Метод фокус-групп
Как доказать, что ваш проект для кого-то актуален? Как разобраться в проблеме проекта лучше?
Фокус-группа – качественный метод сбора информации. Она представляет собой модерируемую дискуссию. Все члены этой дискуссии должны обладать сходными социально-демографическими характеристиками, установками или моделями поведения. Этот метод был разработан Робертом Мертоном в 1940-е годы в контексте исследования эффективности военной пропаганды [Merton, R.K., Fiske, M. & Kendall, P.A. (1956). The Focused Interview: A Manual of Problems and Procedures. Free Press].
Задачи
- Выявить модели, по которым происходит формирование мнений;
- Получить субъективную информацию (личное мнение, позиция, точка зрения, высказывание) от участников, чтобы:
- уточнить или проверить гипотезы,
- собрать предварительную информацию по теме исследования / проекта и дальнейшего его проектирования.
Область применения
А также в случае проведения предпроектного исследования и сбора обратной связи по участию в проекте. Если проект создаётся для целевой аудитории, участники фокус-группы подтверждают актуальность проблемы, которую будет решать данный проект, а также оставляют отзывы после реализации проекта. Они делятся своим восприятием проблемы, и вы можете её детализировать и лучше проработать весь проект.
Специфика работы с фокус-группой
-
Метод позволяет воссоздать ситуацию естественного непринужденного общения, спонтанной коммуникации (включая ситуации согласования мнений или формирования конфликта интересов);
- Участники фокус-группы взаимодействуют с интервьюером и, что особенно важно, друг с другом: в групповой дискуссии они учитывают мнения и реакции других и с учётом из этих реакций могут менять ответы на ходу;
- Более широкий спектр невербальных реакций респондентов (жесты, открытые / закрытые позы, интонация голоса), которые может наблюдать интервьюер;
- Взаимодействие происходит не спонтанно, а в подготовленном для этого месте (тихое помещение, общий стол, сплочённое расположение людей в пространстве), поэтому можно свести к минимуму все отвлекающие факторы и максимально сконцентрировать внимание респондентов на теме обсуждения.
- для исследования необходим сбор статистики (по результатам таких дискуссий нельзя говорить о «процентах»: в этом случае любые количественные соотношения нам не позволят сделать никаких выводов);
- тема исследования не подразумевает наличия «спектра мнений» (что-то слишком очевидное или, наоборот, касающееся социальных прогнозов, не поддающееся простой систематизации).
Что важно учитывать при подготовке фокус-группы:
- Оптимальное число участников. Не менее пяти, но и не более двенадцати (иначе они распадутся на подгруппы и рассредоточится общее внимание участников). В рамках одного полного исследования проводят около шести таких групп, если метод фокус-группы является ведущим;
- Критерий достаточности – теоретическая насыщенность. Это ситуация, когда количество респондентов растёт, а новой информации от этого не появляется – так исследователь понимает, что произошло «насыщение поля», следовательно, можно остановиться и никого больше не спрашивать;
- Гомогенность группы. Участники должны быть схожими по каким-то характеристикам (пол / возраст, место жительства, уровень образования, профессия, доход, политические предпочтения и пр.). При этом группа участников может дробиться на подгруппы с полярно разными мнениями;
- Респондентов (участников фокус-группы) следует отбирать методом «снежного кома» (через знакомых и знакомых знакомых) или с помощью анкеты-фильтра (если нужен отбор по конкретным параметрам);
- К участию в дискуссии формально не допускаются люди, знакомые друг с другом или с модератором (личные отношения могут сказаться на динамике дискуссии, однако в рамках лицейских ИВР это может быть незначительным), и те, кто профессионально знаком с предметом обсуждения;
- Для фокус-групп обычно берётся не более 5 тем для обсуждения на 1,5–2 часа, каждая из которых содержит около 5–7 вопросов на уточнение. В случае выполнения предпроектного исследования для учебного проекта объём может быть меньше.
Практические рекомендации:
- Помещение, в котором будет проходить дискуссия, должно быть комфортным для участников (удобные места, свободная планировка, тепло и сухо), по возможности изолированным от шумов, нейтрально оформленное (чтобы никого не отвлекать);
- Поскольку фокус-группа, как и личное интервью, записывается на диктофон, важно продумать расположение записывающего устройства и обязательно предупредить респондентов о том, что будет вестись запись разговора, но все личные данные не будут использоваться при анализе расшифровок;
- Формулировки вопросов гайда должны быть такими, чтобы их было легко произносить. В вопросах стоит избегать сложных абстрактных понятий – таких, о которых у людей может не быть единого представления.
- В начале дискуссии необходимо представить друг другу всех участников и задать вводные вопросы, чтобы вовлечь респондентов в обсуждение и создать спокойную доверительную обстановку;
- Есть несколько приёмов ведения фокус-группы, их можно выбирать по ситуации или заранее спланировать сценарий модерации:
- Probing. Подробное обсуждение темы («до дна»);
- Балансировка участия. Модератор сам управляет очерёдностью предоставления слова (один-за-другим, по списку, по поднятым рукам);
- Переадресация. Минимальное участие модератора, дискуссия идёт скорее в режиме «респондент-респондент» (участники обсуждают тему между собой, модератор вмешивается только в случае спора или когда обсуждение заканчивается);
- Цитирование. Модератор знакомит со значимыми аспектами темы, которые были предложены респондентами, чтобы уточнить или развернуть ответ;
- «Стравливание» участников. Модератор намеренно сопоставляет противоположные мнения респондентов;
- «Искусственный конфликт». Модератор предлагает участникам моделировать спор, назначает «роли» участников, приводит аргументы «за» и «против» определённой позиции, следит за реакцией респондентов.
- Модератор фокус-группы должен держать под контролем ход беседы, пресекать отклонения от темы, не должен выражать собственные эмоции или давать самостоятельную оценку высказываниям участников;
-
Модератор может вмешаться для корректировки поведения «трудных» участников (слишком болтливые, спорщики или «молчуны» и пр.), которые снижают общую групповую продуктивность. Если спокойный ход беседы прерывается, можно, например, попросить пересесть или обращаться напрямую к неактивному участнику.
Обработка данных
Примеры и литература
О том, как организовать, провести фокус-группу и проанализировать данные по ней, можно почитать в учебнике И.В. Ильина на страницах 222–235.
Наиболее подробное издание о фокус-группах – С. А. Белановский, «Метод фокус-групп».
Пример оформления отчёта по проведению фокус-групп от эксперта кафедры К.А. Антоновой, со времен её учёбы на соцфаке.
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.