• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Анализ данных. Сильные стороны


Самое популярное

Определение самых популярных сильных сторон по мнению каждой группы дало представление об общей картине с повторяющимися темами (см. таблицы). Учёт сил, вошедших в первую десятку, позволяет оценить сложившуюся картину при первом рассмотрении. Более подробный анализ будет основан на Топ-5 (см. Прим. 1).

В трёх и более группах важным и удачным считается акцент на академической тематике – это не только академический формат написания исследовательской работы (10 класс, 11 класс, кафедра) и начало академической карьеры (преподаватели), но и опыт проектирования, необходимый в студенческой жизни (10 класс), а также исследовательское и проектное мышление как основа исследовательской и проектной деятельности в будущем (родители).

Во второй и третий блоки вошли сильные стороны, связанные с самостоятельностью и свободой: самоорганизация и самостоятельное планирование (10 класс, родители), свобода выбора темы, области и др. в работе (10 класс, 11 класс, родители). Силы на эту тему также имели высокую интенсивность у преподавателей и вошли в первую десятку.

В отличие от перечисленных содержательно-идейных блоков четвёртый связан с организацией работы в Лицее и относится к информированию в сети и публикуемым материалам (11 класс, кафедра, преподаватели).

Все четыре блока составляли большую часть обсуждений сильных сторон на очных встречах. Но и другие темы голосовавшие посчитали важными, и они вошли в самые популярные. Работа, направленная на развитие исследовательских и проектных умений и компетентностей (кафедра, родители); новый опыт (10 класс, родители); обращение к своим интересам(10 класс, родители) и др.  

Интересны уникальные пожелания или силы, которые получили высокую интенсивность в отдельных группах. Так, 11 класс отмечает, что ИВР стабилизирует рейтинг, а 10 класс – что ИВР даёт новые знакомства. Кафедре важно и видится удачным то, как организованы защиты, тогда как преподаватели делают упор на предпрофессиональной пробе и модели взрослой деятельности, а родители - на индивидуальной результативной работе. Эти силы в разной степени перекликаются и с четырьмя основными блоками (академическая тематика, самостоятельность, свобода выбора, информирование). Похожим образом перекликаются ещё две уникальные сильные стороны: возможность участия во внешних конкурсах (11 класс) и экспертное оценивание (кафедра).

Соотнесение сил

Более подробное рассмотрение сильных сторон в рамках метода становится возможным при сопоставлении 5 самых популярных сил каждой группы всем силам из списков других групп. Так можно определить, насколько интенсивно лидирующие силы отражены во мнении других групп, и говорить об общелицейском взгляде на тему индивидуальных исследований и проектов лицеистов. Дополнения нюансами от других групп также помогают раскрыть смысл сильной стороны для Лицея или акценты внутри разных групп.

Для каждой силы из списка Топ-5 одной группы рассматривались похожие формулировки и идеи других групп. Если силе соответствовали несколько похожих сил другой группы актёров, то интенсивности таких сил суммировались.

Необходимо учитывать, что у участников голосования было только три голоса на списки из 35-41 сильных сторон. Поэтому то, что выглядит совершенно не важным на фоне сравнения с другими группами, не обязательно таковым является. 

Результирующие графики 

1. Из популярных у 10-классников сильных сторон три находят большую поддержку у других групп. В случае с силой Готовит и помогает в будущем это связано и с широкой формулировкой (участники встречи говорили о том, что для них неразделим опыт, который они получают и как будущие студенты, и как будущие профессионалы1). Для 11-классников «будущее» находит преимущественно отражение в их деятельности как студентов и авторов курсовых работ. У кафедры и родителей появляется понятие компетентностей, и преподавателям важно развитие отдельных полезных умений. Преподаватели и родители смещают для себя акцент с исключительно академических и общеразвивающих элементов на профессиональную деятельность и будущее общение в её рамках. Родители не отмечают роль академического формата, зато им важны специфические детали, касающиеся не только исследований (как, например, у преподавателей), но и проектов. Поэтому для групп преподавателей и родителей суммарная интенсивность данной силы получается очень высокой.

Относящиеся к академическому будущему силы есть в каждой группе, и акценты и интенсивности расставлены тем же образом (см. Прим. 3). Это Академический формат в исследовании как помощь в будущем у 11 класса, Академическое письмо (как формат) у кафедры, Вступление в академическую карьеру у преподавателей, и у родителей - Опыт исследовательской деятельности и Формирование проектного и исследовательского мышления.

Пример 1
Силы 10 класс

2. Следующая сила от 10 класса - Опыт в самоорганизации. Похожие смысловые компоненты представлены среди большого набора сил всех групп. Практически таким же по значимости, как 10-классники, этот опыт видят 11-классники, упоминая инициативность лицеистов, возможность поменять тему, но в первую очередь чёткие дедлайны, позволяющие работать самостоятельно. Меньшая интенсивность силы наблюдается в группе преподавателей, которые подчёркивают опыт изменения решений по ходу и важность свободного выбора консультанта. Это является частью модели сопровождения ИВР в Лицее и отмечается и кафедрой. Родители определяют ещё больший вес этой силе, чем лицеисты, называя и голосуя за большее количество похожих компонентов: вновь учитываются особенность работы с проектами, а также мотивация к самостоятельности.

О похожем, но с иными акцентами звучит популярная у родителей сила - Умение самостоятельно планировать и организовывать свою работу. Акценты и интенсивности при сопоставлении этой силы между группами соответствуют предыдущему анализу.

3. Частично пересекающаяся с предыдущей по тематике сила Свобода в выборе темы вновь активно представлена у 11-классников, чуть меньше у преподавателей, ещё меньше у кафедры. Родители вновь с очень высокой интенсивностью называют релевантные компоненты. Помимо выбора темы важность имеет свобода в выборе области. Родители и 11-классники добавляют важность поиска и проверки своих интересов. Преподаватели и родители особенно дифференцируют силу: первые, к примеру, отмечают роль свободы в самоопределении, а вторые – в понимании, что тема, над которой начата работа, может оказаться не подходящей («не твоя»).

Эта же сила с расширением на выбор области входит в пятёрку самых популярных у 11-классников. Интенсивность силы для 10-классников высока: при подробном рассмотрении отмечаются важность обращения к своим интересам и пробы себя в новом. Уникально то, что 10-классники в этой связи упоминают НИПС.

Сила в группе родителей Самостоятельность + свобода выбора является объединением предыдущих и не включает в себя ничего нового, кроме, в силу более широкой формулировки, возможности консультации с кем угодно (10 класс). Так как речь во многом о свободе выбора, особенно высокая интенсивность похожих сильных сторон отмечается в группах лицеистов.

4. Из четырёх основных блоков сил, встречающихся во всех группах, остаётся рассмотреть то, что связано с информированием и организацией работы между этапами ИВР. 11 класс, например, выделяет Сайт, группу ВК, ИВРогид. Стоит отметить крайне низкую важность любых материалов онлайн и офлайн в группе родителей. У 10-классников информирующие материалы получают меньшую интенсивность, чем у 11-классников. Среди Топ-5 сил кафедры есть Действующий сайт. Преподаватели в своих обсуждениях не только отмечали полезность материалов, но и подразумевали под силой Понятные правила игры именно возможность получения исчерпывающей информации онлайн и офлайн. Так как данная сила сформулирована широко, к ней относятся иные компоненты по мнению других групп: понятность и чёткость критериев (10 и 11 классы), НИПС и модель информирования в принципе (кафедра), наличие и чёткость дедлайнов (11 класс, кафедра). В группе родителей интенсивность остаётся низкой, т.к. к слабо оценённым материалам сайта и ИВРогиду ничего не добавляется.

Чёткая система дедлайнов отмечена и как отдельная популярная сила 11-классниками, её интенсивность у 11 класса и у преподавателей сравнима. Наибольшее количество важных сильных сторон в этом отношении называют 10-классники, в том числе говоря о гибкости сроков. Кафедра уделяет мало внимания дедлайнам как силе, а родители подобные силы не упоминают.

Пример 2
Силы преподаватели


5.
Остаются более «точечные» силы в каждой из групп. Так, 11 класс проголосовал за силу У всего есть конец – даже у ИВР, подходящим описанием для которой являются выделенные 10-классниками силы Закалка характера и ИВР сплочает. В остальных группах сложно найти пересечения с такой формулировкой 11 класса, и эти три силы наиболее интенсивны именно у лицеистов. Но с закалкой характера можно соотнести ответственность лицеистов за процесс, что важно как 11 классу, так и кафедре (хотя с невысокой интенсивностью); а также столкновение с трудностями и возможность ошибок, которые подчёркивают родители, наряду с вовлечением в серьёзную деятельность.

Сила 10 класса Золотая жила для мемов, напротив, не находит выражения во мнении 11-классников; и не разделяется родителями. Преподаватели и кафедра, пусть с меньшей интенсивностью, чем 10-классники, выражают мнение, что ИВР – это общая тема для Лицея и даже его фишка.

Высокой интенсивностью обладает сила Наличие кафедры для самой кафедры, и находит сопоставимую поддержку у преподавателей в одной из основных сил этой группы – Энтузиазм кафедры заразителен. Связана с этим по теме только формулировка 10 класса о том, что Лицей готов помогать, - других пересечений с лицеистами и родителями нет. Чуть более интенсивно в других группах представлена другая важная для кафедры сила – Организация защит. Родители и преподаватели называют в этой связи свободное посещение защит друг друга, а 11-классники и преподаватели – процесс апелляции. Так как преподаватели добавляют видеозапись и умения, приобретаемые в ходе защит, в их группе эта сила имеет наибольший вес по сравнению с другими. 10-классники на этот счёт не высказываются. Зато наиболее активно 10-классники голосовали за компоненты, соотносимые с ещё одной силой от кафедры, - НИПС (наличие, формат). Они упоминают ведущих курса, его длительность и возможность смены темы и области. Родители практически не отмечают, а 11-классники совершенно не упоминают значимость курса, в то время как преподаватели согласны с кафедрой в оценке.

Только преподаватели вывели в самые популярные силы две, которые напрямую выражают связь с профессиональной деятельностью, но эта тема присутствует в силах всех групп. Предпрофессиональная проба как стимул обратиться к своим интересам и опробовать их на практике особенно высоко ценится 10-классниками и в намного меньшей степени 11-классниками. Об апробации себя в профессиональной области говорят родители, но с небольшой интенсивностью. Ещё с меньшей интенсивностью за то же голосовала кафедра. В силе Модель ИВР соответствует взрослой и профессиональной деятельности распределение интенсивностей иное. Здесь сопоставима значимость в группах преподавателей и 11-классников - последние отмечают серьёзную и ответственную работу, в которой необходимо проявлять инициативность. Кафедра уделяет компоненту ответственности небольшое значение. Не сильно от 11 класса отстают 10-классники, которые считают, что опыт ИВР поможет в профессии. Умения, которые пригодятся в профессиональной деятельности, наиболее внимательно рассмотрела группа родителей. Она же придаёт большое значение индивидуальной серьёзной деятельности. 

Специфическая на фоне других формулировка от группы родителей Навык индивидуальной работы перекликается с уже озвученными темами ответственности, мотивации и возможности продолжать работу над проектами и исследованиями в университете. Сопоставимую значимость эта тематика имеет для 11-классников, меньшую – для преподавателей, ещё меньшую – для кафедры.

Важно отметить, что некоторые силы выделялись и подчёркивались как таковые на моменте обсуждения, но не получали ни одного голоса при голосовании (число голосов было ограничено тремя). Например, 11 класс назвал 6 сил, отвечающих организации защит, но более важными и удачными посчитал другие. У кафедры есть 4 силы, связанных с академической культурой и карьерой, которым эта группа предпочла другие сильные стороны. Эти формулировки, не получившие ни одного голоса, дополняют общую картину.

Данные интервью

Участники двух отдельных интервью, не вовлечённые непосредственно в учебный процесс, также отметили, что исследовательская и проектная деятельность важна в жизни после школы. Лицеисты привыкают к университетской среде и задачам; умения нужны как при написании курсовых, так и при создании проектов, а также в принципе (например, постановка цели). Была отмечена важность творческой деятельности, о которой велась речь в отдельных группах на встречах. Один из интервьюируемых отметил как силу умение работать над ошибками по ходу деятельности, которое развивается в Лицее благодаря исследованиям и проектам. Как дополнительная сила, вытекающая из этой, была названа и возможность для Лицея работать над ошибками, потому что исследовательская и проектная деятельность лицеистов разными способами открывает то, что в Лицее требует развития. Другой интервьюируемый отметил как сильную сторону то, что проекты лицеистов делают много во благо Лицея с точки зрения содержательного развития и материального обеспечения.

Примечания

Примечание 1. В каждом случае применения метода решение о количестве анализируемых сильных сторон и пожеланий принимается отдельно, на основании их интенсивности и содержания. При рассмотрении общей ситуации в школе от каждой группы обычно отбирается 10 как самых популярных сильных сторон, так и самых популярных пожеланий.

Так как в Лицее анализировался лишь один тематический раздел, предполагалось, что подробно будет рассмотрено меньше 10 сил. При сравнении интенсивности самых популярных сил было решено остановиться на тех, интенсивность которых была бы не ниже 33%. Таких позиций было от 5 до 14 в разных группах. Так как минимальное число было 5, во всех группах были рассмотрены первые 5 позиций.

В одной группе на 5-й и на 6-й позициях находятся силы с одинаковой интенсивностью, и в соответствии с методологией была выбрана та из них, которая более выгодна с точки зрения анализа, а именно была похожа на озвученное в других группах. Так же было сделано с пожеланиями, которые имели одинаковую интенсивность и занимали позиции 10-11 в 4 группах. При сложном выборе учитывалось и пересечение с сильными сторонами.

Примечание 2. При анализе сильных сторон приходилось прибегать к интерпретациям формулировок. Происходило это на основании услышанного и задокументированного на очных встречах. В противном случае было бы невозможно сделать выводы о том, какие компоненты можно соотнести с такими силами, как «готовит и помогает в будущем» (10-классники посчитали правильным не разделять важность исследовательской и проектной деятельности в студенческой и профессиональной деятельности) или «понятные правила игры» (преподаватели рассуждали о важности информационных материалов и общедоступных ресуров).

Проблема такого подхода очевидна при голосовании, когда те, кто не присутствовал на встречах, могут понять под подобными формулировками иное. Вторая сложность заключается в том, что силы с широкой формулировкой при сравнении с другими соответствуют сразу нескольким, что мешает анализу. Поэтому в будущем на очных семинарах предлагается более последовательно уточнять и дробить поступающие формулировки.

При сопоставлении похожих сил сравнивались частичные пересечения (например, «свободный выбор научного консультанта» соотносится с «свободный выбор»); но понятия про разное не смешивались (например, «база студентов-консультантов на сайте» и «студенческое консультирование»).

Примечание 3. При сравнении между группами в данном случае остаётся то же ранжирование: наибольшая интенсивность у лицеистов (теперь у 10-классников), далее следуют родители, затем преподаватели и с очевидным отставанием кафедра. Примерно такая картина наблюдается всегда, когда силы в Топ-5 очевидно перекрещиваются. При этом важно рассмотреть ещё не озвученные нюансы, в данном случае – мнение 10-классников.

 


[1] То, что 10-классники, как и остальные группы, понимали под формулировками, следует из обсуждения на семинаре. См. Прим. 2.


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.