Как это было в 2023 году?
В прошлом году участники Конференции представили работы, отражающие реальность, в которой нам приходится существовать в последнее время — реальность пандемии. Как показал этот период, категории болезни и эпидемии могут анализировать не только врачи, фармацевты и биохимики, но и философы, историки, социологи, культурологи, искусствоведы. В этом году мы предлагаем продолжить исследовать процессы постпандемийного периода, поэтому темой года стал стресс, на который можно взглянуть и как на метафору, и как на реальный психологический, социальный и культурный феномен.
Секции и темы исследований
Секции «Смотря какой Society, смотря сколько Stress — о повседневном стрессе в межличностных взаимодействиях»; «Право и стресс: правовые последствия нападения, защиты и бездействия»
Секция «Искусство как метафора действительности: отражение различных типов стресса в мировой художественной культуре и городском пространстве»
Секция «Говорить о стрессе, думать о стрессе»
Секция «Стресс в образовании или образование стресса?»
Секция «Natura accentus: стресс с точки зрения естественных наук»
Стендовая конференция-питчинг образовательных проектов
Как это было в 2022 году?
Тема 2022 года: от Юстиниановой чумы до «Омикрона» — пандемии и их роль в жизни общества. В этом году мы предлагаем участникам конференции отрефлексировать ту реальность, в которой нам приходится существовать в последнее время — реальность пандемии. Как показал этот период, категории болезни и эпидемии могут анализировать не только врачи, фармацевты и биохимики, но и философы, историки, социологи, культурологи, искусствоведы.
История эпидемий: от Юстиниановой чумы до «Омикрона»
Эпидемии знакомы человечеству уже много веков. От Юстиниановой чумы погибли десятки тысяч жителей Восточной Римской империи. И потом на протяжении всей истории городские цивилизации сталкивались со множеством болезней, поражающих все население. Оспа, корь, сифилис, холера, сыпной тиф, грипп, коронавирус… Некоторые из этих болезней опустошали целые регионы, приводили к закату государств или исчезновению этносов. До сих пор они сохраняются в коллективной памяти столкнувшихся с ними народов. Как современники осмысляли эпидемии? Есть ли характерные всем тропы для их описания? Какие меры предосторожности и способы лечения были распространены при той или иной болезни? Как правительства реагировали на чрезвычайные ситуации и какие меры применяли? Что изменилось в социальном и политическом устройстве вследствие массовых болезней? Над этими и другими историческими и историографическими вопросами мы предлагаем вам поразмышлять в рамках этой секции.
Образовательные области: история, социальные науки (социология, социальная антропология, культурология), МХК
Азия и Африка до, во время и после эпидемий и пандемий: социальный, экономический и политический ландшафт
Эпидемии и пандемии существенно влияли и трансформировали развитие стран и целых регионов. Государства Востока по-разному оценивали и реагировали на эпидемиологические вызовы. Последствия разработанных мер и политика по борьбе с эпидемиями разного масштаба находят отражение как в культуре и искусстве, так и во внутренней политике и экономическом развитии стран, в масштабах и качестве сотрудничества на региональном и трансрегиональном уровнях, и в содержании глобальных процессов. В рамках этой секции мы предлагаем вам раскрыть историческое и современное состояние и степень изученности эпидемиологических факторов развития стран Востока.
Области знания, связанные с востоковедением, с каждым годом становятся все более актуальными. Поэтому необходимо давать возможность исследователям, которые занимаются проблемами стран Азии и Африки, выступать на специализированный площадке, которую модерируют эксперты в области. В рамках нашей конференции исследователи смогут представить свои доклады и поучаствовать в обсуждениях с профессиональными востоковедами.
— Николь Николаевна Сукиасянц, организатор секции
Образовательные области: востоковедение (история, экономика, политология, социология стран Азии и Африки), исследования интернета и медиа
Социальное в онлайне: основные тренды в культуре и коммуникации в эпоху пандемии
Массовый переход в онлайн во время пандемии вызвал интерес к освоению новых средств связи, выстраиванию новых правил общения, информационной перегрузке, в связи с чем в рамках нашей секции было бы интересно обсудить ряд вопросов. Как выстраивать онлайн-коммуникацию с теми, с кем привыкли общаться в живую: преподаватели, коллеги по работе, знакомые? Как формируется «новая этика» и нэтикет в условиях пандемии? Как распределять время на учёбу или на работу в условиях дистанционного формата, на отдых, общение с друзьями и ежедневную рутину дома? Как конструировать свою идентичность в онлайн-пространстве: хобби и досуг, работа и стиль жизни? Какие тренды стали популярны за время самоизоляции: ЗОЖ, осознанное потребление, концепция zero waste, экологическая культура? Какие онлайн-сообщества помогали нам с вами социализироваться: группы по интересам, вечеринки в зуме, кино- и игровые стримы?
Образовательные области: социальные науки (социология, социальная антропология, политология, социальная психология, экономическая социология), гуманитарные науки (культурология, социолингвистика), исследования интернета и медиа
Реальное и воображаемое пространство эпидемий: искусство, литература, город
Искусство — визуальное, аудиальное и аудиовизуальное - всегда ярко и порой непредсказуемо реагирует на природные, общественные и культурные кризисы. Не исключение и эпохи эпидемий: чума порождает живописный и литературный сюжет «Пляска смерти»; холера – произведения Арнольда Беклина, Томаса Манна, Сомерсета Моэма, произведения русских писателей; чахотка становится проклятием и вдохновением для Рембрандта и ею болеют герои Ф. Достоевского, Л. Толстого, И. Тургенева, В. Короленко, А. Чехова, А. Куприна. А в эпоху ковида появляются фильмы, сериалы и фото-проекты, снятые через zoom. Изучение «следов эпидемий» в литературе и искусстве не только шаг к пониманию культурного бэкграунда, но и создание актуального описания мира искусства, а также изучение новых тенденций, например, развитие диджитал и NFT искусства. Меняется и город: закрываются или реорганизуются публичные пространства, меняются городские практики и поведение жителей, терпит изменения экономика города, например, появились курьеры, которым даже был установлен памятник в Москве. В рамках этой секции мы предлагаем вам рассмотреть отражение эпидемий в разных видах искусства и литературе, а также отражение современной ситуации в городском пространстве.
Образовательные области: МХК, литература, музыка, культурология, искусствоведение, социальная антропология, городская антропология, урбанистика, философия, исследования медиа
Права, свободы и их ограничения в пандемию
Государства ввели ограничения в период пандемии в разных сферах: предпринимательской, трудовой, социальной, образовательной, туристической, медицинской и многих-многих других. Многие юристы стали говорить о том, что государственные органы и должностные лица, издавшие в период пандемии указы и распоряжения, ограничивающие свободы граждан и организаций, не обладали для этого компетенцией, нарушали процедуру, да и сами решения были вне предметов их ведения. Некоторые считают, что ответственность за эти решения легла на плечи работодателей и самих же граждан. Так можно ли постфактум сказать, что государства все же взяли на себя ответственность за эти ограничения? С какими правовыми последствиями таких решений столкнулось общество, судебная система? И как в непредвиденных ситуациях государство и общество может приходить к совместным правовым решениям? В рамках нашей секции мы предлагаем вам дать правовую оценку решениям, принятым государственными органами и должностными лицами по борьбе с пандемией, поразмышлять над проблемами, связанными с осмыслением принципов права, естественных прав человека, пределов их ограничений и идее правового государства.
Образовательные области: право, обществознание, биоэтика
Не только про пандемию: актуальные вопросы образования
Конференция, объединяющая школьников, студентов, преподавателей и профессиональных исследователей, видится удачным местом для рефлексии над образованием - как в рамках темы эпидемий и их влияния на образовательные форматы и техники, так и вне этих рамок. Эта секция является автономной площадкой для обсуждения актуальных вопросов образования и объединяет междисциплинарные исследования, фокусирующиеся на философии, экономике и социологии образования.
Образовательные области: педагогика, история, социальные науки (социология, социальная психология, социальная антропология), философия, экономика и статистика
Познавая пандемию — современные гуманитарные, математические и компьютерные методы исследования эпидемий и их влияния на социокультурные процессы
Как точно подсчитать всех заболевших? Возможно ли просчитать необходимое количество привитых для формирования «коллективного иммунитета»? Можно ли вычислять опасные слухи о коронавирусе, появляющиеся в Интернете? Эти и другие вопросы задавали и продолжают задавать тысячи людей во всем мире, желающие приблизиться к пониманию вируса - и с биологической, и с культурной (“инфодемической”) стороны. Чтобы дать ответы на эти вопросы, нужно использовать новые и более совершенные исследовательские методы работы с данными. Однако существует и обратная сторона трансформации исследовательских методов в эпоху пандемии, которая заключается в необходимости перевода ряда офлайн-методов в онлайн-среду, переосмыслить и адаптировать их. В рамках этой секции мы предлагаем вам обсудить как методы исследования пандемии, так и методы исследования в пандемию, то есть попробовать понять возможность использования новых методов исследований (big data, distant reading, методы диджитал антропологии) и адаптации старых методов (опроса, интервью, включенного наблюдения) в новой коронавирусной реальности.
Образовательные области: информатика, социальные науки (социология, социальная антропология, политология), гуманитарные науки (лингвистика), математика