• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Лицей НИУ ВШЭ

Сотрудничество и взаимоуважение, независимо от возраста и статуса

Увидеть по-новому свой опыт: стажировка по «Индивидуальному проекту» в Лицее

В декабре Лицей собрал команду из 27 преподавателей и управленцев школ от Калининграда до Владивостока, чтобы поговорить о реализации «Индивидуального проекта» ФГОС в современной школе. Как это было — рассказываем в новом материале.

Увидеть по-новому свой опыт: стажировка по «Индивидуальному проекту» в Лицее

О создании стажировки

 

Дарья Валерьевна Шибалина, автор курса, заведующая кафедрой исследовательской и проектной деятельности учащихся

Из чего состоит подготовка к стажировке для ее авторов?

Мы с коллегами не первый раз проводим курсы повышения квалификации, которые посвящены предмету «Индивидуальный проект», связанной с ним модели сопровождения и методическим основаниям работы. За это время было создано достаточно материалов, которые можно представить и обсудить с коллегами из других школ. Подготовка к таким занятиям в первую очередь состоит в том, чтобы пересмотреть материалы и результаты предыдущих курсов, а также выяснить запросы участников. Например, от опыта участников, их вопросов и объёма группы зависит, как организовать практическую работу, которой всегда много в рамках КПК, связанных с исследовательской и проектной деятельностью. Поэтому мы всегда пересматриваем и дорабатываем программу, обновляем презентации и тексты.

К тому же постоянно появляется что-то новое вне Лицея, и это тоже стараемся использовать. Для себя самих нам с другими ведущими курсов также важно меньше повторяться, чтобы процесс был интересный, творческий. В общем, подготовка к КПК по сути мало чем отличается от подготовки к занятиям с лицеистами — в лучшем смысле :)

Как проведение стажировки повлияло на вашу профессиональную деятельность?

Проведение любых занятий — это развитие и обогащение для преподавателя. По крайней мере к этому стоит стремиться. Работа с представителями других школ — источник новых впечатлений и новых знаний, который просто нельзя переоценить! Каждый раз мы с коллегами из Лицея записываем новые идеи для своей работы, а общение с энтузиастами мотивирует этой работой заниматься. В этот раз команда участников курсов была очень бодрой и активной, достаточно большой, и состояла из коллег с разным опытом — и всё это прекрасно. Спасибо коллегам за эти курсы!

Анастасия Владимировна Шалаева, автор курса, преподаватель теории познания, сотрудник кафедры исследовательской и проектной деятельности учащихся

Из чего состоит подготовка к стажировке для ее авторов?

В первую очередь стажировка — это возможность помочь слушателям решить проблему, связанную с предложенной темой, или дать им инструменты для переосмысления и работы над текущей ситуацией. Поэтому при планировании мы с коллегами стремимся продумать материал и формы работы так, чтобы это было максимально полезно участникам. Например, в этот раз мы с коллегами перенесли вводный информационный блок в заочный формат, подготовив материалы и видео для домашнего изучения, а на очных встречах больше времени посвятили обсуждению конкретных кейсов из сопровождения и организации исследовательской и проектной деятельности в Лицее и в их школах. Традиционно по результатам обратной связи именно возможность обсудить реальные ситуации и вопросы с другими участниками и ведущими наиболее интересна и полезна слушателям. Также, чтобы лучше узнать участников этого курса, мы до начала очной части провели с ними вводный вебинар, где познакомились с каждым, обсудили разные образовательные контексты и создали общее дискуссионное пространство.

В этот раз коллеги пришли из разных школ целыми командами от 2 до 8 человек, и это именно то, к чему мы стремились в курсе: чтобы построить или перестроить систему сопровождения нужна команда, обмен мнениями и общими идеями. Очень надеюсь, что проекты, созданные на стажировке, и комментарии всех участников и ведущих дадут новый старт или свежие идеи для ведущейся в школах исследовательской и проектной работы.

Как проведение стажировки повлияло на вашу профессиональную деятельность?

Проведение курсов повышения квалификации для меня — это возможность увидеть по-новому свой опыт, представить его на обсуждение коллегам с другим видением из самых разных школ, то есть, протестировать уже имеющиеся решения и увидеть, что наши с коллегами наработки, вопросы и идеи в Лицее могут быть интересны и полезны коллегам из самых разных школ.

Участники курса — невероятно поддерживающая и развивающая среда единомышленников, они, как и мы, ищут пути развития исследовательских и проектных умений в школе, именно поэтому курс мы строим в проектном и проблемном деятельностном ключе.

Результат курса — это не только новые идеи, проекты систем сопровождения и возможность увидеть разный опыт школ России, но и заряд энергии от неравнодушных администраторов и педагогов, стремящихся к новому и лучшему образу школы, а главное — к его воплощению.

Индивидуальный подход и адаптация нового опыта: опыт участников

Слушатели курса изучили материалы курса в онлайн-формате, а также посетили очную сессию в Лицее. Многие школы-участники действительно присоединились к стажировке целыми командами: например, Университетская школа ДВФУ, Школа будущего, МАОУ СОШ №137 г. Екатеринбурга. Мы узнали у слушателей курсов, с какими целями и ожиданиями они приехали в Лицей и как планируют адаптировать полученные знания в своих школах.

 

Ольга Николаевна Еремеева, заместитель директора по учебной работе Университетской школы ДВФУ, участник стажировки

На курсы мы приехали командой из восьми человек. Это был осознанный выбор. Нам было важно погрузить наших учителей в образовательную среду, где на протяжении 6 лет отрабатывается системный подход сопровождения индивидуальных выпускных работ учащихся.

Мы даже не сомневались, что наши ожидания оправдаются! С нами работала профессиональная команда, они показали систему работы, используя деятельностный подход, что создало условия для продуктивного общения с коллегами из других регионов.

Мы получили содержательные ответы на вопросы, которые у нас возникли в ходе работы в рамках данного содержания, а самое главное, эта встреча побудила наших учителей к саморазвитию в смысловом поле курсов. Это круто!

22 декабря в школе прошла встреча учителей по материалам стажировки в Лицее ВШЭ для осмысления этого опыта и его адаптации под наши условия. Мы надеемся на партнерские отношения. Здорово, когда в профессиональном сообществе есть образовательная организация, которая побуждает к профессиональной мыследеятельности.

Наталия Александровна Кузнецова, заместитель директора по учебно-воспитательной работе МОУ гимназия № 20, г.о. Люберцы, участник стажировки

Огромное спасибо команде Лицея НИУ ВШЭ: Дарье Валерьевне, Марии Львовне, Антону Александровичу, Анастасии Владимировне за интересные и содержательные курсы повышения квалификации «Индивидуальный проект», удивительную слаженность в работе, высокий профессионализм и индивидуальный подход к каждому участнику программы. На курсах была создана уважительная, деловая и, в то же время, доброжелательная атмосфера, располагающая к сотрудничеству, продуктивному профессиональному общению, обмену опытом.

Организаторы и эксперты курсов заинтересованы в качестве своей работы и получаемых слушателями знаний, щедро делятся своим опытом, дают возможность поучиться слушателям курсов друг у друга. Спасибо за программу, которая подарила заряд энергии и творческие идеи.

Светлана Александровна Палкина, директор МАОУ СОШ № 137 г. Екатеринбург, участник стажировки

Курс позволил разобраться в понятиях «исследование» и «проект», акцентировал важность развития исследовательской компетентности обучающихся, показал возможности сопровождения проектной и исследовательской деятельности. Кроме того, мы получили возможность профессионального общения с коллегами из регионов.

Команда Лицея благодарит участников стажировки за ценный обмен опытом и ждет новых встреч!