• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Лицей НИУ ВШЭ

Сотрудничество и взаимоуважение, независимо от возраста и статуса

Серебряный птенец: Константин Глазков

Победитель конкурса «Золотая вышка» в номинации «Серебряный птенец», студент четвертого курса факультета социологии ВШЭ Константин Глазков возглавляет Социологический клуб «Город». В интервью стажеру новостной службы портала, студентке ВШЭ Елене Зверевой, он рассказал о своей учебе и планах на послеуниверситетскую жизнь.

— Начнем с самого начала — как ты попал в Вышку?

— В десятом классе я начал на пробу посещать курсы различных вышкинских преподавателей. Из них мне больше всего понравился курс по социологии и его преподаватель Кирилл Валентинович Сорвин. На его занятиях была особенная атмосфера. В конце учебного года я решил, что точно хочу заниматься социологией, и с того момента уже не сворачивал с пути. Я ходил на специальные курсы для абитуриентов соцфака, ездил на выездную школу социологического клуба «Город» для одиннадцатиклассников, участвовал во всех олимпиадах, которые могли принести пользу, и добился в этом деле определенного успеха. Таким образом, к маю выпускного года я уже знал, что с поступлением у меня все в порядке.

— Теперь ты на последнем курсе. Что для тебя является самым важным в обучении?

— С третьего курса у меня сформировался альтернативный взгляд на учебу и суть учебного процесса, я стал больше внимания уделять собственной проектно-учебной деятельности и учиться не совсем по расписанию. Но, на мой взгляд, самой правильной позицией в учебе является предзаданный интерес, убежденность в полезности дисциплины, включенной в учебный план и в работу определенных преподавателей.

Если говорить о дисциплинах, для меня самые полезные и интересные — это в первую очередь те, которые помогают осуществить, в моем понимании, призвание социолога — обеспечить сцепление, грубо говоря, философии и математики. Поэтому важны и теоретические предметы, позволяющие обсудить прочитанные тексты, и более «практические» курсы сбора и анализа данных, и сам процесс объединения этих дисциплин — работа над курсовой.

— А какие, на твой взгляд, преподаватели повлияли на тебя больше всего?

— На самом деле почти все преподаватели заслуживают упоминания как во многом на меня повлиявшие, особенно на первом курсе. Уместно вспомнить и старших товарищей — «горожан», к тому же многие из них сейчас преподают на нашем факультете. Важнейшее влияние на меня оказали научные руководители, обучавшие нас работе над первыми проектами и курсовыми. На втором курсе таким наставником для нас стала Галина Кимовна Балашова, которая научила, как делать настоящую, хорошую работу, поставила нам очень высокий уровень запроса к себе, необходимый для профессионального исследования. В дальнейшем для меня была важна атмосфера свободы обсуждения и размышления над тем, чем я хотел заниматься, и сохранить ее для себя мне помог второй мой научный руководитель, Иван Владимирович Павлюткин.

— Каковы твои исследовательские интересы?

— По-моему, социальную жизнь очень интересно и полезно проецировать на место, пространство, и по пространству создавать некие гипотезы или делать выводы по поводу социального. На мой взгляд, наиболее нуждаются в таком «вещественном» компоненте городские исследования, поэтому я больше занимаюсь ими. Все мои проекты и исследовательские работы, в том числе и дипломная, ориентируются на развитие этой темы. Другими словами, сейчас мои интересы находятся на стыке социологии и социальной географии, при этом мне хочется проводить такие исследования более интересными для меня и новыми методами, которые могут быть еще не признаны в традиционной социологии.

— Были мысли о стажировках за границей? Возможно, ты планировал учиться или работать за рубежом?

— Я все больше ощущаю интерес и необходимость поездок такого рода. Поехать куда-нибудь с научными целями — это всегда здорово, поэтому я собираюсь искать возможные варианты, хотя в Вышке они и сами могут тебя найти. Вдобавок ко всему интересующий меня «стык» на границах наук вообще вызывает недоумение в России, хотя, например, в Англии существуют специалисты, называющие себя «социальными географами». У нас интерес к таким исследованиям можно встретить очень редко, соответственно, мне, наверно, придется искать единомышленников где-то еще.

— Каким ты представляешь свое будущее? Хотел бы остаться в университете и заняться преподавательской и научной деятельностью?

— В общем, да, хотел бы — еще с того момента на третьем курсе, когда понял, как это здорово — заниматься собственными исследованиями, причем так, как тебе хочется, в твоем режиме. Конечно, исследовательская и преподавательская деятельность имеют свои путы, но пока что мне кажется, что я готов к такому варианту развития событий. С преподаванием, так или иначе, связана наша деятельность в клубе «Город». В Вышке есть множество подобных проектов, мне посчастливилось участвовать в «Посланниках науки» и в работе учебным ассистентом. Это, конечно, не полноценное преподавательство, но возможность рассказывать о науке в доступной форме, помогать младшим студентам доставляет мне большое удовольствие.

— А что тебе хотелось бы изменить или улучшить в Вышке?

— То, что я могу сейчас вспомнить, даже минусом не назовешь, в основном это разные бюрократические проволочки, с которыми приходится сталкиваться, например, когда нужно представлять Вышку на научной конференции, которая выпадает прямо на сессионную неделю, или при работе клуба «Город», хотя наша клубная работа почти не требует постороннего вмешательства.

— Ты бы мог дать какой-то совет младшим студентам?

— Я бы пожелал всем студентам Вышки не быть одиночками, найти людей, с которыми было бы полезно и приятно общаться, расти профессионально. Такое общение, возможно, не всегда приносит бонусы в виде оценок или публикаций, но зато оно ценно тем, что помогает взглянуть на многие вещи с другой стороны.

 

Елена Зверева, студентка первого курса факультета социологии, стажер новостной службы портала ВШЭ