• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Лицей НИУ ВШЭ

Сотрудничество и взаимоуважение, независимо от возраста и статуса

«Мы действительно хотим помогать другим людям»: новые лицейские проекты рассказали о себе

Лицей – открытое пространство для создания качественных проектов. Ежегодно лицеисты придумывают, развивают и реализуют идеи, и 2020 – не исключение. Мы спросили представителей «Внешнего волонтёрства», Teen Tutors и «451 градуса дружбы» – трёх новых благотворительных проектов – о том, чем они занимаются и кого ждут в команду.

«Мы действительно хотим помогать другим людям»: новые лицейские проекты рассказали о себе

Архив «Внешнего Волонтёрства»

Внешнее Волонтёрство

Идея проекта: лицейские волонтёры участвуют в мероприятиях, не относящихся к Лицею и Вышке, – ярмарках, фестивалях, праздниках и конференциях.

Главное отличие «Внешнего Волонтёрства» от «Ассоциации Волонтёров» – именно в ориентации на внешние события, никак не связанные с подразделениями Вышки.

Анастасия Конкина, 11 класс, направление «Юриспруденция», руководитель проекта

На Новый год я, Мария Александровна Редчиц и несколько девочек из Лицея проводили сбор приятных мелочей и средств для хосписа «Вера». Небольшая ярмарка с угощениями и позитивный настрой сделали своё дело: мы еле довезли подарки до центра – так много их было. Идея создания отдельного волонтёрского проекта обсуждалась нами и до сбора, но тогда я ей загорелась и решила, что стоит попробовать. Спустя неделю мы с Марией Александровной и Кристиной Демидовой, методистом Лицея, встретились для первого обсуждения.

Проект стартовал во время карантина, когда массовые оффлайн-мероприятия были запрещены. Тогда по предложению знакомых волонтёры решили поработать с людьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в онлайн-формате. Со временем эта инициатива переросла в отдельный проект, которому «Внешнее Волонтёрство» помогло построить эффективную систему управления и проработать медийную политику. Сейчас «451 градус дружбы» развивается самостоятельно, хотя некоторые лицеисты продолжают совмещать участие в общегородских мероприятиях с онлайн-занятиями. Похожая история произошла и с Teen Tutors, который тоже вышел «из-под крыла» «Внешнего Волонтёрства».

Но, помогая развиваться новым проектам, волонтёры выполняли и внутренние задачи. 22 августа 2020 года они впервые поучаствовали в масштабном выездном мероприятии, – фестивале «Традиция» на территории усадьбы Захарово.

Об особенностях работы

Проект начал работу недавно, поэтому действующие участники берут на себя много обязанностей: ведение соцсетей, распространение плакатов в зданиях Лицея, составление таблиц, списков и другие организационные задачи. Помимо этого, команда активно занимается поиском новых мероприятий и продумывает концепцию дальнейшей работы.

Анастасия Конкина, 11 класс, направление «Юриспруденция», руководитель проекта

Зачастую мне задают вопрос: «Каким должен быть волонтёр? Смогу ли я стать им, приносить реальную пользу?». Однозначного ответа нет, место найдётся каждому: и общительному лицеисту-душе компании, и собранному, серьёзному человеку. Именно об этом наш проект: все мы объединены желанием сделать доброе дело и хорошо провести время. Отбирать людей в проект мы тоже будем по этому принципу, без обязательных заданий или собеседований. Скорее всего, это будет регистрация к каждому конкретному мероприятию. Важно отметить: участников выбираю не я, а организаторы фестиваля. Единственное, что «ВВ» не приветствует – легкомысленное отношение: если лицеист без причины подведёт команду, на следующее мероприятие он может не попасть.

 

Планы на будущее

Анастасия Конкина, 11 класс, направление «Юриспруденция», руководитель проекта

В последние дни я много думала над концептом проекта, перспективами и задачами и пришла к выводу: необходимо разделить функционал участия в фестивалях и помощи другим проектам. «Внешнее Волонтёрство» возьмёт на себя первую функцию. А поддержку лицейским объединениям будет оказывать новый, ещё не созданный проект.

Совет новичкам

Анастасия Конкина, 11 класс, направление «Юриспруденция», руководитель проекта

Участие в мероприятиях в рамках «Внешнего Волонтёрства» – прекрасная возможность развить социальные навыки, обрести уверенность в себе и просто хорошо провести время. Сомнения в сторону — вступай во «Внешнее Волонтёрство»!

Фестиваль «Традиция»
Фестиваль «Традиция»
Архив «Внешнего Волонтёрства»

Teen Tutors

Несмотря на все очевидные минусы самоизоляции, для школьников, оказавшихся в нестандартных условиях, она стала отличной мотивацией генерировать идеи. В мае 2020 года из-за однообразия онлайн-активностей и нехватки общения лицеисты решили проводить время дома с пользой, учиться, обучая других в Teen Tutors.

Идея проекта: лицеисты, хорошо разбирающиеся в предмете, бесплатно проводят онлайн-занятия с мотивированными старшеклассниками из регионов.

Диана Яшина, 11 класс, направление «Психология», преподавала биологию

Мне понравилась идея проекта, ведь его суть заключается в том, что мы бесплатно помогаем другим школьникам подтянуть знания. Поэтому я решила, что даже летом не хочу отдаляться от Лицея, и вступила в ряды юных репетиторов.

В тестовом режиме лицеисты-репетиторы начали вести занятия в июне и после удачного опыта активно преподавали в онлайне следующие два месяца.

Стаститика за июль-август 2020

 

Об особенностях работы

Евгения Кузнецова, 11 класс, направление «Математика», руководитель проекта

Я побывала по обе стороны баррикад: летом я занималась с учеником, в то же время на мне были обязанности руководителя. Как репетитор ты готовишь материал, проводишь занятия, проверяешь домашние задания, пытаешься понять, что человек усвоил, а что – нет. Как руководитель ты организовываешь работу всей системы, следишь, чтобы ученики и репетиторы вовремя связывались, чтобы не возникало конфликтов, а если они возникают – их быстро разрешали, чтобы всем участникам процесса было комфортно.

Диана Яшина, 11 класс, направление «Психология», преподавала биологию

Самая большая трудность для меня – это подготовка к урокам. Она занимала много времени, надо было отобрать материал, подготовить красочную презентацию и сделать тест для проверки знаний. После занятий я всегда чувствовала себя усталой, потому что выкладывалась на уроках, но при этом была счастлива. Ведь я помогала ученице, видела, что её результаты улучшались, она стала лучше разбираться в предмете – это для меня было главным. Мне помогала и поддержка ученицы: она слушала меня, даже если я запиналась или посматривала в конспект. Она благодарила меня за каждый урок – это придавало сил работать дальше.

Планы на будущее

Teen Tutors планирует расширять географию учеников и надеется привлечь финансирование с помощью грантовых программ: деньги нужны, чтобы учебные материалы хранились в максимально комфортном для всех формате – например, на хранилище в облаке, и чтобы занятия не прерывались из-за временного ограничения бесплатной версии Zoom. Но основная цель проекта сейчас – привлекать новых волонтёров-лицеистов, готовых делиться знаниями.

Евгения Кузнецова, 11 класс, направление «Математика», руководитель проекта

Нам нужны люди, которые любят свой предмет и хорошо в нём разбираются, а также готовы доступно объяснять и учиться новому. Ни у кого из нас практически нет опыта преподавания, но когда ты вливаешься в процесс, начинаешь осознавать многие тонкости. Проект подойдёт тем, кому интересно попробовать себя в этой сфере, – и ничего страшного, если не получится. Мы относимся к этому с абсолютным пониманием, мы к этому готовы.

 

Совет новичкм

Диана Яшина, 11 класс, направление «Психология», преподавала биологию

Узнайте цели вашего подопечного и создайте на основе этого план занятий. Это поможет сориентироваться. И главное: рассчитывайте свои силы!

451 градус дружбы

Идея проекта: волонтёры-лицеисты проводят регулярные занятия с детьми и взрослыми с ОВЗ, помогая им осваивать новые навыки и оказывая моральную поддержку.

Александр Шапошников, 11 класс, направление «Экономика и социальные науки», руководитель проекта

Проект стартовал в апреле прошлого учебного года. Мы понимали, что действительно хотим помогать другим людям. Не просто абстрактно помогать, а понимать, что наша помощь выражается в конкретных практических результатах, прямо влияющих на жизнь ребят. Мы начали искать возможности реализации этой концепции в онлайн-формате из-за эпидемиологической обстановки и вышли на молодёжное объединение «Мастерская Светоч», с которым сотрудничаем по сей день.

Юлия Ябчанка, 11 класс, направление «Гуманитарные науки», участница проекта

Работа с людьми с ОВЗ – это интересно, это новый опыт, это то, к чему нельзя подготовиться.

Важная цель, которую ставит себе команда, – это регулярность встреч и постоянная коммуникация волонтёров с подопечными. Именно системность занятий помогает достичь видимых результатов.

Александр Шапошников, 11 класс, направление «Экономика и социальные науки», руководитель проекта

Именно регулярностью мы во многом и отличаемся от других проектов: у нас не бывает каникул, мы не пропадаем на недели, мы – постоянны, а наш результат – реален.

Об особенностях работы

Юлия Ябчанка, 11 класс, направление «Гуманитарные науки», участница проекта

К каждой встрече мы придумываем игры, занятия, песни, потому что простое общение, которое длится дольше получаса, тяжело даётся ребятам. Мы всегда работаем в группах: важно заранее распределить задачи. Ещё нужно понимать, как завоевать внимание и удержать его. Быть готовым ко всему невозможно, но мы примерно осознаем, что будет происходить на встрече.

Ощущение успеха или неудачи зависит от настроения ребят во время встречи и после того, как они расходятся. Чаще всего организатору прилетает довольно много сообщений со словами «Спасибо», «Это нам нравится», «Нам это интересно». Но если вдруг во время встречи кто-то начинает отвлекаться, рассеивает внимание, не сдерживает эмоции – ощущаешь, что ты что-то сделал не так, что надо улучшать результат, надо работать. Однако это и подстёгивает.

 

Планы на будущее

«451 градус дружбы» продумывает новые форматы коммуникации и мероприятий. Ещё в планах –  активное расширение в рамках сотрудничества с несколькими психоневрологическими интернатами. Проект ждёт новых участников в команду.

Александр Шапошников, 11 класс, направление «Экономика и социальные науки», руководитель проекта

Нам нужен большой штат волонтёров, обладающих совершенно разными навыками и умениями. Нам пригодятся волонтёры для информационной (ведение социальных сетей и информационное освещение), событийной (для мероприятий), творческой (фотографы, художники) и организационной составляющих проекта. Нам нужны люди, готовые безвозмездно помогать другим и быть включёнными в работу: мы будем проводить достаточно строгий отбор для волонтёров с этой точки зрения. Нам нужны ответственные и самоотверженные ребята, готовые отдать частичку своего времени. Главное – не бояться и просто поучаствовать в тестовом режиме, попробовав свои силы.

Совет новичкам

Юлия Ябчанка, 11 класс, направление «Гуманитарные науки», участница проекта

Самое главное для новых участников проекта – это осознавать, что личный контакт с ребятами не нужен, потому что, к сожалению, они слишком быстро привязываются. Они очень интересные, очень креативные, у них много хобби, с ними есть о чём поговорить, но всегда нужно осознавать, что это люди, к которым нужен особый подход.