• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Метод фокус-групп

Как провести пробное исследование? Или упрощённое интервью?
Как доказать, что ваш проект для кого-то актуален? Как разобраться в проблеме проекта лучше?

Фокус-группа – качественный метод сбора информации. Она представляет собой модерируемую дискуссию. Все члены этой дискуссии должны обладать сходными социально-демографическими характеристиками, установками или моделями поведения. Этот метод был разработан Робертом Мертоном в 1940-е годы в контексте исследования эффективности военной пропаганды [Merton, R.K., Fiske, M. & Kendall, P.A. (1956). The Focused Interview: A Manual of Problems and Procedures. Free Press]. 

Задачи

  1. Выявить модели, по которым происходит формирование мнений;
  2. Получить субъективную информацию (личное мнение, позиция, точка зрения, высказывание) от участников, чтобы: 
  • уточнить или проверить гипотезы,
  • собрать предварительную информацию по теме исследования / проекта и дальнейшего его проектирования.

 

Область применения

Может применяться в качестве «упрощённого интервью», если интервью изначально не подразумевалось как основной метод сбора данных. Фокус-группы особенно удачны в условиях сжатых сроков проведения исследования или на этапе «пилотажа» (= «пробное исследование», когда перед сбором данных нужно проверить, как люди отвечают на вопросы, о том ли мы их спрашиваем, не возникает ли расхождений в трактовках понятий).
А также в случае проведения предпроектного исследования и сбора обратной связи по участию в проекте. Если проект создаётся для целевой аудитории, участники фокус-группы подтверждают актуальность проблемы, которую будет решать данный проект, а также оставляют отзывы после реализации проекта. Они делятся своим восприятием проблемы, и вы можете её детализировать и лучше проработать весь проект.

 

Специфика работы с фокус-группой

  •  Метод позволяет воссоздать ситуацию естественного непринужденного общения, спонтанной коммуникации (включая ситуации согласования мнений или формирования конфликта интересов);

  • Участники фокус-группы взаимодействуют с интервьюером и, что особенно важно, друг с другом: в групповой дискуссии они учитывают мнения и реакции других и с учётом из этих реакций могут менять ответы на ходу;
  • Более широкий спектр невербальных реакций респондентов (жесты, открытые / закрытые позы, интонация голоса), которые может наблюдать интервьюер;
  • Взаимодействие происходит не спонтанно, а в подготовленном для этого месте (тихое помещение, общий стол, сплочённое расположение людей в пространстве), поэтому можно свести к минимуму все отвлекающие факторы и максимально сконцентрировать внимание респондентов на теме обсуждения.
*В реальной исследовательской практике за ходом фокус-группы зачастую следит заказчик исследования или ведущий исследователь. Он находится за непрозрачным зеркалом (последнее не встречается при других социологических методах сбора данных).
 
Ограничения
Фокус-группы неприменимы, если:
  • для исследования необходим сбор статистики (по результатам таких дискуссий нельзя говорить о «процентах»: в этом случае любые количественные соотношения нам не позволят сделать никаких выводов);
  • тема исследования не подразумевает наличия «спектра мнений» (что-то слишком очевидное или, наоборот, касающееся социальных прогнозов, не поддающееся простой систематизации).
 
Организация и проведение

Что важно учитывать при подготовке фокус-группы:
  • Оптимальное число участников. Не менее пяти, но и не более двенадцати (иначе они распадутся на подгруппы и рассредоточится общее внимание участников). В рамках одного полного исследования проводят около шести таких групп, если метод фокус-группы является ведущим;
  • Критерий достаточности – теоретическая насыщенность. Это ситуация, когда количество респондентов растёт, а новой информации от этого не появляется – так исследователь понимает, что произошло «насыщение поля», следовательно, можно остановиться и никого больше не спрашивать;
  • Гомогенность группы. Участники должны быть схожими по каким-то характеристикам (пол / возраст, место жительства, уровень образования, профессия, доход, политические предпочтения и пр.). При этом группа участников может дробиться на подгруппы с полярно разными мнениями;
  • Респондентов (участников фокус-группы) следует отбирать методом «снежного кома» (через знакомых и знакомых знакомых) или с помощью анкеты-фильтра (если нужен отбор по конкретным параметрам);
  • К участию в дискуссии формально не допускаются люди, знакомые друг с другом или с модератором (личные отношения могут сказаться на динамике дискуссии, однако в рамках лицейских ИВР это может быть незначительным), и те, кто профессионально знаком с предметом обсуждения;
  • Для фокус-групп обычно берётся не более 5 тем для обсуждения на 1,5–2 часа, каждая из которых содержит около 5–7 вопросов на уточнение. В случае выполнения предпроектного исследования для учебного проекта объём может быть меньше.

Практические рекомендации:

  • Помещение, в котором будет проходить дискуссия, должно быть комфортным для участников (удобные места, свободная планировка, тепло и сухо), по возможности изолированным от шумов, нейтрально оформленное (чтобы никого не отвлекать);
  • Поскольку фокус-группа, как и личное интервью, записывается на диктофон, важно продумать расположение записывающего устройства и обязательно предупредить респондентов о том, что будет вестись запись разговора, но все личные данные не будут использоваться при анализе расшифровок;
  • Формулировки вопросов гайда должны быть такими, чтобы их было легко произносить. В вопросах стоит избегать сложных абстрактных понятий – таких, о которых у людей может не быть единого представления.
  • В начале дискуссии необходимо представить друг другу всех участников и задать вводные вопросы, чтобы вовлечь респондентов в обсуждение и создать спокойную доверительную обстановку;
      • Есть несколько приёмов ведения фокус-группы, их можно выбирать по ситуации или заранее спланировать сценарий модерации:
  1. Probing.  Подробное обсуждение темы («до дна»);
  2. Балансировка участия. Модератор сам управляет очерёдностью предоставления слова (один-за-другим, по списку, по поднятым рукам);
  3. Переадресация. Минимальное участие модератора, дискуссия идёт скорее в режиме «респондент-респондент» (участники обсуждают тему между собой, модератор вмешивается только в случае спора или когда обсуждение заканчивается);
  4. Цитирование. Модератор знакомит со значимыми аспектами темы, которые были предложены респондентами, чтобы уточнить или развернуть ответ;
  5. «Стравливание» участников. Модератор намеренно сопоставляет противоположные мнения респондентов;
  6. «Искуственный конфликт». Модератор предлагает участникам моделировать спор, назначает «роли» участников, приводит аргументы «за» и «против» определённой позиции, следит за реакцией респондентов.
  • Модератор фокус-группы должен держать под контролем ход беседы, пресекать отклонения от темы, не должен выражать собственные эмоции или давать самостоятельную оценку высказываниям участников;
  • Модератор может вмешаться для корректировки поведения «трудных» участников (слишком болтливые, спорщики или «молчуны» и пр.), которые снижают общую групповую продуктивность. Если спокойный ход беседы прерывается, можно, например, попросить пересесть или обращаться напрямую к неактивному участнику.

 

Обработка данных

Способ представить данные здесь тот же самый, как и в интервью, т.е. расшифровки. Однако необязательно детально выписывать все реплики подряд. Гораздо удобнее систематизировать результат дискуссии, например, разбить на два столбика (плюсы / минусы; за / против; оценки / ожидания) и выписывать только наиболее значимые для анализа цитаты (с указанием порядкового номера респондента). Затем проводится сравнительный анализ реплик (цитат) респондентов.

 

Примеры и литература

О том, как формулировать вопросы для гайда, можно почитать у Л.Я. Аверьянова в книге «Искусство задавать вопросы».
О том, как организовать, провести фокус-группу и проанализировать данные по ней, можно почитать в учебнике И.В. Ильина на страницах 222–235
Наиболее подробное издание о фокус-группах – С. А. Белановский, «Метод фокус-групп»
Пример оформления отчёта по проведению фокус-групп от эксперта кафедры К.А. Антоновой, со времен её учёбы на соцфаке.

 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.