• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Лицей НИУ ВШЭ

Сотрудничество и взаимоуважение, независимо от возраста и статуса

Направление «Юриспруденция» в Лицее: Q&A

«Не единым правом живы», — лицеисты «Юриспруденции» расширили представление о том, чему обучают на их программе, поделились планами на будущее и рассказали о месте проектной деятельности в жизни направления. О том, как правильно изучать право и почему юристы, несмотря на свою малочисленность, напоминают своему рукнаправу океан — в новом материале на сайте Лицея.

Направление «Юриспруденция» в Лицее: Q&A

На «Юр» — юристам?

В Лицее «Юриспруденция» считается одним из направлений с узким профильным уклоном. Ожидаемый ответ на вопрос «Кого ждут на "Юриспруденции"?» — «Всех тех, кому нравится право». Однако в разговоре с рукнаправом «Юра» Алексеем Яковлевичем Орловским, нередко звучат варианты «для тех, кому интересны гуманитарные дисциплины» и «для тех, кто в будущем хочет заниматься деятельностью, смежной с юриспруденцией — или хотя бы пересекающейся с ней». Дело в том, что учеба на «Юриспруденции» в Лицее — это не только изучение конкретных профильных предметов, но и создание фундамента из гуманитарных и социальных дисциплин, развитие общей эрудиции вкупе с углубленными знаниями по праву.

 

Наталья Луковская, 11 класс

«"Юр" — одно из самых узких направлений в Лицее. Но не стоит забывать, что полученные здесь знания применяются затем на практике в самых разных сферах: право — это инструмент, а не конкретная сфера деятельности, и владеть этим инструментом нас учат сполна. Сложно представить что-то более полезное для взрослой жизни, нежели учеба в старшей школе на юридическом направлении».

 

Ирина Серенкова, выпускница 2020

«Нельзя сказать, что мы получили углубленные знания только по праву: у нас были хорошие пары и по социологии, английскому, математике. Важно понимать, что на "Юриспруденции", как и во всем Лицее, перед учениками ставится задача не просто получить знания по профильной дисциплине, но и расширить кругозор, выпуститься образованным человеком».

 

Данила Морозов, выпускник 2020

«У нас узкоспециализированное направление: но не в плане объема знаний, которые мы получаем, а в плане сообщества. Мои одногруппники не имели проблем с поступлением на другие направления, но учебный план на "Юре" составлен идеально для того, чтобы стать студентом юрфака на два года раньше положенного. Юристы Лицея втянуты в юридическую "тусовку" практикующих специалистов, и этот опыт — он действительно частный для направления».

 

Учащихся направления вне зависимости от того, причисляют они себя к будущим юристам или нет, объединяют наличие мнения и критический взгляд на окружающие их явления. Они готовы к диалогу — пусть порой эмоциональному, но всегда аргументированному. Возможно, поэтому руководитель направления сравнил «Юриспруденцию» с океаном: спокойным и сосредоточенным, но в то же время бурлящим неравнодушием ребят к судьбе Лицея и Университета.

 

Право — оно и в Африке право. Или?..

Максим Мушта , 11 класс

«"Юриспруденция" — это одновременно и про насыщенный правовой уклон, и про возможности для изучения неправовых предметов. Юристов можно встретить почти на каждом общелицейском факультативе, будь то История в лицах или Практикум по игре на африканских барабанах. Многие ребята на направлении занимаются олимпиадной историей, обществознанием и языками».

В то же время юридическая тематика не оставляет нас ни на одном занятии: на истории мы разыгрывали суд над Жанной Д’Арк и царевичем Алексеем по праву тех времен, на английском изучали  юридическую лексику, а на социологии писали мини-исследование по воспроизведению преступности.

 

В зависимости от личного выбора лицеиста на направлении изучают право в течение двух лет в рамках трех или четырех курсов. В вариативной части учебного плана учащиеся делают выбор в 10 классе между Практикумом по праву и Введением в математическую логику, а в 11 классе — между тремя профильными дисциплинами, соответствующими современным трекам развития правовой сферы: Цифровое право, Основы бизнеса и Практическая психология.

Курсы преподают теоретики права и практикующие юристы из магистратуры и аспирантуры, поэтому занятия не низводятся до заучивания кодексов. Напротив, каждая тема требует от учащихся навыков аналитического анализа и умения мыслить в юридической рамке. Изучая профильные предметы, лицеисты не только дают себе фору при поступлении в университет, но и точнее определяются со сферой образовательных — а в будущем и профессиональных — интересов.

  

Лилия Биктимерова, 10 класс

«На профильном праве разбираются отнюдь не только тексты законодательных актов: мы изучаем историю, принципы и теорию права. На парах часто рассматривается влияние различных факторов на правовые системы государств: например, мы проследили влияние римского права на современное российское право, читали статьи и научные работы по этой теме. Меня греет ощущение, что преподаватели любят свой предмет и прививают эту любовь нам».

 

Мария Солнцева, выпускница 2020

«Мое отношение к юриспруденции поменялось благодаря дисциплине Практикум по праву. Знания, полученные на парах, пригодились для написания научно-исследовательских работ в университете. Так как этот курс направлен на знакомство с практической стороной сферы,  именно он помогает многим ребятам понять, действительно ли им интересно право и стоит ли связывать с ним жизнь. В моем случае ответом было “да”: я готова открывать для себя новые фабулы, писать и переписывать иски...».

 

У нас есть возможность организовать плавный переход в студенческую жизнь.

 

Лицеисты продолжают формировать свою образовательную траекторию на Факультетском дне. На «Юриспруденции» он в первую очередь нужен, чтобы определить, какая сфера привлекательна для учащегося: знание основ формирует представление об отрасли. Дисциплины на ФД чередуются между собой: одну неделю — Основы частного права, обязательный предмет, вторую — предмет по выбору. В новом учебном году к международному и уголовному праву для выбора лицеистов добавятся Основы осуществления правосудия и История правовых институтов.

 

Анастасия Конкина, 11 класс

«До 10 класса я хотела заниматься международным правом и всерьез занималась им самостоятельно. В Лицее я взяла курс по уголовному праву — для разнообразия. Это определило мою будущую профессию. С того момента мы с уголовным правом буквально неразлучны, и именно на нем я хочу специализироваться в работе юристом. После 10 класса я даже подалась на практику в адвокатской коллегии, где окончательно выяснила, что это мое призвание.

Думаю, это весьма показательная история. Важно пробовать разные сферы — только так можно понять, чем стоит заниматься, что приносит больше всего удовольствия!»

 

Ребятам на ФД предлагается изучение дисциплин наравне с первокурсниками.

 

«Юриспруденция» — единственное направление, сотрудничающее с Факультетом права НИУ ВШЭ. Формат обучения на ФД идентичен университетскому. Профильные группы после распределения становятся достаточно маленькими для персонального общения между лицеистами и преподавателями факультета. В результате юристы Лицея погружены в факультетское сообщество: они часто становятся гостями научных конференций и мастер-классов наравне со студентами ВШЭ.

Алексей Яковлевич Орловский, руководитель направления

Конкретные образовательные итоги учебы на направлении обсуждаются совместно с Факультетом права: наши результаты — их запросы, и наоборот. Мы говорим с Факультетом об аналитических способностях, позволяющих критически мыслить как на парах по ТОКу, так и в повседневной жизни, и об умении работать в команде. Факультет права ждет не просто лидеров, но групповых лидеров, готовых создавать коалиции и команды и идти к цели вместе — ибо это то, чем отличается сообщество юристов.

 

Пример совместной работы направления с университетом — дисциплина «Введение в математическую логику», представленная в вариативной части учебного плана. Это соединение запросов ребят и требований Факультета права НИУ ВШЭ о выходе на определенный уровень аналитических навыков.

 

Мария Солнцева, выпускница 2020

Опыт Лицея не дает чувствовать себя “потерянным” в вузе, потому что ты уже представляешь, где и как искать информацию, как расставлять приоритеты и концентрироваться на учебе.

Во что играют правоведы?

Актуальное направление деятельности лицеистов-юристов — игровые судебные процессы или муткорты («moot court»). Ежегодно лицеисты участвуют во Всероссийском конкурсе игровых судебных процессов. Команду тренируют как преподаватели, так и студенты ФП НИУ ВШЭ, в прошлом — победители таких конкурсов. С недавних пор роль игры в образовательном процессе была закреплена формально: муткорты входят в программу обязательной дисциплины «Право» во втором полугодии десятого класса.

 

Максим Мушта , 11 класс

«Не стоит недооценивать тренировочные судебные заседания из-за "игрового формата". Опыт участия в муткортах зачастую становится определяющим для понимания, лежит ли у тебя душа к практической юриспруденции».

 

Игра представляет собой имитацию судебного разбирательства по заранее известной фабуле, то есть обстоятельствам дела. К ним обычно прикладываются доказательства, показания свидетелей и другие материалы. На основе заданных условий участники формируют правовую позицию. Работа ребят оценивается исходя из правильности применения норм права и соблюдения необходимых условий судебной процедуры. Как правило, в муткортах соревнуются командами: участники готовят общую позицию и представляют ее на слушании перед опытными юристами-«судьями».

Лицеисты «Юриспруденции» в сезоне 2019/2020 заняли второе место среди московских команд на Всероссийском конкурсе «Учебные суды» Санкт-Петербургского института права имени Принца П.Г. Ольгденбургского — этап проходил в мае очно. Команды Лицея побеждали в муткортах факультета права НИУ ВШЭ в 2020 и 2021 году, а второй этап Всероссийского конкурса принес им четвертое место по России и три персональные награды-поощрения от судей.

 

Анастасия Конкина, 11 класс

«Залог победы, как и в жизни, — не только правовая подготовка и знание материала, но также харизма участника, умение реагировать в экстренных ситуациях — ведь судьи могут перебивать и задавать вопросы — и подобающий юристу внешний вид».

 

Игровые судебные процессы — один из стержней образовательного процесса.

Инициативная группа лицеистов взялась за разработку проекта аудитории для игровых судебных процессов в Лицее. Это будет почти точная копия настоящего зала судебных заседаний с кафедрой суда, местом для секретаря, истца и ответчика, обязательной для комнаты правосудия государственной атрибутикой. Символом зала станет стенд с любимой юридической литературой учащихся. В планах у лицеистов также организация соревнований по муткортам на базе Лицея для учащихся других школ.

 

Направление ждет проектировщиков

Алексей Яковлевич Орловский, руководитель направления

«Мы ждем ребят-абитуриентов с персональными проектами — уже происходящими и/или с теми, которые ими запланированы. Мы понимаем, что из личных инициатив складывается добрая половина лицейского опыта, и поощряем такую активность на "Юриспруденции". Наша цель — воплощать проекты ребят совместными усилиями всего направления».

 

Помимо серьезных практических игр, «Юриспруденция» славится и другими профильными мероприятиями: например, это «Что? Где? Когда?» юридической направленности и внутрилицейский конкурс по олимпиадному праву. Организаторами событий на направлении, как правило, выступают сами лицеисты. Руководитель направления Орловский Алексей Яковлевич в ответ организовывает краеведческие исследовательские экспедиции (ссылка на материал) — это не просто прогулка, а ещё одна возможность для общения и расширения кругозора.

 

Маргарита Коптелова, 11 класс

«На "Юре" нам предоставляют полную свободу инициативы. Алексей Яковлевич постоянно предлагает принять участие в правовых конференциях, учебных экскурсиях и тематических выездах — то есть интересных и полезных для лицеистов мероприятиях. Мне нравится, что на "Юриспруденции" всегда можно найти поддержку для реализации какой-либо идеи».

 

«Юриспруденция» сама создает свой календарь событий.

Как отмечают лицеисты «Юриспруденции», «на направлении есть деятельность, которая может всех собрать». Точно с такой же логикой они подходят и к общелицейским инициативам: в Лицее бурлит проектная деятельность, и юристы принимают в ней активное участие. Например, совмещают приятное с полезным в Совете Лицеистов — выборном органе лицейского самоуправления, председателями которого из года в год становятся лицеисты с «Юриспруденции». Работа в Совете часто требует навыков чтения и обработки юридических документов (Порядка аттестации или Устава НИУ ВШЭ), а иногда ребята самостоятельно составляют целые положения, которые затем согласуют с администрацией: например, учащиеся написали сами Положение о Совете Лицеистов.

 

Анастасия Конкина, 11 класс

«Проектная жизнь на направлении кипит! Юристы активно участвуют в социальных проектах: к примеру, в моей группе учатся глава “Хочу в Лицей” и председатель “Совета лицеистов”. Последний развивает самоуправление и достойно представляет учеников в диалоге с администрацией. После выпуска из Лицея у таких людей не бывает недостатка “soft skills”».

 

Юрий Туровский, 10 класс

«Изначально я поступил в десятый класс на направление “Матинфо”. Тогда я думал, что буду заниматься программированием, но спустя пару месяцев учебы, общения с ребятами и участия в лицейских образовательных инициативах понял, что мне хочется заниматься правом. Юриспруденция подкупает тем, что полученные знания и умения можно практиковать уже здесь и сейчас. Например, юридические навыки пригождаются лицеистам в Совете Лицеистов, где в центре внимания нередко оказывается формальная документация».

 

Олимпиадная жизнь направления

Отдельная история — это олимпиадное движение. Юристам предоставлен широкий выбор олимпиад по праву: это и многопрофильные «Ломоносов», «Высшая проба», олимпиады РАНХиГС и СПБГУ, и юридические «Фемида» и Кутафинская олимпиада. Так как юристы по умолчанию изучают право на профильном уровне, олимпиадные темы затрагиваются даже на повседневных парах. При этом образовательные горизонты учащихся не ограничиваются юриспруденцией: на направлении много историков и обществоведов, которых привлекает мышление об общих науках в правовых категориях. Для их подготовки действует перечень олимпиадных факультативов общелицейского уровня.

 

Анастасия Конкина, 11 класс

«Не секрет, что в Лицее сильная олимпиадная подготовка. В сезоне 2020/2021 функционировало сразу два олимпиадных факультатива. Один из них вела Дарья Павловна Ивашко, преподаватель Лицея, магистр права, призер нескольких олимпиад по праву с большим стажем подготовки к ним, второй — Мария Солнцева, выпускница Лицея прошлого года и студентка ВШЭ, трижды призер Всероссийской олимпиады. Они проводились в разные дни,и в общей сложности заниматься можно было четыре раза в неделю по полтора часа! Оба преподавателя тщательно отбирали теоретический материал и практические задания, что очень помогло при выступлении на состязаниях».

 

После «Юра» — юристом?..

 

Максим Мушта , 11 класс

«Как мне думается, преимущество нашего направления состоит как раз в широчайшем арсенале инструментов, позволяющих ответить на вопрос: "Чем я хочу заниматься дальше?"».

 

Для юриста необходимо уметь делать выбор в пользу одной из альтернатив. Важный результат обучения на направлении — это определение следующего образовательного шага. По статистике, около шестидесяти процентов лицеистов с «Юриспруденции» продолжают обучение по юридическим специальностям. В своей деятельности они опираются на заложенную в Лицее базу знаний, и потому чувствуют себя уверенно и комфортно в сфере, которой плотно занимаются несколько лет. В то же время, каждый третий юрист Лицея поступает на образовательные программы, не связанные с юриспруденцией, но относящиеся к широкой гуманитарной сфере — и это тоже показательно для абитуриентов направления.

 

Маргарита Липинская, выпускница 202

«Во время учёбы в Лицее мы с одногруппниками сделали успешный ивент-проект, опыт работы над которым позволил понять, что после выпуска я хочу получить творческую профессию.  Сейчас я учусь на 1 курсе ОП "Реклама и связи с общественностью" в НИУ ВШЭ. И тот опыт и те знания, которые я получила на "Юриспруденции" в Лицее, дали мне очень многое. Благодаря знанию права я безо всякого страха начала работать в крупных компаниях уже на первом курсе, ведь я отлично разбираюсь в трудовой документации и умею отстаивать свои интересы. Участие в муткортах и других командных мероприятиях нашего направления привили мне те самые "soft skills", которые спасают и в университете, и на работе: это умение работать в группе, грамотный тайм-менеджмент и коммуникационные навыки».

Даже если Вы понимаете, что не хотели бы связывать с правом всю жизнь, учёба на "Юриспруденции" — это  хорошая база, чтобы уверенно чувствовать себя практически во всех областях. Все-таки, как известно, вся наша жизнь состоит из правоотношений.

Напутствие от руководителя направления

Алексей Яковлевич Орловский, руководитель направления

«Если вы никогда не занимались правом, но хотите попробовать, то Вам определенно стоит идти на "Юриспруденцию". Потому что у Вас уже есть главное — это желание, интерес. Только попробовав, Вы сможете сделать осознанный выбор. Даже если в последующем Ваша сфера интересов изменится, Ваш бэкграунд будет включать отличную гуманитарную базу и профильные знания и умения в самой практико-применимой сфере — в Юриспруденции  — а это, согласитесь, круто».

Текст: Дарья Дячок