• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Культурология

Культурология — та область исследования, в которой могут объединяться междисциплинарные подходы и интересы — и социологические, и исторические, и антропологические. Однако, важно отметить, что описание механизмов культуры должно быть ключевым условием для включения вашей работы в это поле. Внутри этой области предметом вашего исследования могут быть как образы персонажей в литературе, кино, рекламе, так и район города, модный показ, мемы или кладбищенские надгробие. В рамках нашей области важно, что культура не сводится лишь к произведениям искусства, она понимается широко - как знаковая система, которую могут интерпретировать исследователи-культурологи. 

  • План-проспект

    Тема работы

    Тема вашей работы должна быть: 

    а) научной (то есть в ней не должно быть оценок, «житейских» формулировок и т.п.) 

    б) узкой (изучить все кино Казахстана или все слухи о Москве это, конечно, интересно, но, скорее всего, невозможно)

    в) проблемной (это значит, что в заголовке вашего плана-проспекта должно значиться не просто название того феномена, который вы изучаете, но и аспект этого феномена

    КАК НЕ НАДО: «Фильмы о любви 2000-х» 

    КАК НАДО: «Гендерная повестка в американском романтическом кино 2000-х»

     

    Проблема исследования

    Ваш план-проспект, в первую очередь, должен отражать исследовательскую проблематику. Чаще всего она бывает двух типов: 

    1. Восполнение пробела (когда никто еще не исследовал этот объект или никто не смог объяснить как устроен тот или иной феномен) 

    2. Разрешение противоречия 

     

    Наличие исследовательской проблематики отражается в вашем ключевом вопросе, цели и гипотезе. 

     

    Вопрос БЕЗ исследовательской проблематики: Какие женские образы есть в этом фильме? 

    Вопрос С исследовательской проблематикой: Как трансформируются женские образы в фильмах с сюжетами «дева в беде»? (Пояснение: исследовательская проблематика в данном случае  будет заключаться в разрешении противоречия - как могут быть показаны женщины в современных фильмах, которые используют классический патриархальный сюжет о пассивной девушке, которую спасает «принц»?)

    Материалы

    Также в плане-проспекте необходимо указывать материалы и вашу литературу. 

    Материалы — это те источники, которые вы будете непосредственно исследовать, которые вы критически рассматриваете, раскладываете по «кусочкам», анализируете. Материалами могут, например, быть фильмы, рекламы, материалы интервью, результаты опросов, музыкальные композиции и т.п. 

    В графе «Литература» вы указываете ту академическую литературу (статьи, книги, диссертации), на которые вы будете опираться в исследовании (и которые опишете в теоретической части).

    Обратите внимание: Википедия, студопедия и т.п. — это не научные источники!

  • Теоретическая часть

    В теоретической части от вас ожидается обзор вашего исследовательского поля — вы можете подробно описать вашу методологию, а также те исследования, которые связаны (напрямую или косвенно) с вашим предметом исследования. При подборе подходящей литературы для обзора не забывайте концентрироваться именно на представителях культурологического знания. Например, если вы исследуете кино о подростках, то в теоретической части вам нужно описать подходы тех авторов, которые занимаются «подростковым кино» или подростковой культурой, а не описывать психологию подростков или соц. опросы среди, скажем, российских подростков. 

  • Методы исследования

    Как и в любой исследовательской работе, в культурологической крайне важен обоснованный выбор метода и корректное его применение. 

    Вам необходимо будет подробно описать механизм использования метода, то, как вы формируете свою выборку (что это такое?) и как именно работаете с материалом. Помните, что контент-анализ не сводится к «я посмотрел на фотографии и сделал выводы». Мы всегда поддерживаем наглядность, не стесняйтесь включать в работы объемные таблицы и их расшифровку. 

     

    Частые методы в культурологии: 

    • Контент-анализ 
    • Дискурс анализ
    • Семиотический анализ 
    • Опрос
    • Фокус-группа 
    • Интервью (глубинное/экспертное/формализованное) 
    • Ментальные карты 
    • Включенное наблюдение 
    • Автоэтнография 
    • История понятий 

     

    Обратите внимание: анализ, синтез, индукция, дедукция — это не исследовательские методы, а способы рассуждения и мыслительные операции. Исследовательский метод — это инструмент, который позволяет вам последовательно и конкретно «разбирать» ваш предмет исследования.

  • Итоговые материалы

    Проверьте, соблюдается ли логика повествования в вашем тексте — вы описали цель и вопрос, объяснили, почему и в каком контексте возникает проблематика вашего исследования, а затем поэтапно «провели за руку» вашего читателя в поиске ответа на ваш вопрос? 

     

    Не забывайте прописывать все переходы от одной мысли к другой и ставить сноски на те тезисы, которые не являются вашими личными, авторскими. Особенно будьте осторожны с обобщающими суждениями — «Все любят смотреть сериалы», «Люди много сидят в Интернете» — такие суждения либо нужно подтверждать официальной статистикой, либо вообще не использовать, чтобы не сводить все разнообразие культурных практик/предпочтений/людей к чему-то единому. 

     

    Обязательно обращайте внимание на языковой стиль вашей работы, иногда при описании любимого фильма или сериала сложно выстроить исследовательскую дистанцию и воспользоваться грамотным академическим языком, но это крайне важное требование

     

    Не стесняйтесь помещать визуальные материалы внутрь основного текста — когда вы, скажем, описываете кадры фильма или фотографии с модных показов. Не забывайте подписывать все изображения, которые вы используете.

Эксперты области

Космидис Елизавета Алексеевна

kosmidislisa@gmail.com (@kosmidis - телеграм)

Ермишина Ксения Вадимовна

ksusha_er@mail.ru , ВК - Ксюша Аппельберг

Лебедева Оксана

oksana.lebedeva.99@inbox.ru

Дорогие друзья, на всякий случай напоминаем вам правила хорошего тона в академической переписке (это касается общения с экспертами, консультантами и всеми теми, кто помогает вам в исследовательской работе (респондентами, информантами)): 

  • Обращаться к адресату по имени-отчеству и на «Вы», если сам адресат не предложил перейти на «ты» 

  • Не писать в социальных сетях и мессенджерах в нерабочее время (тем более — ночью) 

  • В письме подробно описывать вашу работу и возникшие проблемы и вопросы, чтобы не тратить время на «формальные» письма и не затягивать коммуникацию (и, соответственно, откладывать получение необходимых рекомендаций и комментариев)

  • Старайтесь не ставить экспертов и консультантов в ситуацию цейтнота,  обсуждайте все вопросы заранее (Пример: «Здравствуйте!!!1!11 У меня дедлайн сегодня ночью, оформите мне список литературы оч нужно!» — вот так, пожалуйста, не надо :) )

Полезные материалы

Вот здесь удобно описаны правила оформления литературы и сносок

Вот здесь вы можете ознакомиться с выпускными работами студентов-культурологов

 

Вот научные журналы, материалы из которых могут пригодиться вам в работе (также обратите внимание на структуру этих текстов, то, как в них ставится проблема): 

https://logosjournal.ru/ 

https://www.nlobooks.ru/magazines/teoriya_mody/

https://www.nlobooks.ru/magazines/?f=novoe_literaturnoe_obozrenie 

https://shagi.ranepa.ru/steps/issues/v8n2 

https://sociologica.hse.ru/

https://kinoart.ru/

https://journals.iea.ras.ru/vestantrop 

Археология русской смерти: death studies journal (vk.com) 

 

Вот научно-популярные ресурсы, на которых вы можете черпать вдохновение, искать информацию и узнавать о классиках и новых исследователях в вашей области: 

https://monocler.ru/ 

https://theoryandpractice.ru/ 

https://arzamas.academy/ 

https://postnauka.ru/ 


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.