• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Гайд по исследовательской деятельности лицеиста


Индивидуальное исследование
– это возможность для любого лицеиста узнать что-то новое в процессе исследовательской деятельности. Не написать реферат, обратившись к знаниям авторов статей в Википедии. И не просто открыть для себя то, что давно известно специалистам в этой области. А использовать научный и творческий подход к получению знаний. 

Исследовательская деятельность многогранна и разнообразна, и вы можете переложить на неё любую сферу своих интересов, будь то музыка или спорт, лингвистика или финансы, компьютерные игры или кулинария. А опыт написания исследовательской работы пригодится вам в будущем, ведь в основе студенческой дипломной работы и даже кандидатской и докторской диссертаций лежит та же структура. В итоге одни плюсы: вы занимаетесь тем, что интересно лично вам; развиваете мозг и получаете ценный опыт; а – в идеальном случае – наука получает новые данные благодаря вашей работе.

Гайд касается и проведения исследования, и оформления его результатов. Он разделён на части об исследовательской деятельности как таковой и о написании соответствующей индивидуальной выпускной работы, отражающей ваше исследование.

Ход работы

Итак, вы проводите исследование! Сразу оговоримся, что это происходит не без определённой поддержки преподавателей – об этом подробно ниже. Обычно ход работы над любым исследованием выглядит определённым образом, и нужно:

1. Выбрать предмет/ направление исследования

2. Выбрать тему

3. Сформулировать ключевой вопрос

4. Определить, как и где собирать материал, а также выбрать метод

5. Спланировать процесс исследования и написания работы

6. Установить собственные дедлайны, которые позволят вовремя закончить работу

7. Провести исследование и зафиксировать результаты

При этом порядок следования этапов исследовательской деятельности часто именно такой, но далеко не всегда.

В Лицее существуют внешние дедлайны, напрямую связанные с этими моментами:

первый – выбор между исследованием и проектом в качестве формы индивидуальной выпускной работы;

второй - публикация плана-проспекта будущего исследования;

третий – предъявление литературного обзора и/или теоретической части работы;

четвёртый – представление финальной версии исследовательской работы. После чего проходит защита индивидуальных исследований.

Есть две волны защит: в ноябре и в феврале 11 класса для набора 2016 года; в мае 10 класса и в ноябре 11 класса для набора 2017 года. Вы можете выбирать между этими возможностями, но право представить работу в первой волне есть только у тех, кто вовремя сдаст планы-проспекты и обзоры литературы.

Актуальная информация о текущих дедлайнах обновляется на сайте https://school.hse.ru/nis/. Подробнее о том, что нужно сделать, чтобы пройти успешно все фазы, вы узнаете из этого гайда.

 

Выбор направления исследования

Часто даётся сложнее всего. Ведь вокруг столько интересного.

Исследуйте!

В первую очередь себя - задумайтесь, что для вас увлекательно, задайте себе вопрос, на который пока не знаете ответа.

Общайтесь с другими лицеистами и изучайте темы исследовательских работ прошлых лет, списки которых находятся на сайте по исследовательской деятельности в Лицее.

Читайте научные и научно-популярные ресурсы - некоторые ссылки приведены также на нашем сайте.

И посетите научно-исследовательские семинары, на которых происходит живое обсуждение всего, что связано с исследовательской деятельностью; где рассматривается то, что сейчас происходит в науке; где вы можете познакомиться со специалистами в определённых сферах и рассказать о своей работе им и другим лицеистам (подробнее о НИС и НИПС ниже).

Вам стоит обратить внимание на такие параметры, как 1) ваш собственный интерес; 2) важность вашей работы для других; 3) время, которое вы можете уделить исследованию. Можем только добавить, что ваши шансы провести хорошее исследование обычно возрастают, если у вас есть некоторый багаж знаний в той области, в которой вы проводите исследование. И не стоит взваливать на себя непомерные задачи. Помните о ключевом вопросе исследования – вам нужно найти на него ответ, а значит вовремя собрать данные и сделать выводы.

 

Тема исследования

Тема исследования не должна быть: а) слишком общей; б) уже достаточно изученной. Потому что новизна работы – ключ к её успеху.

Анекдот на эту тему гласит, что однажды Эйнштейн похвалил работу молодого ученого словами «много нового и интересного». Но через секунду добавил: «Правда, новое не интересно, а интересное не ново».

«Новое не интересно» – когда самостоятельного исследования нет совсем (а значит, нет и нового). «История развития субкультуры скинхедов» - тема, которая давно изучена и носит лишь описательный характер. В данном случае просто не может получиться настоящего самостоятельного исследования. То же можно сказать про работу с ключевым вопросом «Почему именно английский стал международным языком?».

«Интересное не ново» – когда исследователь изобретает велосипед, подает как новое то, что давно известно в науке. В такую ситуацию может попасть любой неопытный автор. Для того чтобы этого не случалось, и нужны специалисты, к которым можно обратиться: именно они должны подсказать, что тема уже была рассмотрена под углом, который вы предлагаете.

 

Отдельно о новизне. Уже понятно, что исследование ориентировано на успех, если его автор в нём заинтересован и рассматривает вопрос, который может быть интересен публике. Нужно ли при этом предлагать что-то новое науке? В этом случае мы говорим о реальном исследовании, новаторском и полном. Или достаточно «открытий», которые лицеисты часто комментируют со словами «Я же узнаю что-то новое для себя», а на деле проводят так называемые квазиисследования с обзором и анализом литературы?

Мы считаем, что при вдумчивом подходе к выбору темы и формулировке ключевого вопроса можно проводить полноценные исследования и в старшей школе. И примеров тому в Лицее достаточно, пусть это и учебные исследования, часто небольшие, ведь они сильно ограничены по времени. Но качественный и глубокий обзор литературы по теме, включающий в себя, например, анализ и сопоставление методик разных авторов; повтор эксперимента; применение метода на новом материале и пр. и пр. - может также считаться успешным учебным исследованием. Новизна в данном случае сводится к самостоятельности исследователя. Такая работа не заслуживает рекомендации на конференцию, но достигает основных целей исследовательской деятельности в старших классах.

 

Что же можно делать, чтобы нащупать в интересующей вас области что-то актуальное и получить самостоятельное исследование? Обратите внимание на наши советы!

1. Сужайте, конкретизируйте тему.«Творчество Пушкина» не подойдёт.

Допустим, автора заинтересовала тема иррационального поведения в экономике. Но на вопрос «Что влияет на поведение потребителей, заставляя их действовать нерационально?» ответы в любой поисковой системе находятся моментально. Другое дело, когда после беседы с научным консультантом автор решает остановиться на факторах, которые только создают видимость иррационального поведения и задаётся вопросом «Какие факторы могут создавать видимость иррационального поведения покупателя, когда на самом деле он ведет себя рационально?». Получается очень конкретное исследование.

Сужение темы должно происходить за счет ограничения ее материалом, местом, временем и т.п. Приведём ещё примеры слишком широких тем, а вы подумайте, что с ними можно сделать: «Социальные функции современного искусства», «Способы воздействия на людей при помощи рекламы», «Конкурентоспособность России на мировом рынке», «Из книги в фильм: эстетика экранизации», «Искусство авангарда», «Массовая культура в современном мире: "За" и "Против"».

2. Посмотрите на проблему под другим углом.

Один лицеист хотел написать работу в области права и связать её с творчеством Ф.М. Достоевского. Изначально он собирался исследовать, «насколько глубоки были изменения в обществе в результате судебной реформы 1864», анализируя произведения Достоевского. Работа не только не претендовала на новизну, но и вызывала вопросы с точки зрения методологии. После обсуждения темы с преподавателями автор перестал фокусироваться просто на чтении и анализе конкретного произведения, но остался в рамках совмещения творчества Достоевского и правовых вопросов. Итоговая тема его работы: «Современная интерпретация романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" с точки зрения права»; а ключевой вопрос: «"Раскольников" в наши дни - кто он? ».

3. Предлагайте свою точку зрения и применяйте новые методы исследования.

Вам очень хочется исследовать взаимосвязь между состоянием человека и музыкой, которую он слушает. Но вам все упорно говорят, что тема «Психология в музыке» слишком обширна, и даже вопрос «Влияет ли музыка на ситуативные эмоциональные переживания человека?» не подходит, т.к. у науки уже есть определённый ответ на него.

Возможны варианты: 1. Предложите свою точку зрения, обосновав её в исследовании. Только помните, что ваши аргументы должны выдержать критику.  2. Рассмотрите эту проблему с точки зрения конкретного экспериментального метода и предложите результаты как подтверждение уже имеющихся у науки данных. Проведите новый эксперимент и обоснуйте его релевантность для этой области науки. В данном случае тема «Связь музыки и эмоционального состояния человека» и ключевой вопрос «Как музыка влияет на ситуативное эмоциональное переживание человека (диагностика с использованием цветового теста Люшера)?» будут началом для нового исследования. 3. Вы даже можете придумать новую методику исследования задачи!

 

И помните всё время, пока работаете над исследованием. Мало правильно выбрать и сформулировать тему. Надо отследить, чтобы само исследование соответствовало своему названию. Тема должна быть раскрыта, а выводы являться продолжением ключевого вопроса.Тут хорошим советом будет собирать материал, непосредственно относящийся к вашей теме, а не всё, что просто заинтересовало, - не нужно распыляться.

 

Ключевой вопрос

Постановка цели – самое важное при планировании исследования. От того, как вы сформулируете цель своей работы, будет зависеть её качество. Практически всегда цель исследования формулируется именно в форме вопроса. Однако в отдельных случаях можно предложить другие варианты, например, сформулировать гипотезу в утвердительном предложении.

Ключевой вопрос должен быть сфокусирован на конкретных аспектах выбранной темы. Обратим внимание на частую ошибку - если тема не сфокусирована (тип «Творчество Пушкина», см. выше), то, скорее всего, ключевой вопрос задать невозможно. Сужайте тему.

Пример частного случая. Тема работы: «Государственная пропаганда: способы и примеры. Как можно с ней бороться?». Уже из темы следует, что автор не определился, на чём именно он будет фокусироваться: на сути пропаганды или на борьбе с ней. К теме предлагаются сразу два ключевых вопроса: «Как много вокруг нас пропаганды? Как научиться выделять голые факты из множества новостей?». Каждый из этих вопросов и каждая из тем требуют собственного исследования! Более того, эти исследования должны быть в разных областях: вопрос «Как много вокруг нас пропаганды?» – это область социологическая или культурно-историческая, с применением статистики, а вопрос «Как научиться выделять голые факты из множества новостей?» относится к области когнитивистики, дидактики и т.п.

 

Некоторые лицеисты удивляются, что от них ожидают за короткий срок определиться как с темой, так и с ключевым вопросом исследования – и это ещё до начала проведения исследования и погружения в тему, которое у некоторых занимает достаточно много времени. Во-первых, напомним вам совет, который сэкономит много времени: проводите исследование в области, в которой у вас уже имеются некоторые знания. Во-вторых, и тема, и ключевой вопрос могут подвергаться некоторым изменениям. Ключевой вопрос может изменяться вместе с дрейфом темы: вы запланировали изучать что-то на каком-то материале, а этого в нём оказалось мало, и вам приходится расширить рамки темы. И, наоборот: по мере углубления в тему может оказаться, что рамки надо сузить, взять какой-то более частный аспект. То есть вы познакомились с материалом и внесли корректировки в первоначальные формулировки. Это нормально.

Наша общая рекомендация: тему можно корректировать, это даже приветствуется, если вы понимаете, что это пойдёт на пользу исследованию. Её также можно сменить в самом начале исследовательского пути (именно для этого утверждение тем и вопросов в Лицее проходит в два этапа). Но менять тему на полпути крайне не рекомендуется. Даже если вы разочаровались в теме, исследование стоит закончить, описать и защитить.

 

Кстати, именно поэтому первый этап работы над исследованием – выбор направления и формулирование темы и ключевого вопроса – так важен. Если тема слишком широкая/ слишком сложная/ тривиальная/ носит описательный характер, а ключевой вопрос давно изучен/ не связан с темой/ построен с нарушениями логики/ дублирует тему/ не является вопросом – хорошего самостоятельного исследования ни у кого не получится. И именно поэтому такое количество лицеистов на этапе утверждения тем получают рекомендацию доработать формулировки.

 

Планирование работы и написание плана-проспекта

Когда вы определились с тем, что будете исследовать, вы можете приниматься за написание исследовательской работы. А первым шагом в этом является планирование.

Советуем составить структурированный (Первое… второе… третье…) и развернутый (На первом этапе я делаю то-то, на втором… и т.д.) план своей работы. Хорошо к каждому этапу привязать свой собственный дедлайн и строго выдерживать его. Покажите первый вариант плана любому человеку, мнение которого уважаете, - чем больше вы будете обсуждать свою работу, чем больше вам будут задавать неприятные вопросы, тем лучше. Ответы на вопросы прояснят много.

 

В составлении плана вам поможет: 

Чтение литературы по теме. Избегайте излишне популярной литературы, но обращайте внимание на ссылки в конце. Там можно как раз найти хорошие книжки по теме. Если растеряетесь в океане литературы, ссылок, статей, выберете для начала хоть что-то подходящее по вашему мнению и обсудите это со своим научным консультантом. Приходить надо за конкретной консультацией.

Выделение более узких областей, которые  пересекаются с вашей проблематикой. На этом этапе надо обязательно ознакомиться со статьями узкой направленности по теме, обратить внимание на методики и терминологию, обязательно «пройтись» по ссылкам из этих статей. Тем самым вы окажетесь внутри темы, не будете изобретать велосипед, увидите место своей предполагаемой работы в выбранном контексте.

Анализ возможных методик исследования и выбор реализуемой. Одни и те же задачи можно решать разными методами (наблюдение, эксперимент, измерение, опрос, интервью, сравнение и пр.). Выберите тот, которым вы в принципе сможете воспользоваться. Если для работы по истории вам нужен оригинал древней летописи или для работы по биологии современное лабораторное оборудование, к которому у вас нет доступа, то нужно что-то изменить. Важно четко представлять, как вы будете получать данные, как будете проводить опросы. Кстати, любые социологические опросы или анкетирования потребуют консультаций со специалистами. В случае наблюдения за объектом или явлением сразу определитесь, на что вы будете обращать внимание, где и в какой форме фиксировать.  Все это  понадобится потом при описании методологии исследования.

Подбор материала. Источники текстовые или нетекстовые, базы данных, испытуемые, поле – у кого что, это зависит напрямую от задач исследования. Отдельно советуем сразу фиксировать полное название источников, которые потом войдут в список цитируемой литературы. И не забывать про библиотеки, электронные и не только.

Обдумывание анализа и выводов в работеЛучше заранее думать, как вы будете сопоставлять, анализировать, обрабатывать полученные данные, в какой форме собираетесь получить результаты. Если предполагаются количественные результаты, запишите какие. Проконсультируйтесь со специалистами. Если исследование предполагает сравнение текстов, зафиксируйте, какая их специфика будет важна для работы. Совершенно необходим критический анализ своих результатов: ограниченность ваших выводов, корректно ли получены данные, возможна ли проверка результата другими. Задумайтесь, можно ли будет продолжать работу в этом направлении.

Обсуждение деталей намеченного с научным сообществом. Да, это исключительно ваше исследование, и специалисты со стороны существенно в нём не участвуют. Однако обсуждать с ними спорные моменты и различные подходы к решению очень полезно. Поэтому представьте свои наброски на научно-исследовательском семинаре или научному консультанту, если он у вас есть. Отнеситесь максимально критично к своему плану. Если в процессе составления плана на какой-то вопрос (кроме ключевого) не получен ответ, надо думать. Например, если в работе об иллюминатах и Леонардо Да Винчи не выбрано исторических источников, то план не готов. Если в работе об эффективности источников поиска учебной информации не определена «эффективность», надо думать дальше.

 

Формальным завершением планирования явится план-проспект, который будет содержать ключевую информацию о будущем исследовании. Это короткое сообщение объемом не более 1000 знаков, в котором отражено:

·               тема;

·               ключевой вопрос;

·               гипотеза;

·               материал, по которому вы будете проводить исследование;

·               литература, к которой вы обращаетесь;

·               методика исследования;

·               задачи работы.

Примеры планов-проспектов вы можете найти на сайте по исследовательской деятельности Лицея.

 

Написание работы

Иногда возникает больше вопросов, которые касаются не того, как проводить исследование, прийти к поставленной цели, выполнить задачи, выбрать материал и пр. А как это всё представить и оформить. Именно поэтому мы написали отдельную памятку, которой посвящены последние страницы этого гайда. 

 

Представление работы

Защита исследовательских работ осуществляется на тематических конференциях. Во время защиты вам не нужно пересказывать свою работу. Будьте готовы кратко представить своё исследование и ответить на вопросы комиссии и других исследователей, пояснить свои выводы и привести дополнительные аргументы в их пользу, рассказать о ходе работы и решении проблем по ходу.

По результатам оценивания индивидуальных исследований лучшие работы рекомендуются для участия в конференциях и публикации в сборниках студенческих работ. У Лицея также есть своя конференция «Первая академическая ступень». Независимо от того, хотели бы вы в следующем году участвовать в ней докладчиком или нет, мы вам очень рекомендуем посетить слушателем её или защиты исследовательских работ одиннадцатиклассников. Примеры других работ, обмен опытом по проведению исследования, оформлению результатов и прочее, присутствие на обсуждении исследования – часто наталкивает на новые полезные мысли и поддерживает в ходе работы.

 

И это всё в одиночку?

Ни в коем случае! Конечно, каждый будет самостоятельным и независимым исследователем, и каждый напишет свою уникальную индивидуальную работу. Но помимо сайта, на котором вы можете найти справочные материалы; помимо преподавателей Лицея, которые готовы оказать вам научную поддержку, - в Лицее и в НИУ ВШЭ существуют научно-исследовательские семинары (НИС).

Один из таких семинаров работает в рамках Адаптации в Лицее в сентябре и октябре 10 класса. Он называется НИПС и посвящён не только исследовательской, но и проектной деятельности. Другие вы встретите на факультетских днях своего направления. Самое главное, что на семинаре вы можете обсуждать ход своего исследования не только с преподавателями, но и с другими лицеистами. А практика показывает, что это самое увлекательное, и именно здесь вы можете почувствовать себя в сообществе других исследователей и ощутить важность своего исследования для других.

Такие семинары помогут вам сориентироваться при выборе направления и темы исследования, найти научного консультанта, а также свободно общаться на тему своего исследования. Здесь, как и на конференции, можно слушать доклады и представлять что-то своё заинтересованной публике. НИС – это больше, чем кружок по интересам, но и то, что вы будете обсуждать интересующие вас вопросы с теми, кто ими так же увлечён, не может не поддержать.

Отметим также, что на сайте есть раздел часто задаваемых вопросов и форма для отправки своего личного вопроса рабочей группе Лицея по исследовательской деятельности.

 

Отдельно об организации

Как и в случае с отдельными предметами, некоторый организационный мониторинг вашей деятельности в отношении исследования будет выполнять куратор. Он напоминает о дедлайнах, наблюдает за тем, как вы их придерживаетесь, а также может сориентировать вас в научно-образовательном пространстве. Но в процесс исследования кураторы не вмешиваются.

Научного руководства как такового для проведения исследования в Лицее также не предусматривается, хотя есть возможность взаимодействия с научным консультантом. Но и научные консультанты, к которым вы будете обращаться, «помогать писать» работу не будут. Они консультируют вас по определённым вопросам, с которыми вы сами к ним приходите. Исследование проводится вами, работа пишется вами.

Поэтому так важно помнить, что проводимое вами исследование – это ваша индивидуальная работа. Есть очень много возможностей, которые поддержат вас в этом процессе, но основным организатором, как и субъектом, и автором – являетесь вы сами. 


Составитель Д.В. Шибалина

 

Примеры приведены из реальных работ учащихся Лицея НИУ ВШЭ, а также участников конференции «Языкознание для всех»

 

Литература

Шаповал С.А. О некоторых типичных ошибках авторов // Научно-практическая конференция «Языкознание для всех». Школьные исследования: теория и практика. – М.: МИОО, 2007. – С.25-36.

Рекомендации Британской и Восточноевропейской психологической группы (председатель Найджел Форман) // Вопросы психологии. – 1995.

Руководство по написанию расширенного эссе программы Международного бакалавриата // Extended Essay Guide. International Baccalaureate Organization. - Cardiff, 2007 (updated 2012).

Рабочие материалы Т.Ш. Адильбаева, С.Л. Баринова, А.В. Красинца, С.А. Шаповал, Д.В. Шибалиной - рабочей группы Лицея НИУ ВШЭ по исследовательской деятельности.




 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.