Интервью с Федором Борисовичем Успенским: «Когда что-то любишь, многие трудности отпадают и отшелушиваются сами собой»

Я счастливым образом рассказываю только про то, чем я занимаюсь, поэтому я в очередной раз посвятил выступление тому, что меня самого живо интересует и не покидает, не покидает моего рабочего стола. Я уже довольно давно занимаюсь Средневековым имянаречением в том или ином виде, и мне казалось, что молодым слушателям, во-первых, полезно что-то рассказать о древнерусской истории, а во-вторых, имя как таковое, феномен имени и имянаречения, это, как ни странно, то, что объединяет слушателей самых разных профилей, интересов и специальностей. Имя интересует более-менее всех — кого-то больше, кого-то меньше.
Не существует человеческой цивилизации или человеческого социума, где нет имён. Имя — это базовый феномен, с которым имеют дело так или иначе все.
Нисколько не потеряла. Наоборот, актуальность только нарастает. Возможно, меньше публикаций на этот счет за последние годы, но это не значит, что тема ослабела и потеряла свой смысл. Такой вот символический язык власти — это, на мой взгляд, едва ли не самое интересное, что есть в исследованиях Средневековья. Не единственное, не надо все к этому сводить — это просто опасно. Существует масса других феноменов в Средневековье, которыми необходимо совершенно заниматься. Но в моей перспективе, с моей колокольни, это один из самых интересных аспектов Средневековья, будь то западного Средневековья, будь то русского Средневековья. И тут, конечно, успехи и возможности несопоставимы, потому что символический мир западного Средневековья мы знаем в чем-то гораздо лучше, чем символический мир древнерусского князя. Тут мы больше должны прибегать к реконструкции и к домысливанию, но тем интереснее этим заниматься, в том числе и сопоставляя с тем, что мы знаем благодаря трудам западных медиаевистов.
Мне кажется, когда интересно и когда что-то любишь, то многие трудности отпадают и отшелушиваются сами собой. Но вообще, медиевистика и занятия Средними веками — это, конечно, ровно та область, где не должно быть разделения на историю и филологию. Здесь история и филология существуют в симбиозе; необходимо стремиться к междисциплинарности и учитывать достижения и археологов, и искусствоведов, и историков, если ты филолог, и наоборот, если ты историк, то совершенно необходимо учить языки, читать древние мертвые языки, читать источники, желательно в подлиннике. Все это абсолютно необходимо.
И мне кажется, что многие трудности и проблемы снимает живой интерес к тому делу, которым ты занимаешься. Он заставляет двигаться поверх барьеров.
Благодарим Фёдора Борисовича за интереснейшую тему встречи, а также преподавателей истории Я.В. Лозового и Г.Г. Донского за подготовку материала!