на ДВИ в университетах не задают вопросов о постколониальных подходах к исследованию литературного канона, и поэтому мы уверены, что на ЛИФШ между учащимся и знанием не стоит никаких дополнительных преград». Здесь школьниками движет исключительно страсть узнавать новое и лучше разбираться в уже известном, поясняет Максим Дрёмов. «И для меня, и для коллег важно предоставить им эту возможность», — отмечает он.

ЛИФШ 2022 года стала самой масштабной за семь лет проведения школы: участие в ней приняли 87 школьников 8–11-х классов из 23 регионов России — от Москвы и Санкт-Петербурга до Екатеринбурга и Владивостока. За неделю каждый участник прослушал 18,5 часа лекций, прошел 9 часов семинарского курса и провел 168 часов в общении с другими участниками и преподавателями.      

Екатерина Кудрявцева

«ЛИФШ дает возможность попрактиковаться в преподавании, исследовать, как работают разные форматы взаимодействия, совместить академичный подход с практическими задачами, — рассказывает Екатерина Кудрявцева, автор семинарского “Обзорного курса по истории стилей в искусстве России: от барокко до модерна”. — Мне хотелось научить младших коллег анализировать формы и композицию, критически мыслить и грамотно аргументировать свою позицию, поэтому мы разбирали стили и направления в живописи, архитектуре и скульптуре». ЛИФШ — уникальное место, где можно почувствовать себя студентом, еще будучи в школе, отмечает Екатерина Кудрявцева: «Здесь у ученика всегда есть право выбора, на какие семинарские курсы ходить, в каких активностях участвовать, этим ЛИФШ сильно отличается от лагеря. Мне кажется, такая школа способствует профессиональному самоопределению». Кто-то загорелся учить древнегреческий, а кто-то понял, что филология не для него, — это тоже результат, уверена она.

Елизавета Хереш

Елизавета Хереш, автор семинарского курса «Деколонизируя литературу: другой взгляд на канон», считает, что преподавателям школа дает время, место и ресурсы для проведения самых смелых авторских курсов с минимальными формальными ограничениями. «Конечно, в такой творческой свободе составляются те программы, в которых есть и любовь, и личное отношение исследователя, и огромный интерес, — подчеркивает она. — Предположу, что не только у меня в течение курса возникла сильная привязанность к тому, что мы создали вместе с участниками. Они получили возможность еще в школьные годы попасть в академическую среду, почувствовать себя равным, исследователем, агентом академического поля».

В общеобразовательной школе или на курсах подготовки к олимпиадам не спрашивают учеников, что интересно именно им, говорит преподаватель. «Школьная дорога представляется изнуряющим спринтом на скорость и результат с ЕГЭ или взятой олимпиадой на финише, —  поясняет Елизавета Хереш. — Но такие проекты, как ЛИФШ, создают мостик между настоящим и будущим, дают возможность выстроить собственную исследовательскую идентичность. Выстроить, а не создать на ровном месте. Иметь в коллегах и учениках таких заинтересованных, трудолюбивых и мыслящих людей с уже большим багажом знаний и, главное, бесконечным запасом любопытства — огромная радость для учебного процесса, и, надеюсь, она была взаимной».

Текст: Денис Сметанин, Дирекция по внутренним исследованиям и академическому развитию студентов