• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Лицей НИУ ВШЭ

Сотрудничество и взаимоуважение, независимо от возраста и статуса

От Евклида до Гаусса: лицеисты прослушали лекцию об истоках геометрии Лобачевского

На направлении «Математика» прошло очередное занятие из серии «Математических коллоквиумов». На этот раз лицеисты встретились с Сергеем Левоновичем Атанасяном, профессором математики и заведующим кафедрой геометрии МПГУ.

От Евклида до Гаусса: лицеисты прослушали лекцию об истоках геометрии Лобачевского

Сергей Левонович Атанасян

Сергей Левонович Атанасян – автор более 80 научных и научно методических работ, в том числе учебных пособий и задачников по геометрии. Сферу научных интересов Сергея Левоновича составляют изучение дифференциальной геометрии неевклидовых пространств и геометрии проективных пространств с вырожденными метриками. Занимая пост председателя комиссии Общественной палаты по вопросам профессионального образования г. Москвы, профессор также работает над улучшением методик преподавания математики – в частности, в условиях информатизации образования.

Темой занятия стала история формирования базовых принципов геометрической науки. На паре лицеисты сконцентрировались на обсуждении пятого постулата Евклида – важной аксиоме, которая легла в основу классической планиметрии. Сначала учащиеся обсудили с профессором труд Евклида «Начало», а затем оценили вклад в изучение пятого постулата математиков более позднего времени: Н.И. Лобачевского, К. Гаусса и Я. Бойяи.

 

Георгий Салахутдинов, 9ФМ

Очень часто набор тем, который дается в учебниках, заинтересованному в математике человеку кажется стандартным, ориентированным на широкие массы учащихся. На личных встречах с математиками такое ограничение пропадает, и авторы этих же учебников могут рассказать намного больше, упомянуть то, о чем не было написано в книге.

На занятии с Сергеем Левоновичем я вновь убедился в многогранности математического мира и важнейшей роли частного случая. И проблема Пятого постулата Евклида наглядно это символизирует. Когда в ходе доказательства Пятого постулата Лобачевский не нашел опоры в действующей системе правил, он рискнул допустить, что существуют другие правила, и это изменило взгляды научного сообщества на геометрию, послужило стимулом к изучению неевклидовой геометрии.

Встречи, подобные той, которая прошла на этой неделе в Лицее, заставляют задуматься: а какие ещё из изучаемых сегодня «очевидных» аксиом на самом деле представляют собой всего лишь частный случай иной математической реальности, в которой они могут быть нарушены?

«Математический коллоквиум» – одна из составляющих учебного процесса на направлении «Математика», в рамках которой лицеисты узнают о самых нетривиальных гранях полюбившегося им предмета из уст профессиональных математиков. Тематика встреч охватывает различные области: от исторических аспектов изучения науки до главных математических дилемм столетия. По словам руководителя направления Дениса Сергеевича Чистякова, такие встречи являются эффективным инструментом повышения образовательных результатов на программе.

Денис Сергеевич Чистяков, руководитель направления «Математика»

Наши гости – это увлеченные люди, которые могут интересно, доступно и понятно рассказать об интересующем лично их математическом сюжете. Они готовы посвящать математике все свое время, она для них – хобби и работа. 

Для лицеистов «Математический коллоквиум» – еще одна возможность определиться со сферой деятельности в будущем. Уже сейчас у нас учатся ребята, мечтающие связать свою жизнь с наукой, поэтому для них коллоквиумы вдвойне полезны.

 

Текст: Дарья Дячок