• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Лицей НИУ ВШЭ

Сотрудничество и взаимоуважение, независимо от возраста и статуса

Следствие ведут на Колобовском

Каждый год в один из первых дней осени новоиспечённый вышкинский лицеист открывает для себя новое здание лицея в уютных переулках центра Москвы. Особенно же насыщенной получилась программа, предложенная десятиклассникам в здании на Колобовском переулке.

Чего может ожидать десятиклассник от первых дней сентября? Традиционной линейки с сентиментальными песнями про школу, морем цветов для учителей и… начала регулярных занятий в классах? Если ожидания десятиклассников лицея были такими же, то они совершенно не оправдались. Каждый год в один из первых дней осени новоиспечённый вышкинский лицеист открывает для себя новое здание лицея в уютных переулках центра Москвы – Большом Харитоньевском, Лялином и Колобовском.

А вместе со зданиями – и новый для него мир лицея со всеми его отличительными особенностями, направлениями подготовки и характерными «фишками»: творческими организациями и клубами по интересам, исследовательской работой и проектной деятельностью, лекционной и игровой формами проведения занятий.

Особенно же насыщенной получилась программа, предложенная десятиклассникам в здании на Колобовском переулке: детективные игры с самыми разными сценариями здесь перемежались с интерактивными лекциями на нестандартные темы и семинарами в форме интеллектуальных игр. А цель у всего этого была одна: познакомить ребят с исследовательской деятельностью и дать им возможность задуматься о том, как они мыслят, говорят и рассуждают. 

Ещё в мае преподаватели лицея из исследовательской группы озаботились содержанием сентябрьской установочной недели для десятиклассников. За лето были разработаны семь сценариев игр с детективным сюжетом, призванных познакомить лицеистов с особенностями исследовательской деятельности: ведь расследование запутанного дела очень похоже на исследование. Но придумать – это одно, а вот воплотить в жизнь – совсем другое.

И тут на помощь пришли волонтёры из числа одиннадцатиклассников лицея. Более полусотни юношей и девушек с конца августа принялись готовить игры: учить роли, репетировать сценки, искать реквизит, превращать обычные школьные классы в игровое пространство. Их энтузиазмом можно только восхищаться, а таланту – рукоплескать: вряд ли кому-то из них раньше доводилось преображаться в актрису провинциального театра, играющую роль Татьяны Лариной, или, покрыв голову красивым платком, превращаться в царёву служанку из Иерусалима X века до нашей эры и общаться со всеми исключительно стихами из ветхозаветной «Песни песней». А параллельно с подготовкой детективных игр преподаватели теории познания и востоковедения продумывали содержание интерактивных лекций и игровых семинаров, призванных помочь юным детективам отвлечься от их расследований и взглянуть на процесс собственного мышления под новым углом.

И вот – пришедший в один из первых дней сентября в здание лицея на Колобовском десятиклассник получал «бегунок», в соответствии с которым он либо сначала шёл слушать лекцию и закреплять её на игровом семинаре, а после обеда попадал в самую гущу событий детективной игры, либо же всё происходило с точностью наоборот. В любом случае наш десятиклассник получал полный набор совершенно новых для него впечатлений.

Действительно, каково это – зайти в обычный, казалось бы, школьный класс и, услышав шум прибоя, узнать, что ты на ближайшие два часа не лицеист вовсе, а археолог, раскапывавший Трою, но из-за паранормального явления попавший во времена её осады, чтобы помочь принимающим тебя за бога древним грекам найти пропавший скипетр их царя? Или каково на некоторое время стать специалистом по происшествиям на авиатранспорте, расследующим в аэропорту Эр-Рияда причины, которые могли повлечь за собой грандиозную авиакатастрофу, и в процессе расследования беседовать с пресс-секретарями арабских шейхов и пресс-атташе МИДов ближневосточных стран?

А пришедшие по своим «бегункам» в актовый зал здания на Колобовском десятиклассники вместо лекции со скучной, на первой взгляд, темой – «Свобода и ответственность» или совершенно непонятной – «Иконические метафоры» оказывались свидетелями выступления преподавателей лицея в жанре «философский стендап». И активно дискутировали с ними и со своими сверстниками о том реальном опыте, который у них уже есть и который им предстоит приобрести в лицее, или о метафорах, зашифрованных в картинах художников Востока и Запада.

После лекции ребят ждали семинары в форме разбора кейсов на животрепещущую тему господства и рабства, а также в виде игр в метафоры и ассоциации. Если вы можете себе представить, каким персонажем была бы столица Испании Мадрид в романе «Война и мир» или догадаться по ассоциации «запах земли после дождя», что речь идёт о поэте Сергее Есенине, то вы наверняка и есть десятиклассник лицея НИУ ВШЭ, побывавший в первые дни сентября в здании на Колобовском.


Автор идеи «Расследование – это исследование»: Моручков Иван Александрович

Преподаватели-организаторы:

Шаповал Светлана Анатольевна
Шибалина Дарья Валерьевна
Апанасенко Юлия Викторовна
Копылова Анастасия Олеговна
Шалаева Анастасия Владимировна
Шабат Наталья Алексеевна
Немзер Мария Андреевна
Красинец Алексей Валентинович
Адильбаев Тимур Шарибаевич
Баринов Сергей Леонидович
Гиринский Александр Андреевич
Моручков Антон Александрович

Волонтёры:

Шиловская Анастасия
Текеева Лейла
Кирдянкина Полина
Комолова Лидия
Потемкин Кирилл
Сайкин Станислав
Овсянникова Юлия
Корольков Михаил
Романенко Вероника
Лаут Андрей
Слинько Анастасия
Солянова Мария
Федорова Мария
Рудакова Екатерина
Гордиенко Ольга
Порвина Полина
Бурзаева Александра
Вайцеховская Ксения
Горегляд Анастасия
Каменщик Татьяна
Лаврова Наталья
Мусакаева Эльмира
Рабинович Илья
Савина Кира
Гордеева Елизавета
Авласенко Юлия
Сасова Кристина
Иванова Елизавета
Шаронова Анна
Матвеева Надежда
Саутин Василий
Костыков Виктор
Аверьянов Ростислав
Потапов Максим
Корнеева Юлия
Сергеева Екатерина
Шокорова Дарья
Левина Александра
Рыбальченко Анастасия
Ткаченко Дарья
Витинг София
Юсуфов Пулодджон
Носкова Регина
Багирова Алина
Чакар Антон
Сновский Александр
Барсукова Мария
Кондаков Николай
Шмелева Мария
Хайновская Полина
Верховский Евгений
Кулагина Ксения
Рыженко Иван
Ребров Никита


Автор материала — Тимур Адильбаев, преподаватель лицея