• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Образование



Эта страница — вход в область «Образование» для тех, кто начинает исследование в 10–11 классах. Мы идём от простого к сложному: от идеи — к заявке, от заявки — к сбору и анализу данных, от анализа — к защите. Поехали!
Вы давно учитесь в школе, планируете дальше учиться в университете, и образование – это что-то для вас привычное и, быть может, даже обыденное?
А может быть, напротив, вы хотели бы узнать, почему в разных школах всё устроено очень по-разному? Каким бывает другой образовательный опыт? Вы бы хотели посмотреть на зарубежные практики или попробовать понять, почему после поступления в университет студенты часто хотят изменить свой выбор?
Если вы хотите углубиться в то, как устроен образовательный процесс, изучить различные механизмы построения образования и педагогические практики, ответить для себя на некоторые личные вопросы или понять, как бы хотелось учиться именно вам, то вас ждет исследовательская область ИВР «образование».
В нашей области нас интересует, почему школы и уроки устроены по‑разному; как меняется опыт ученика и учителя; какие результаты считаются важными и как на них влияют правила, расписание, цифровые инструменты. Мы работаем с наблюдениями, интервью и опросами, анализируем документы и учебные материалы, используем простые сравнения «до/после» и описательную статистику. Источники берём на русском и английском; ценим точность формулировок, аккуратное цитирование и соблюдение этики при работе с персональными данными несовершеннолетних.
Чтобы было проще ориентироваться, дальше мы предлагаем смотреть на образование через четыре взаимосвязанных ракурса: как ценность, как процесс, как результат и как институт. Эти «линзы» помогают выбрать фокус, задать корректный вопрос и соотнести методы с доступными данными; ниже вы увидите краткие карточки для каждой из них.
Образование как ценность
Фокус: цели и смыслы обучения, справедливость, равные возможности. Типовые вопросы: какие ценности разделяют участники; как воспринимается «справедливая оценка». Данные: рефлексивные опросы, короткие интервью, аналитика школьных документов о целях. Методы: тематическое кодирование ответов, простая статистика описательного уровня.
Образование как процесс
Фокус: как устроены урок, курс, обратная связь; роли учителя и ученика; практики и технологии. Типовые вопросы: что влияет на внимание и вовлечённость; как формат задания меняет поведение. Данные: наблюдения уроков, протоколы заданий, артефакты работ. Методы: включенное наблюдение и чек-листы, контент анализ, сравнительный анализ.
Образование как результат
Фокус: знания, навыки, метанавыки; остаточные знания; траектории прогресса. Типовые вопросы: что помогает удерживать материал в долгосрочной памяти; как связаны саморегуляция и сроки сдачи. Данные: мини квизы, рубрикаторы, временные ряды оценок. Методы: допороговые тесты, корреляционный анализ, простые модели до/после или квази эксперименты.
Образование как институт
Фокус: школьные правила, нормативы, цифровая инфраструктура, распределение ответственности. Типовые вопросы: как политика домашней работы влияет на нагрузку; как нормативно-правовые акты трактуют образование в разных странах. Данные: положения и регламенты, журналы, объявления, расписания, интервью с админперсоналом. Методы: анализ документов, сопоставления «до/после», кейс стади.
Примеры тем по линзам. Зеленым обозначены простые формулировка, желтым средней сложности, красным сложные для разработки. Это примерные формулировки, их нельзя использовать как темы своих работ.
  • Ценность

    Какие ценности 10‑классники связывают с профильным обучением в предметe X?
    Справедливость оценивания» глазами учащихся и учителей: совпадают ли представления?
    Инклюзия как ценность: как школьные правила поддерживают или ограничивают участие разных групп?
  • Процесс

    Как меняется внимание при разных форматах заданий в течение урока?
    Что эффективнее для улучшения качества работ: оценка, комментарий или рубрикатор?
    Смешанное обучение: влияет ли частота мини‑квизов на вовлечённость и активность на уроке?
  • Результат

    Влияют ли еженедельные мини‑квизы на удержание темы через 2–3 недели?
    Саморегуляция и сроки: предсказывают ли привычки планирования своевременную сдачу?
    Долгосрочные траектории: как меняется уровень остаточных знаний по теме X в течение четверти?
  • Институт

    Как школьная политика домашней работы влияет на нагрузку 10‑классников?
    Внедрение электронного дневника: что изменилось в коммуникации «школа—родители»?
    Политики использования ИИ в учебе: сравнение подходов школ и восприятия учащихся.

Особенности исследований в образовании

 

На уровне Лицея мы выбираем то, к чему есть стабильный доступ и что можно наблюдать без сложных разрешений: отдельный урок или серия уроков, тип домашнего задания, фрагмент курса за четверть, класс/параллель, локальное правило (как выставляют пересдачи, как дают обратную связь), цифровой артефакт (творческие домашние задания в виде роликов или дизайнов). Единица анализа формулируется как конкретный и ограниченный во времени/пространстве случай: «три урока по теме Х в 10А в октябре», «домашние задания по предмету Y в ноябре—декабре», «правило Z в школе К за осеннюю четверть». В описании сразу фиксируем границы (что считаем, что не считаем), доступные источники (наблюдения, документы, артефакты работ, короткие интервью/опросы), нельзя забывать про  ограничения (нет видеосъёмки лиц без согласий; нет персональных данных сверх минимума). Такое заземление переводит общие интересы («как у нас в школе с…») в исследуемые ситуации, пригодные для сбора данных и анализа.

Для исследований в нашей области существует четырёх основных типа вопросов:
* описательные (что происходит и как это устроено),
* сравнительные (чем отличаются два формата/периода/группы),
* оценочные (насколько практика достигает заявленной цели по выбранным показателям),
* объяснительные (почему так и при каких условиях).
Важно помнить, что вопросы необходимо формулировать измеримо: «В 10А за октябрь—ноябрь, при двух форматах обратной связи A и B, какие различия по доле своевременных сдач/количеству исправлений?» Такой каркас сразу задаёт дизайн: какие данные понадобятся, за какой период, по какому показателю и каковы возможные альтернативные объяснения. Объяснительные амбиции («почему так») допустимы, но их стоит опирать на сочетание качественных и количественных данных и формулировать как набор проверяемых гипотез, что может быть сложно на данном этапе вхождения в исследовательскую культуру, поэтому мы рекомендуем воздержаться от формулировки в этой категории. В любом типе вопросы должны быть соотносимы с ресурсами времени, доступом и этическими ограничениями.

Мы поддерживаем простые и прозрачные исследовательские дизайны для разных типов материалов: данных о людях и практиках, текстов и идей, а также нормативных документов. Перед стартом делаем «карту данных/материалов»:

  • Источник/корпус

  • Что именно используем

    Записи уроков, артефакты работ, философские тексты, концепции, НПА.
  • Как собираемся доставать

  • Как будем обрабатывать

    Помните про риски, вам не дадут доступ к персональным данным, не позволят собирать данные неэтичными способами, обрабатывать их с нарушением законодательства.
В нашей области действуют единые правила для всех четырёх линз (ценность, процесс, результат, институт). Перед стартом делаем небольшой пробный шаг — «пилот». Если работа с людьми и практиками, то это 1–2 коротких интервью, 5–10 пробных ответов анкеты или одно наблюдение урока, чтобы проверить, понятны ли вопросы и удобно ли собирать данные. Если работа с текстами и идеями (философия образования), берём 1–2 источника и пробуем создать по ним "схему чтения и кодирования": выписываем ключевые понятия, аргументы, примеры. Если работа с правовыми и институциональными материалами, находим нужный нормативный акт в актуальной редакции, фиксируем источник публикации и пробуем сравнить формулировки норм.
  • Примеры мини‑пилота по линзам:
    Ценность

    Прочитать одну главу классического текста об образовании и по черновой схеме выписать 3–4 ключевые идеи.

    Процесс

    Провести пробное наблюдение одного урока по чек‑листу и понять, всё ли в нём ясно.

    Результат

    Собрать мини‑набор из 10–15 оценок или результатов мини‑квизов за 2 недели, чтобы проверить, как считать нужный показатель.

    Институт

    Найти одно школьное правило (например, про пересдачи), сверить его с НПА и понять, какие пункты вы будете сравнивать.

Эксперты области

Пехкель Михаил Юрьевич

mirashist@mail.ru


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.