• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Меню

Лицей НИУ ВШЭ

Сотрудничество и взаимоуважение, независимо от возраста и статуса

Архитектура школы глазами школьников

13-15 сентября в Москве прошла международная образовательная конференция EdCrunch по новым образовательным технологиям. Программа оказалась чрезвычайно насыщенной и разнообразной — от онлайн-курсов до геймификации в образовании, от коучинга до образовательных стартапов. Среди выступающих — ректоры и эксперты ведущих вузов России, основатели платформ Coursera и edX, разработчики Minecraft, дизайнерские команды из Финляндии, Дании, Великобритании, лучшие школы дизайна России.

Учащиеся 11 класса  лицея направления «Дизайн» были приглашены принять участие в работе трека «Архитектура и дизайн образовательных пространств» в качестве участников деловой игры «Реконструкция московских школ». В течение двух дней им предстояло оформить свой взгляд на то, как должна быть устроена современная школа, и представить это видение на экспертной сессии перед специалистами в архитектуре и образовании. Школьникам было предложено две задачи: одной команде учащихся спроектировать абсолютно новую школу, а другой — провести реконструкцию существующего здания школы или его фрагмента. В течение этих двух дней школьники сами распределяли своё время и задачи, не только занимаясь проектом, но и посещая презентации профессиональных студий.

По итогам двух дней команды провели презентацию своих проектов для широкой аудитории. Эксперты высоко оценили работы лицеистов, отметив совершенно не школьный уровень проработки и широту взгляда на поставленную проблему.


Елена Аралова, руководитель российского офиса компании Martela, Финляндия:

«Мы неоднократно пробовали работать со школьниками, предлагая им нарисовать, спроектировать школу мечты. Обычно это занятие заканчивалось плачевно. Нормы, стандарты, торги — дети хорошо владеют информацией об «ограничениях», накладываемых на те или иные интерьерные решения, поэтому все предложения обычно находятся в поле предсказуемых, стереотипных зарисовок. Этот феномен не нашел своего подтверждения в случае с лицеистами ВШЭ. Проекты ребят получились свободными, яркими и креативными.

Нравятся помещения, выбранные для ре-конструирования. Подборка умная, ничем не отличается, если бы эту работу делал профессиональный архитектор. Внятная логика построения пространства. Качество исполнений иллюстраций блестящее. Импонирует убедительная аргументация в ходе презентаций решений.

За время выступления лицеистов не ушел НИ ОДИН слушатель, было несколько толковых вопросов — это говорит, что аудитория отнеслась к презентации детей с большим интересом.

Одним словом, работа была блестящей!»


Наталья Логутова, заместитель руководителя Школы дизайна НИУ ВШЭ:

«Для меня, в первую очередь, этот формат был интересен как возможность получить развернутый бриф на разработку пространства, идеально соответствующего ожиданиям детей. Безусловно, они — лишь одни из участников большого процесса постановки задачи на проектирование образовательных пространств. Но, как показала практика, в силу своего энтузиазма, незашоренности и открытости, ребята обозначили задачи, сильно выходящие за рамки их как потенциальной аудитории. И вот эта нацеленность на коммуникацию, на достижение компромисса интересов, на решение проблем для повышения комфорта всех — и самих учеников, и педагогов, и родителей, и близлежащего коммьюнити — очень важная для понимания философии будущих проектов вещь.

Проекты, представленные ребятами, действительно концептуально очень созвучны основным тенденциям развития образовательных пространств. Я бы даже сказала, не просто тенденциям, а передовым тенденциям.

И очень важно то, что при разных исходных условиях, в том числе, и в рамках жестких ограничений проекта по модернизации существующей школы, основным принципом представленных проектов было улучшение качества жизни, создание комфортной социальной среды, внимательной к разным возрастам, сценариям и особенностям поведения, мобильной и толерантной.

Отдельно хочу отметить блестящие навыки работы в команде, делегирования полномочий, способности разделить личные вкусовые предпочтения и глобальные общественные задачи, а также способности к мобилизации и отличные презентации. Браво и спасибо!»


Мария Кузьминых, учащаяся 11 класса, руководитель проекта новой школы:

«Сама конференция EdCrunch является пространством беспрерывного мозгового штурма. Здесь обсуждаются инновационные проекты в сфере образования, проводятся лекции, воркшопы, вследствие чего после окончания ты ещё долго находишься под влиянием этой атмосферы. Мы работали над нашим проектом фактически всего два дня.

Были и разногласия, и компромиссы, и даже незначительные ссоры. Я довольно сильно переживала насчёт оценки нашей концепции и идей, ведь как руководитель проекта я несла за сам проект и за свою команду ответственность. Начали мы чуть неуверенно, но это было совершенно новым форматом работы для нас всех.

Мы впервые представляли наш архитектурно-дизайнерский проект перед аудиторией состоявшихся людей в области образования, архитектуры и дизайна. Нам как учащимся важно было показать, что сами школьники представляют себе не только фантастические учебные заведения, но и способны определять существующие проблемы и решать их самостоятельно, вследствие чего важно отметить, что должно и нужно рассматривать в качестве заказчиков не только администрацию, преподавателей и родителей, но и самих учеников, которые большую часть своего времени проводят непосредственно в самом учебном заведении. Мне кажется, нам это удалось.

После презентации к нам подошло довольно большое количество участников конференции с тёплыми словами в адрес наших проектов. Это была лучшая награда — осознать, что мы сделали всё это не зря, что нас услышали и приняли во внимание. Спасибо организаторам конференции за предоставленную возможность выразить себя и поучаствовать в столь ответственном мероприятии.


Виктория Юрзинова, учащаяся 11 класса, руководитель проекта реконструкции:

«Я никогда раньше не сталкивалась с подобного рода мероприятиями и, тем более, не принимала сама в них участие. Меня действительно впечатлило то, что я увидела. Столько людей из разных стран, работающих в интересующей меня области, и каждый имеет какой-то свой опыт, свой подход. Так что для меня конференция стала отличной возможностью почувствовать профессию архитектора изнутри.

На мой взгляд, очень правильный подход организаторов в том, что они позвали нас, школьников, то есть по сути главных заказчиков любых проектов, связанных с изменением образовательной среды.

Что касается работы над проектом (мы занимались разработкой реконструкции здания нашего лицея), то могу сказать, хотя времени было очень мало и наша команда была немногочисленна, удалось придумать очень много. Все наши идеи даже не получилось вместить в положенные на презентацию 10 минут и удалось рассказать только о самом главном.

Нас, конечно, немного смущало то, что придется выступать на таком серьезном мероприятии перед большим количеством профессионалов.  Но как только мы оказались за одним столом с людьми, заинтересованными, так же, как и мы, в успехе и реализации представленных на конференции проектов, страх прошел.  Потому что ты понимаешь, что перед тобой сидят те, кто способен воплотить твои идеи в жизнь и, кроме того, дать тебе обратную связь к твоим задумкам, наработкам. Для нас это было важно и как для будущих дизайнеров, и как для школьников, которые хотят улучшить среду своего обитания.

Здорово было то, что выступающие после нас несколько раз ссылались на наши идеи и показывали похожие решения в своих проектах. Это было очень приятно, потому что говорило о том, что мы двигались в том же направлении, что и профессионалы своего дела.

В целом, могу сказать, что конференция помогла мне убедиться в том, что я не ошиблась с выбором области, в которой мне хотелось бы работать и развиваться, соответственно, четко осознать цель, к которой мне нужно двигаться, а именно, принять участие в таком мероприятии уже в качестве состоявшегося архитектора».


Поздравляем наших лицеистов с получением нового опыта и надеемся, что их проекты однажды будут реализованы в пространстве зданий Лицея!

На конференции EdCrunch лицей был представлен следующими учащимися 11 класса: Мария Кузьминых, Мария Бурда, Анна Буяльская, Настасья Дубовицкая, Оксана Ермакова, Нилуфер Мусаева, Арина Олейник, Виктория Юрзинова, Полина Ермилова, Ирина Лабутина, Руслан Гребениченко.

Автор текста — куратор 11 класса направления «Дизайн», заместитель директора лицея по развитию Рустам Байбурин

За фотографии благодарим участника конференции EdCrunch, организатора трека «Архитектура и дизайн школ» компанию Martela.