• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Лицей НИУ ВШЭ

Сотрудничество и взаимоуважение, независимо от возраста и статуса

Позвонили, объяснили, вдохновили

Абитуриент Высшей школы экономики в приемной комиссии. Фото: проект студентов ВШЭ «Поступаем в Вышку»

На время приемной кампании в НИУ ВШЭ организован call-центр, сотрудники которого каждый день связываются с сотнями абитуриентов, стремящихся поступить в Вышку. Это делается для того, чтобы определить проходной балл на каждую программу и сформировать список приглашенных к зачислению абитуриентов. Кто и о чем разговаривает с потенциальными студентами — в репортаже новостной службы ВШЭ.

Кто звонит

Call-центр — это не нанятые специально для этой цели сторонние люди, а сами преподаватели образовательных программ Вышки. И это — принципиальный момент. «Очень много вопросов по учебе, по структуре программы, курсам. Человек со стороны на них просто не смог бы ответить», — уверена замруководителя департамента психологии ВШЭ Милана Хачатурова, которая обзванивает абитуриентов-психологов.

Еще более характерный пример — у замдекана факультета коммуникаций, медиа и дизайна Ольги Афанасьевой (она общается с абитуриентами программы «Реклама и связи с общественностью»). «Сегодня звонила абитуриентке, которая набрала 380 баллов, — рассказывает она. — Говорю: «Вы проходите». Абитуриентка: «Не может быть! Я сто какая-то в списке». Объясняю, что из тех, кто выше нее, кто-то идет на другую программу в Вышке, кто-то — в другой вуз, так что она, если принесет оригиналы документов, будет зачислена на нашу программу. Реакция: «А вы точно нам подтверждаете?» Пришлось назвать свою должность, тогда поверили».

Когда абитуриентам сообщают, что их баллов хватит на бюджетное место, кто-то теряет дар речи, кто-то кричит от счастья, а кто-то прыгает от радости так, что слышно даже в трубке.

Свобода выбора

В приемной комиссии ВШЭ поясняют, что одна из целей этого обзвона — выяснить, кто из подавших заявление в Вышку точно собирается поступать именно сюда, а у кого в приоритете все-таки другой вуз.На основании этой информации будет формироваться список приглашенных к зачислению абитуриентов (его опубликуют 30 июля).

«Прозрачность — серьезное основание выбора абитуриентом того или иного вуза или программы, — уверена Ольга Афанасьева. — Был такой случай: девушка, у которой в приоритете был другой вуз, получила там пограничные баллы, а у нас она точно проходит, и я ей об этом сказала. Но она попыталась добиться ясности и от того вуза — а ей там ничего не сказали. Сегодня она подтвердила, что принесет оригиналы нам».

Можно ли передумать после того, как сказал «да»? Можно. «Право передумать есть всегда, но я по опыту знаю, что у нас самые преданные абитуриенты, и подлинники аттестатов забирают крайне редко, — говорит академический руководитель программы «Дизайн» Ульяна Аристова. — К нам идут люди, которые хотят учиться именно у нас, а в другие вузы подают документы исключительно для подстраховки, потому что знают, что у нас высокие требования. Программа «Дизайн» принципиально отличается от всех аналогичных программ других вузов своей структурой, содержанием, звездным составом кураторов и организацией обучения, поэтому для подавляющего большинства наших абитуриентов является программой первого выбора».

По словам Ульяны Аристовой, в этом году на программу пришли абитуриенты с очень высоким баллом ЕГЭ. «В прошлом году проходной балл у нас был 247, сейчас он существенно повысится, — уверена она. — Традиционно у нас серьезно подготовленные, мотивированные, грамотные абитуриенты с хорошим представлением и о профессии, и об истории культуры и искусства, но каждый новый набор отличается от предыдущего, ведь это разные поколения».

Поговорить по душам

У этих звонков есть и «побочный эффект» — абитуриенты используют их для индивидуальных консультаций. Сотрудники Вышки против этого не возражают. «Самые мотивированные, самые вдумчивые абитуриенты, которые хотят не абы куда на бюджет, а имеют желание и возможность выбирать, часто используют наш звонок для того, чтобы получить дополнительную консультацию, что-то для себя прояснить, — говорит замдекана факультета бизнеса и менеджмента Ирина Лесовская, которая общается с абитуриентами программ «Бизнес-информатика», «Менеджмент» и «Логистика и управление цепями поставок». — Такой абитуриент — самый правильный, поэтому разговор может и 20 минут длиться, ведь приятно идти навстречу людям, которые в тебе заинтересованы».

А у психологов разговоры порой превращаются в настоящие психологические консультации.«Бывает, что абитуриенты говорят: «Я и к вам хочу, и в другой вуз хочу, не знаю, что выберу», — рассказывает Милана Хачатурова. — В таких ситуациях я прошу абитуриента максимально честно описать ситуацию — вот как она есть. Так и мне, и ему самому многое станет понятнее. Главное — никакого принуждения и давления».

На всех программах абитуриентам, которые явно не проходят на бюджетные места, рассказывают о скидках на обучение и возможности взять образовательный кредит.

«Сумма “400 тыс.” (столько стоит год обучения на «Менеджменте» и «Бизнес-информатике» — прим.) запечатлевается в сознании и многие забывают, что у нас существуют скидки до 70%, мы напоминаем об этом, — говорит Ирина Лесовская. — Но если родители понимают, что они не тянут коммерцию, начинаются другие вопросы: “Если мы закончим бакалавриат другого вуза, насколько велика вероятность потом попасть к вам в магистратуру?”»

Сотрудники call-центра разговаривают не только с абитуриентами, но и их родителями. Иногда это выливается в объяснение самых основ. Например, родителям абитуриентов, поступающих на бизнес-информатику, приходится рассказывать, что вообще за направление выбрал их ребенок. По словам Лесовской, родители оперируют теми знаниями, которыми владели в период своего студенчества:«Если мама или папа учились на экономиста — пусть даже это было при советской власти, они имеют представление о содержании этого образования. А что такое бизнес-информатика — не понимает никто. Нас спрашивают, кем работают выпускники, что написано у них в дипломе, насколько это на рынке востребовано? Мы все это объясняем».

Всегда на связи

У Ульяны Аристовой звонит телефон: это один из абитуриентов договаривается об удобном времени, чтобы приехать заключить договор. Индивидуальный подход к абитуриентам применяют все сотрудники call-центра Вышки, ведь для ребят важно личное отношение к их проблеме. Бывает и так, что абитуриенты и их родители приходят от звонка в такое волнение, что просят сотрудников call-центра оставить свой телефон и звонят сами попозже, когда успокоятся и соберутся с мыслями. «Я всегда оставляю свой личный номер телефона, — говорит Милана Хачатурова. — Очень важно, чтобы ребята и родители понимали: этот наш разговор не последний. Они могут мне перезвонить, если у них появятся еще вопросы».

А что дальше?

30 июля будет опубликован список тех, кого Вышка приглашает к зачислению на бюджет. Задача таких абитуриентов — максимально быстро отреагировать и принести оригиналы на свою программу. «Если вы не попали в этот список, но все равно хотите учиться в Вышке, у вас есть возможность учиться на платных местах, в том числе со скидкой или взяв кредит. Лучше учиться там, где хочется, а не там, где тебя берут», — напоминают в приемной комиссии.