• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Лицей НИУ ВШЭ

Сотрудничество и взаимоуважение, независимо от возраста и статуса

К учебе нужно относиться как к проекту

Первый раз Виктория Байдина пришла в Вышку на День открытых дверей в 1996 году, когда училась в восьмом классе. В 2000 году поступила на факультет социологии, а сегодня работает медиа-менеджером Московского региона ОАО "Вымпелком". Согласитесь, для человека, несколько лет назад окончившего университет, это немало. О том, чем запомнилась подготовка к поступлению и сама учеба, Виктория рассказывает в интервью Новостной службе портала.

— Виктория, почему вы решили учиться именно в Высшей школе экономики?

— Все началось с того, что в Вышку поступили друзья нашей семьи — две девочки, которые были старше меня. Я много общалась и с ними, и с их родителями, то есть была наслышана о том, что "Вышка — это круто".

Когда я училась в восьмом классе, начала ездить на дни открытых дверей в разные вузы, и одним из первых была Высшая школа экономики.

— В восьмом классе на дни открытых дверей — не рано ли?

— Наверное, рано, потому что на дне открытых дверей в Вышке восьмиклассников совсем не было. В основном — одиннадцатый класс, реже — десятый, девятый. Я там была самой маленькой, и когда нас делили на группы по возрасту, я не знала, в какую идти. В результате ходила везде, много слушала.

— Что особенно запомнилось на днях открытых дверей в Вышке?

— Студенты. Те, которые появлялись почти на каждом дне открытых дверей и которые, как я тогда поняла, составляли костяк студентов Вышки. Эти люди мне нравились, я хотела учиться с ними в одном вузе, хотела быть на них похожей, разделяла их ценности. Серьезной ценностью для меня было и остается хорошее образование, хотя в тот момент я еще не знала, на какой именно факультет буду поступать.

Уже в девятом классе я познакомилась со многими студентами Вышки, которые были на несколько лет старше меня. Они мне помогали по школьным предметам, давали учебники, рассказывали об университете. К моменту поступления у меня было много друзей, которые уже учились в ГУ-ВШЭ. Наверное, если бы не они, я бы сомневалась при выборе вуза. А так я никуда больше и не пыталась поступать.

— Вы учились на факультете довузовской подготовки?

— Да. Я жила в Подмосковье, в военном городке, и дорога до Кочновского проезда, где тогда располагался ФДП, занимала ровно два часа. Уходила с последних уроков, садилась в маршрутку и ехала в Вышку.

— Почему решили поступать именно на факультет социологии?

— Я познакомилась с преподавателями этого факультета, и они покорили меня своим умом и интеллигентностью. Например, к нам приходили Кирилл Валентинович Сорвин, Александр Александрович Сусоколов, Александр Олегович Крыштановский, ныне покойный.

— Поступили легко?

— Не очень. Закончив ФДП, я плохо сдала математику (3 из 10), а по остальным предметам получила высокие баллы. Поэтому два месяца, оставшиеся до вступительных экзаменов, занималась только математикой и в итоге сдала ее на 6 из 10. Это огромный прогресс.

— У вас наверняка были определенные ожидания в связи с предстоящей учебой. В какой мере они оправдались через пять лет?

— Ожиданий, действительно, было много, причем самых разных. Но я просто не могла ожидать всего того, что получила в итоге.

С самого начала обучения я заинтересовалась деятельностью студенческих организаций, которые существуют в Вышке, и выбрала для себя AIESEC — Международную ассоциацию студентов, изучающих экономику и управление. Мне были интересны студенты других стран, других вузов, международный опыт (у меня свободный английский). Я, разумеется, не могла предполагать до поступления в Вышку, что буду участвовать в работе AIESEC, но именно эта организация отчасти меня сформировала и определила мою будущую профессию.

В 2000 году, когда я поступала в Вышку, AIESEC имела представительства в шести вузах Москвы, в том числе в ГУ-ВШЭ. Сейчас этих представительств уже нет, есть просто организация "AIESEC — Москва". А тогда AIESEC в Вышке — это была особая культура, это были чудесные люди, которые организовывали много разных мероприятий, формальных и неформальных, а потом основали Деловой клуб выпускников нашего университета. Профессиональные конференции, семинары, бизнес-проекты, сделанные руками студентов из AIESEC, сориентировали меня в жизни. На третьем курсе я прошла стажировку в пиар-агентстве и после этого точно знала, чем хочу заниматься дальше. На четвертом курсе вместе с однокурсницей мы организовали конференцию "Маркетинг: от теории к практике", на которую пригласили представителей всех профессий, занимающихся маркетингом, и они рассказывали студентам о своей работе.

Так что, сочетая изучение социологии со студенческой жизнью, с активностью в AIESEC, я получила ответ на вопрос, куда мне двигаться дальше. Более четырех лет я занимаюсь медиа-планированием в крупной компании. Для решения наших задач привлекаются различные агентства, и все люди работают в единой команде. Когда встречаешь в этой команде людей из Высшей школы экономики, а еще лучше — с нашего факультета социологии, работа становится намного интереснее и продуктивнее.

— Они отличаются от других?

— В первую очередь, от коллег из технических вузов. В маркетинг ведь приходят из разных сфер, потому что работа и образование — разные вещи. У выпускников технических вузов очень четкий, структурированный подход к работе. А у выпускников Вышки подход всегда нестандартный, что особенно важно в тех медийных проектах, которые мы запускаем. Прибавьте к этому умение считать, поскольку никто не отменял такие понятия, как медиа-эффективность, ценовая эффективность и проч.

Например, хорошо известен тарифный план "Билайн" "Добро пожаловать!", его целевая аудитория — гастарбайтеры из регионов России и стран СНГ. Как сообщить о нем непосредственно потенциальным клиентам? Нужны нестандартные приемы, и мы их придумали. Например, договорились с тремя крупными застройщиками, которые стали выдавать зарплату рабочим на стройках в конвертах, брендированных этим тарифным планом.

— На конвертах было написано о преимуществах тарифного плана "Добро пожаловать!"?

— Ну да. А вот другая идея, которая, скажу без ложной скромности, принадлежит мне. Было принято решение размещать информацию об этом тарифном плане в газетах, где публикуются вакансии. Ведь когда люди приезжают в Москву, они не свое резюме "вешают" в Интернете, а покупают самые дешевые газеты, с помощью которых можно найти работу. Это та нишевая коммуникация, которая им нужна.

При решении подобных задач выпускник технического вуза, наверное, все сделает хорошо, но не сделает так, как выпускник факультета социологии ГУ-ВШЭ.

— Вы сказали, что выбрали факультет социологии, в том числе, благодаря преподавателям. По поводу преподавателей ожидания оправдались?

— Более чем. Мы стали не просто общаться, но и дружить с некоторыми преподавателями. Это может показаться невероятным, но это очень правильно, особенно во время обучения. Ведь студентов и преподавателей очень многое объединяет.

Однажды мы пошли на концерт к нашему преподавателю Андрею Шевчуку (он довольно известный музыкант) — было безумно интересно, просто море эмоций. Он тогда еще не записал свой первый альбом, играл в небольших клубах, и мы ездили на его концерт куда-то в Новогиреево. Потом многие наши преподаватели стали ходить к нему на концерты, и там мы стали общаться с ними в неформальной обстановке — помню, даже Вадим Валерьевич Радаев однажды танцевал…

Другой наш преподаватель — Денис Олегович Стребков, физик по первому образованию, — мне раньше представлялся эдаким оторванным от жизни физиком-теоретиком, а потом оказалось, что он очень интересный человек. Он тогда работал в компании "Атон", и я поняла, что это полноценная личность, а не какой-то "книжный червь", которого ничего, кроме науки, не интересует. Он сделал карьеру в бизнесе, у него отличная семья, ребенок.

— Вы считаете, что если человека, кроме науки, ничего не интересует, это плохо?

— Честно говоря, до знакомства с преподавателями факультета социологии я вообще отвергала любую академическую карьеру. Была убеждена, что нужно развиваться только в бизнесе, где все намного интереснее и важнее, а научная деятельность мне казалось странной и непонятной. А потом поняла, что она может быть частью жизни. Можно состояться в бизнесе, в общественной деятельности, в семейной жизни, в науке… Просто это разные ипостаси самореализации личности.

— Кто был вашим научным руководителем?

Яна Михайловна Рощина. Я ей безумно благодарна, она одна из лучших преподавателей. Мне в ней нравится последовательность, четкость, систематичность. Прочитаешь какую-нибудь книжку, остается общее впечатление, а она умеет разъяснить логику автора, разъяснить его идеи, разложить информацию по полочкам.

— На каком курсе вам было учиться тяжелее всего?

— Скорее всего, на младших курсах. Легче стало на третьем, когда я начала работать. Именно тогда у меня появился рецепт успешной учебы. Я стала относиться к каждому предмету как к проекту, который лимитирован по времени, у которого есть обязательные этапы, и необходимо четкое понимание того, что нужно сделать для его выполнения.

Вообще любое дело становится успешным только в том случае, если от него получаешь удовольствие, но одновременно себя не жалеешь. Когда я дописывала диплом, то работала на полную ставку, то есть занималась работой каждый день часов до восьми. Были случаи, когда времени на сон вообще не оставалось. Но это не страшно: выспаться успеем на пенсии!

— Так считали все ваши однокурсники?

— Нет. Были такие, кто чувствовал себя очень расслабленно, и у них, кстати, потом не было быстрого старта в карьере. Наиболее целеустремленными оказывались ребята из регионов, которых я очень уважаю: чем сложнее старт, тем успешнее потом складывается карьера.

— Вы бы сейчас посоветовали выпускникам Вышки идти работать в сферу медиа-планирования?

— Все зависит от личностных качеств конкретного человека. Сейчас мне, конечно, уже легче работать, а когда начинала, было безумно тяжело — доходило до скандалов, до слез… Это тяжелый бизнес. Здесь нужны самые разные знания — от математики до стратегического менеджмента — и самые разные компетенции, главная из которых — умение общаться с людьми. Но если человеку свойственна трезвость ума, усидчивость, ответственность, целеустремленность и, возможно, даже некоторая жестокость, в эту сферу надо идти, результат того стоит.

— Чем вы гордитесь из того, что удалось сделать?

— Есть два проекта, которыми, в самом деле, стоит гордиться.

Во-первых, удалось поступить в такой вуз, как Вышка.

Во-вторых, удалось сделать карьеру в успешной компании. В "Вымпелкоме" я отвечаю за медиа-планирование для Московского региона, у меня своя стратегия, свой бюджет, свои результаты, своя локальная аудитория. Согласитесь, для человека, несколько лет назад окончившего университет, это немало.

Излишне говорить, что второй проект вряд ли состоялся бы без первого.

Людмила Мезенцева, Борис Старцев, Новостная служба портала