• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Лицей НИУ ВШЭ

Сотрудничество и взаимоуважение, независимо от возраста и статуса

Завершен международный проект «Академия глазами общества: Польша-Россия»

В Варшаве прошли итоговые мероприятия трехлетнего совместного проекта Высшей школы экономики и Варшавского университета «Академия глазами общества: Польша-Россия». Исследователи ставили перед собой задачу выработать общий академический язык для беспристрастного взгляда на российско-польские отношения.

Стартовавший в 2010 году проект «Академия глазами общества: Польша-Россия», стал продолжением давнего сотрудничества между Институтом гуманитарных историко-теоретических исследований имени А.В. Полетаева (ИГИТИ) ВШЭ и факультетом «Artes Liberales» Варшавского университета по истории социальных и гуманитарных наук. «В наших странах сложились устойчивые историографические традиции освещения событий польской и русской истории, а также польско-российских отношений, и одна из задач проекта — найти общий академический язык для их описания, а также возможность для совместной работы над этими непростыми темами», — отметила директор ИГИТИ Ирина Савельева. И, как не раз отмечал в своих выступлениях главный инициатор проекта польский профессор Ежи Аксер, эта задача должна решаться не за закрытыми дверями профессорских кабинетов, а на площадках, открытых для участия всех заинтересованных сторон, при условии соблюдения ими принципов академической дискуссии.

За три года в рамках проекта состоялось несколько научных мероприятий и открытых семинаров, прошедших в Польше и России. Так, например, в мае 2013 года польско-российские дебаты проходили на базе Высшей школы экономики и международного общества «Мемориал» в Москве. В декабре заключительные Дебаты «Poland-Russia: Searching for New Identity» проходили уже в Варшавском университете. На них рассматривались проблемы современного российского и польского общества, особый акцент был сделан на анализе роли интеллигенции и научного сообщества в поиске новой идентичности обеими нациями в постсоветское время.

Проект ориентирован на диалог между представителями академического сообщества и деятелями культуры, политики, общественных организаций.

Проект ориентирован на диалог между представителями академического сообщества и деятелями культуры, политики, общественных организаций. Так, в дебатах в этом году принял участие известный российский литературовед и публицист, профессор ВШЭ Александр Архангельский, который рассказал о роли писателя в современном российском обществе. Он обратил внимание на роль моделей литературного поведения конца XIX — начала XX веков в том, как позиционируют себя современные писатели в СМИ. С комментариями к его докладу выступили знаменитый польский поэт и переводчик Адам Поморский, а также писатель и режиссер Петр Войцеховский. В докладе российского историка Нины Брагинской был представлен очерк жизни Ольги Фрейденберг, советского филолога-классика и антиковеда. Именно биографический материал стал отправной точкой для осмысления принципов идентичности дореволюционной и советской интеллигенции и основанием для сравнения ее с теми, кто сегодня считает себя наследниками их этических и жизненных принципов.

Институт гуманитарных историко-теоретических исследований выступил организатором одной из панелей дебатов, посвященной роли интеллигенции в советском обществе на разных этапах, начиняя с 1920-х годов и заканчивая брежневскими и перестроечными временами. Владимир Файер в своем докладе проанализировал роль классической филологии в духовных трансформациях позднесоветской эпохи. О связи методологических изысканий философской школы Георгия Щедровицского и попытках создания языка, эффективного для ведения политических и общественных дискуссий, рассказал в своем выступлении Павел Соколов. Юлия Иванова представила обзор подпольных коммунистических молодежных организаций позднесоветского периода, в значительной степени связанных с университетской интеллигенцией, противопоставлявшей себя официальным структурам.

«Я чувствую особую ответственность, поскольку своей работой мы должны были показать эффективность этого начинания и академическому сообществу, и политическим организациям, убедить их привлекать начинающих исследователей к такому формату обсуждения злободневных вопросов и в будущем», — рассказал представитель плеяды молодых, но уже опытных, участников проекта Илья Гурьянов.

Кроме академических дискуссий одним из направлений сотрудничества между университетами является программа обмена и стажировок студентов. С 2009 года при поддержке Варшавского университета и правительства Польской республики студенты и аспиранты ВШЭ проходят стажировки в Варшавском университете, а польские студенты — в Высшей школе экономики, по различным направлениям от классической филологии и антропологии до иконографических исследований и этнографии. В этом году на месячную научную стажировку в Варшаву были приглашены стажеры-исследователи и лаборанты ИГИТИ Андрей Лихацкий, Анастасия Копылова и Анастасия Шалаева, а также студенты первого курса магистерской программы «История знания в сравнительной перспективе» Юлия Михина и Виталий Суховой. Они также приняли участия в работе польско-российских дебатов и в серии выездных семинаров «Images and Icons of Polish Intelligentsia Culture». За три года подобные семинары прошли в Варшаве, Гданьске, Кракове, Вроцлаве, Люблине.

В 2014 году факультет «Artes Liberales» и Институт гуманитарных историко-теоретических исследований имени А.В. Полетаева продолжат сотрудничество в новых проектах.

Людмила Мезенцева, новостная служба портала ВШЭ