О Конференции

В 2021 году у нас, преподавателей Лицея НИУ ВШЭ, родилась идея провести конференцию для школьников. Конференций для учащихся в России проводится очень много. Это и просто школьные конференции, конференции городские и региональные, или с международным участием, научные и научно-практические. Школьники представляют свои исследования и проекты по разным областям – от гуманитарных до технических, от исследований в области медицины до проектов в бизнесе и IT-технологиях. И целью всех конференций является объединение учащихся, заинтересованных в развитии своего интеллектуального и культурного уровня, учащихся, стремящихся к углублению знаний не только по отдельным предметам, но и в области современных научных знаний. Все конференции ставят перед собой цель создать условия, которые будут способствовать развитию интеллектуального и творческого потенциала учащихся, вовлечь их в научную, исследовательскую и проектную среду. К работе на конференциях привлекаются ученые, которые дают экспертную оценку, консультируют школьников,  но это все в основном конференции, проводимые на конкурсной основе, а нам захотелось попробовать отойти от привычных, традиционных конкурсных форматов, попробовать создать среду, в которой будет проходить интеллектуальное общение исследователей разных возрастов. Для создания такой интеллектуальной среды нужно простроить вертикальные связи: школьник – студент – ученый; ученическое исследование – студенческая курсовая или диплом – исследовательская работа преподавателя – монография ученого. Поэтому задачи, которые мы поставили перед собой – это, прежде всего, формирование интереса к исследованиям, сотрудничество на разных уровнях владения исследуемого материала, профессиональное общение на разных уровнях владения научными знаниями. Очень важно, чтобы молодые исследователи, школьники и студенты, смогли сначала понять, что такое научное сообщество,  а потом и войти в него. И для нас здесь главное не конкуренция, не соперничество, не псевдонаучный подход, а заинтересованность в теме, подходах к ее рассмотрению. Главное для нас – научить исследовательским подходам:  понимать, что уже сделано в этой области, а потом проводить свое собственное исследование, совершить, пускай маленькое, но свое открытие. Мы хотим, чтобы,  приняв во внимание все недочеты, на которые указали бы опытные исследователи, школьники и студенты продолжили свой путь, чтобы у них не пропало желание творить, желание дальше заниматься наукой. И мы понимаем, что это еще одна проблема, которая стоит уже перед руководителями проектно-исследовательских работ школьников. Поэтому мы хотим пригласить к диалогу по этим проблемам всех заинтересованных – и наших коллег-преподавателей, и специалистов академической и вузовской науки – и предлагаем провести ряд встреч. А наших юных исследователей, школьников и студентов, приглашаем на онлайн встречи, на которых можно будет уже сейчас начать общение по интересующим темам и получить консультации.

А в этом году мы приглашаем принять участие в конференции, тема которой связана с вызовами времени, и это не только вызовы современности. Это проблемы, призывы, предъявления, которые были в мировой истории, которые требовали разрешения и которые влияли на развитие абсолютно всех сфер человеческой жизни. 

Каждая новая историческая эпоха – вызов: «неолитическая революция» привела к разделению труда и появлению права собственности; в III в. до н.э. в Греции изобрели колесо, которое, по мнению историков, стало прообразом водяных мельниц; с изобретением же компаса был совершен переворот в истории мореплавания и приближена Эпоха великих географических открытий, которая в свою очередь расширила представления людей о земле. Создание бумаги и печатного станка, производство лампочки и антибиотиков - все двигало науку вперед, а разработка реактивного двигателя вообще привела к полету человека в космос,  открыв дверь во вселенную, и вот уже в наши дни снимают фильмы на орбитальных станциях. Лобачевский еще в 30 годы XIX века положил начало неевклидовой геометрии, и вот уже в начале XX века в изобразительном искусстве эти идеи начинают применять представители кубизма, футуризма, а Малевич формулирует идею супрематизма, разрабатывает архитектоны, которые теперь применяются в строительстве городов. 

Как же одно событие изменило человечество? Как некое явление открыло путь к новым достижениям? На эти и другие вопросы мы постараемся ответить вместе с вами на наших секциях.