• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Меню

Лицей НИУ ВШЭ

Сотрудничество и взаимоуважение, независимо от возраста и статуса

«Чувствовать, что если ты полетишь, то тебя поймают»: итоги VI Летней Школы по физике и программированию

Интенсивные занятия, максимум взаимоподдержки и перезагрузка к началу учебного года — так прошла VI Летняя Школа по физике и программированию в Лицее. Поговорили с участниками и организаторами, чтобы узнать, как найти силы заниматься и прокачивать олимпиадные навыки летом.

«Чувствовать, что если ты полетишь, то тебя поймают»: итоги VI Летней Школы по физике и программированию

VI Летняя Школа по физике и программированию прошла с 9 по 17 августа в офлайн-формате. Участниками стали лицеисты 9 и 10 классов: на закрытии Школы ребята поделились с нами своими впечатлениями и рассказали, чем ЛШ была полезна для них в первую очередь.

О мотивации учиться летом

Варя Саченко: Отдохнуть очень хотелось и хочется до сих пор, но мотивации предостаточно. Стоит сказать, что отдых для меня даже не начинался, потому что было очень много занятий: написание ИВР, подготовка к ЕГЭ, прохождение курса по грантовому конкурсу. Мотивацией для меня послужило осознание того, ради чего я это делаю. Летняя Школа — это потрясающая возможность получить максимум нужной мне информации за минимальное время. К тому же я знала, что там будут люди, которые стремятся к достижению схожих целей: от этого всегда становится легче, ты чувствуешь, что не один.

Почему именно ЛШ?

Даниил Чвыков: Я участвую в Летней Школе второй раз подряд. Мой интерес к программированию появился летом прошлого года, как раз незадолго до проведения ЛШ. С тех пор он не пропал, и я решил снова прийти сюда, чтобы отточить свои навыки и узнать что-то новое. Все то, что я здесь узнал, будет полезно: это отличная встряска мозгов и их настройка на нужный лад перед учебным годом.

Максим Сафонов: Отбор в ЛШ показался мне несложным, все задания были в рамках школьной программы. Советую обязательно пробовать свои силы, это не занимает много времени, плюс — полезно вспомнить школьный курс. А сам интенсив даёт возможность научиться решать олимпиадные задачи альтернативными способами. Кроме того, именно олимпиадные задачи развивают умение рассуждать и анализировать, что очень важно для любого проекта.

Варя Саченко: Во-первых, при подготовке к олимпиадам очень необходима поддержка как учителей, так и ребят, которую можно получить в Школе. Во-вторых, можно изучить много материала за короткое время. Если ребята, как я, приходят в одиннадцатом классе, то время очень поджимает, и результат нужен в минимальные сроки. В-третьих, это возможность подготовиться к учебному году, влиться в режим и вспомнить, что лето все же не бесконечное.

Об ожиданиях и реальности

Варя Саченко: Я ожидала, что будет сложно. Так и получилось. Огромное количество информации, которое нужно не только уложить в голове, но и применить на практике. Если с первым я хоть как-то справлялась, то второе давалось гораздо труднее. Также я пыталась строить какие-то предположения по поводу людей, которые там будут. Этот фактор оказался полным сюрпризом. Во-первых, я не ожидала увидеть большое количество десятиклассников с таким высоким уровнем подготовки. Меня приятно это удивило, ведь год назад я такой не была. Во-вторых, осталась под большим впечатлением от состава преподавателей. Несмотря на всю серьезность нагрузки, наши наставники давали понять, что они всегда рядом, а это очень важно и нужно: чувствовать, что если ты полетишь, то тебя поймают. В том числе за это очень люблю Лицей — за умение слушать и слышать.

О внутренней кухне подготовки и проведения Школы рассказали ее организаторы и преподаватели.

 

Владимир Вячеславович Куренков, заведующий кафедрой информатики Лицея, преподаватель информатики

О новшествах Школы

В этот раз мы усложнили программу. Когда-то проведение летних школ инициировала Наталия Владимировна Копытова, являвшаяся на тот момент завкафедрой информатики. Тогда у нас было деление на три потока: попроще, посложнее и совсем сложный. Сейчас, так как сами дети, поступающие в Лицей, стали сильнее, мы сделали другой шаг: предварительно провели Школу онлайн, на которой ребята могли решать простые задачи и получать базовые знания. В самой ЛШ мы сделали два потока приблизительно одинаковой силы по уровню тех задач и алгоритмов решения, которые мы разбирали.

О впечатлениях и планах на будущее

Подобные интенсивы полезно организовывать в данном случае, потому что мы имеем дело с девятиклассниками и большей частью десятиклассниками, которые только-только пришли в Лицей. Для них участие в ЛШ — возможность еще до 1 сентября познакомиться с Лицеем: с тем, как мы учим, чему мы учим, с нашими 11 классами и друг с другом, так как многие дети видели друг друга в первый раз. Общая обстановка была достаточно доброжелательная. Я считаю, что подобные интенсивы полезны не только с точки зрения образования и улучшения результатов по олимпиадам, но и с точки зрения налаживания контактов между ребятами.

Хотелось бы организовывать выездные школы, как это было раньше. В прошлые годы мы две недели тренировались в пансионате, что было намного интереснее и самим ребятам, и нам. Соответственно, хочется ждать, что мы сможем вернуться в привычный ритм и снова делать интересные выездные школы с соблюдением мер безопасности.

 

Юрий Викторович Быков, руководитель направления Матинфо, преподаватель математики

Я очень рад, что, несмотря на общие сложности, нам удалось сделать эту Школу традиционной: она проходит уже в шестой раз. Мы надеемся, что ребята прокачают свои олимпиадные навыки и на подъёме войдут в учебный год. Помимо этого, мне кажется очень важным познакомиться с ребятами и понять что-то про наших лицеистов до начала учёбы в сентябре. Также приятно, что мы поддерживаем преемственность — ассистентами преподавателей на Школе были выпускники Матинфо, Кирилл Ковалёв и Кристина Горбунова. Участники этого года оставили очень хорошее впечатление. Мы благодарим преподавателей и участников Школы! Надеемся, что в следующем году у нас получится провести занятия на выезде. Также мы попробуем расшириться, если участники прошедшей Школы продемонстрируют успехи на олимпиадном треке.

 

Полина Васильевна Шилина, преподаватель физики НИУ ВШЭ и Лицея

Из вновь поступивших были сильные ребята, которые достаточно подготовлены для успешного выступления олимпиадах. Части участников было сложно, потому что базовый уровень у всех был разный, но мы старались подобрать то, что будет интересно всем. Я рада, что мы заранее познакомились с ребятами, которые будут у меня учиться с этого года, и теперь нам понятно направление движения. 

Советую ребятам продолжать в том же духе. Стараться самим решать задачи, готовиться, интересоваться, участвовать в олимпиадах. Начинать это делать нужно как можно раньше, благо, олимпиад сейчас проводится много и для девяти-, и для десятиклассников. Важно получать удовольствие и не забывать спать по ночам.

 

Глеб Игоревич Лобанов, призер Всероссийской олимпиады школьников, победитель ИОИП, «Высшей пробы», организатор и член жюри олимпиад по информатике

Формат летнего интенсива максимально эффективен, потому что дети получают не только знания: они учатся конкурировать с другими за баллы, и при этом могут обсудить с тобой способы решения задач, благодаря чему набираются наибольшего количества знаний и опыта. 

Участники — прекрасные ребята, достаточно любознательные. Даже после занятий писали мне в личные сообщения: «Глеб, расскажи нам вот это», «Глеб, а почему это так?», «Глеб, а ты не знаешь, как решить такую задачу?». Мне понравилось с ними работать. 

Совет будущим участникам: главное — не стесняться задавать вопросы, никогда не бояться, если чего-то не понимаешь. Скорее всего, многие люди этого не понимают. Спрашивай дальше, разбирайся, и когда-нибудь ты обязательно придешь к правде.

 

Кирилл Ковалёв, выпускник Лицея, ассистент 

Я увидел, что молодые люди, которые поступают в Лицей, приходят сюда учиться, они полностью поглощены процессом. Первое время ребята немного стеснялись, а потом стали задавать хорошие вопросы, если что-то оставалось непонятным.

Мнение, что любой преподаватель, когда кого-то обучает, сам чему-то учится — полная правда. Для того, чтобы что-то объяснить, нужно самому понимать, почему это работает. Когда ты учишься у кого-то, ты можешь оставить только важную для себя часть информации, а когда ты преподаешь, ты должен знать все полностью. Для ученика главное — не стесняться задавать вопросы. В свое время я довольно много пропустил только потому, что постеснялся. В итоге жизнь меня научила, что самый глупый вопрос — незаданный.